Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

10 фильмов о людях, живущих каждый день как последний

Кино давно и очень ловко научилось пришпоривать тему отсроченной смерти. Зрителям крайне интересно наблюдать за тем, как ставшие жертвами злодейских козней герои рыщут в поисках противоядия от впрыснутой им в кровь гадости, деактиватора для висящей на шее бомбы...

Добавить в закладки
Memento mori

Кадр из фильма "Достучаться до небес"

«Достучаться до небес» режиссера Томаса Яна – без сомнения, один из самых знаменитых и изящных фильмов о человеке на пороге смерти. Двое совершенно не похожих друг на друга молодых людей, Руди и Мартин, попадают в больницу со смертельными диагнозами. Жизни обоим отмерено не более недели. Выпив с горя текилы, парочка решает если и не взять напоследок от жизни все, то хотя бы понадкусывать: обоим позарез хочется увидеть море, поэтому они угоняют «Мерседес» и немедленно отправляются в путь. По дороге всплывают и другие тайные желания, исполнению которых всячески мешает полиция и устремившиеся в погоню туповатые бандиты, прохлопавшие свою машину. Помимо прочего, Мартину и Руди надо еще придумать, как в короткий срок растратить попавшую в их руки огромную сумму налички – при всем богатстве вариантов задача эта оказывается вовсе не такой простой, как может показаться на первый взгляд.

Невеселый в принципе сюжет «Достучаться до небес» разбавлен большим количеством комичных ситуаций и увлекательных перипетий, подводящих героев к банальному, но оттого не менее важному открытию: когда перестаешь бояться и избегать риска – только тогда и живешь по-настоящему. Неудивительно, что лента Яна стабильно попадает в рейтинги зрительских симпатий: добрая и весьма деликатно подходящая к табуированной теме, она по праву считается настоящим украшением немецкого кинематографа. В 2009 году «Достучаться до небес» удостоилась японского ремейка.

Кадр из фильма "Зеленая миля"

Не один только рак способен завести жизнь в тупик – электрический стул тоже справляется с этой задачей вполне успешно. Голливуду не особо интересно копаться в чувствах приговоренных преступников, он традиционно обходит эту тему стороной, и понятно почему: во-первых, преступнику вряд ли кто будет сопереживать. Во-вторых, что толку от того, что ты знаешь точную дату своей смерти? Все равно человек, запертый в камере смертников, уже никак этим знанием не распорядится и ничего нового сделать не успеет. В общем, хорошего сюжета на подобном материале не построишь – для этого нужен особый талант.

Кадр из фильма "Зеленая миля"

Стивен Кинг оказался обладателем как раз такого таланта. В своем ретроромане, блистательно экранизированном Фрэнком Дарабонтом, он показал, что даже у человека, обреченного дожидаться смерти в пенитенциарном каменном мешке, всегда остается достаточно свободы, чтобы творить как плохие, так и хорошие дела, – все зависит от того, что ты за личность. Иллюстрируя эту мысль, обитатели блока «Е» федеральной тюрьмы «Холодная гора» – огромный негр Джон Коффи и злобный псих Уильям Уортон – очень по-разному готовятся к отходу в мир иной. Критики и зрители высоко оценили «Зеленую милю», признав мистическую драму Дарабонта шедевром – многих до сих пор возмущает, что ее номинации на «Оскар» не увенчались успехом. Большинство наград в том году загребла «Красота по-американски», которая, однако, в рейтинге IMDb к «Миле» с тех пор не подобралась даже близко.

Любопытно, что актер Майкл Джетер (открытый гей и обладатель наград «Тони» и «Эмми», сыгравший еще одного смертника из блока «Е» – комичного француза Делакруа) столкнулся с ужасом отсроченной смерти в реальности. Джетер много лет был носителем ВИЧ, из-за чего первое время настолько переживал, что начал спиваться и забросил театральную карьеру. Но позже взял себя в руки – и еще долго актерствовал в кино и на ТВ. Джетер скончался через 3 года после выхода «Зеленой мили»; по свидетельству врачей, смерть наступила от эпилептического приступа.

Кадр из фильма "Я буду рядом"

От компаний Enjoy Movies и «Студия Квартал 95» традиционно не ждешь реализма, да и имя режиссера «Мертвых дочерей» Павла Руминова на первый взгляд не очень-то настраивает на серьезный разговор – тем сильнее бьет под дых сделанная ими драма «Я буду рядом» о матери-одиночке, у которой обнаружилась опухоль мозга.

Для Ирины на свете нет никого важнее ее шестилетнего сына Мити, и последнее, о чем она думает, столкнувшись со страшным диагнозом, – это развлечения. Митя не должен остаться один, поэтому последние недели своей жизни Ирина посвящает поиску новых родителей для него. Перед ее глазами проходит много пар, не сумевших обзавестись собственными детьми, и многие выглядят совсем неплохими людьми, но кто же из них по-настоящему достоин, кому действительно можно доверить самое дорогое, что у тебя есть? Великолепная актерская работа Марии Шалаевой. Главный приз кинофестиваля «Кинотавтр». Не настраивайтесь на легкое кино – к картине, идея которой родилась у Руминова, когда он снимал документальный фильм об онкобольных, вам понадобится не попкорн, а носовой платок.

