Сумбурный политкорректный документально-драматический мини-сериал о гей-активистах в Сан-Франциско
В начале 1970-х выпускник Клив Джонс (Остин МакКензи), военный матрос Кен Джонс (Джонатан Майджорс) и радикальная феминистка Рома Гай (Эмили Скеггс) оказываются в Сан-Франциско. Все трое принадлежат к сексуальному меньшинству, и город, который славится своими вольными нравами, становится их местом борьбы за свои гражданские права. Активистов не останавливает ни общественное порицание, ни семейное непонимание, ни полицейские побои, ни даже смертельные заболевания.
С тех пор как в 2009 году бывший мормон и открытый гей Дастин Лэнс Блэк получил «Оскар» за сценарий байопика «Харви Милк», творчество Блэка стало почти полностью сосредоточено на сексуальных меньшинствах и их политической борьбе. Так, в 2011 году он написал пьесу «8», основанную на слушаниях по поводу права однополых прав на заключение брака. Тогда же Клинт Иствуд выпустил снятый по сценарию Блэка байопик «Дж. Эдгар», в котором важную сюжетную роль играла сексуальная ориентация легендарного директора ФБР.
«Когда мы восстанем» развивает темы, затронутые и раскрытые в «Харви Милке». Этот четырехсерийный мини-сериал основан на реальных событиях из жизни гей-активистов из Сан-Франциско. В первой половине шоу два Джонса (они не родственники) и Гай предстают молодыми людьми, только начинающими свою борьбу, а во второй половине сериала это уже «зубры», которые многого добились, но которым еще многое предстоит (шоу заканчивается сражением за однополые браки при президенте Буше-младшем). Соответственно, в двух заключительных сериях героев играют уже не молодые актеры, а знаменитые исполнители Гай Пирс, Майкл К. Уильямс и Мэри-Луиз Паркер. Вообще в сериале много известных лиц – от героини сериала «Клиент всегда мертв» Рэйчел Гриффитс до комедиантки Вупи Голдберг, у которой в «Когда мы восстанем» роль отнюдь не комическая.
Располагая всего шестью часами экранного времени (каждая серия шоу идет полтора часа), Блэк попытался объять необъятное – охватить несколько десятилетий идеологической борьбы и отразить не только противостояние меньшинства с большинством, но и сложную личную жизнь главных героев, а также постоянные трения внутри сообщества, к которому они принадлежат. Порой сериал напоминает о таком, о чем сейчас левые активисты в США не любят вспоминать – о презрении к лесбиянкам со стороны «мейнстримных» феминисток или о расизме в гей-среде, заставляющем людей вроде Кена Джонса чувствовать себя вдвойне изгоями. Или даже втройне, поскольку Кен не только чернокожий гей, но еще и верующий христианин.
Масса событий, масса персонажей, масса отсылок к историческим фактам и личностям… «Когда мы восстанем» требует внимательного просмотра и открытой «Википедии» (если, конечно, вы не являетесь знатоком американской политики последних десятилетий). При этом «выхлоп» от шоу сравнительно невелик, поскольку повествование в стиле «галопом по Европам» чаще просто затрагивает темы, чем подробно их раскрывает. Художественно же «Когда мы восстанем» слабоват – он снят в чинном стиле некогда популярных докудрам, которые сейчас кажутся устаревшими. Обилие же звезд в небольших ролях превращает сериал в игру «Где я видел это лицо и слышал этот голос?». Что вряд ли соответствует задачам, которые Блэк перед собой ставил.
Впрочем, задачу-минимум сериал выполняет. Он показывает человеческое, закулисное измерение политической борьбы и демонстрирует, насколько это было хаотичное, «лоскутное» движение людей, у каждого из которых были свои идеи, свои цели, свои проблемы. «Когда мы восстанем» – ни в коем случае не история партийных единомышленников, крепко спаянных единой идеологией и жесткой дисциплиной. Так что, наверно, этот сериал больше всего даст тем, кто сам хочет что-нибудь «замутить». Ведь если у таких вечно спорящих «фриков» (их собственное выражение), как члены американского гей-сообщества, многое получилось, то получиться может что угодно и у кого угодно. Было бы желание, и была бы энергия…