Кадр из фильма "Пока не сыграл в ящик"

Если «Достучаться до небес» обыгрывал тему преждевременной смерти в расцвете лет, то герои трагикомедии «Пока не сыграл в ящик» – люди немолодые, у которых, можно сказать, все основное уже позади. Но значит ли это, что они жили полной жизнью и успели сделать все, о чем принято мечтать в нашем мире?

Сам того не ожидая, онкобольной автомеханик Картер Чамберс вдохновляет своего соседа по палате Эдварда Коула на путешествие по миру. Деньги на это, к счастью, есть: Чамберс миллиардер (и по иронии судьбы владелец той самой больницы, в которую оказался упакован), ему не хватает лишь достойного попутчика. Неправда, что все «денежные мешки» счастливы и радуются каждому новому дню: какой толк от накопленных капиталов, если, по уши погрузившись в бизнес, ты так и не нашел времени, чтобы реализовать сумасшедшие мечты молодости и по-настоящему узнать себя? По стечению обстоятельств эрудит и примерный семьянин Чамберс становится именно тем человеком, который способен понять страдающего от одиночества эксцентричного богача лучше других людей. В конце концов ведь это он составил список «последних дел», которые новые приятели отправляются воплощать. В планах у них гонки на ретроавтомобилях, прыжки с парашютом, посещение Тадж-Махала и египетских пирамид и много других вещей, на которые нелегко решиться в одиночку, но гораздо проще, когда у тебя есть единомышленник. Медлить нельзя: в запасе у Картера и Чамберса всего несколько месяцев, а время, как известно, ресурс невосполнимый. Впрочем, как оказывается, далеко не все задачи можно решить с помощью денег. Для почти всего в мире есть MasterCard, но помириться с семьей, от которой ты был оторван много лет, – бесценно.

Кадр из фильма "Моя жизнь без меня"

Принято думать, что человек со смертельным диагнозом немедленно пустится во все тяжкие – как минимум рванет в путешествие вокруг света, как максимум полностью поменяет свою жизнь. У 23-летней университетской уборщицы Энн для всего этого нет возможности – зато есть двое детей, безработный муж, отец в тюрьме… и рак яичника в неоперабельной стадии. Девушка никому не говорит о результатах своих анализов, рассудив, что это ничего не изменит, а только еще больше усложнит ее жизнь: она решает притвориться, что у нее анемия, и потратить оставшиеся пару месяцев жизни на те вещи, которые кажутся ей важными или хотя бы интересными, – поменять прическу, завести роман на стороне, записать видеопослания родственникам, попробовать свести мужа с другой женщиной…

Не всем поведение героини покажется высокоморальным, кто-то назовет ее даже эгоисткой, но когда твоя жизнь монотонна и беспросветна настолько, что кажется, будто тебя самой в ней и правда нет, испытать какие-то новые и волнующие моменты хочется хотя бы напоследок – и сложно за это упрекнуть человека, у которого уже не будет другого шанса вырваться из колеса рутинной повседневности. Инди-драма режиссера Изабель Койшет «Моя жизнь без меня», основанная на рассказе Нэнси Кинкейд «Притворись, что кровать – это плот», представляет одну из лучших актерских работ в фильмографии актрисы Сары Полли. Лирическая лента, высоко оцененная критиками, заслуженно собрала множество призов на международных кинофестивалях.

Кадр из фильма "Ястребы"

Кинолента «Ястребы» режиссера Роберта Эллиса Миллера – еще одна трагикомедия о людях, которым надо успеть пожить, – ныне крепко забыта аудиторией, а зря: этот британский фильм предвосхитил появление «Достучаться до небес» и многих других успешных картин, рассматривающих тему отсроченной смерти. Сюжет его в чем-то проще и банальней, чем у многочисленных последователей, да и тональность помрачнее, чем в жизнеутверждающих историях типа «Пока не сыграл в ящик», – возможно, эти факторы и помешали аудитории полюбить «Ястребов» как следует, но отличная актерская игра Тимоти Далтона и Энтони Эдвардса искупает любые недочеты.

Встретившиеся в больнице (где же еще?) футболист Деккер и адвокат Бэнкрофт не рвутся срочно покорять Эверест – у них план попроще и повеселей: прокатиться в Амстердам и оттянуться в знаменитом на весь мир борделе. В дороге случайных попутчиков ждет множество незабываемых встреч и разнообразных приколов, помогающих отвлечься от тяжких дум о неизбежном. Одна из самых недооцененных киноработ в фильмографии Тимоти Далтона, по сей день воспринимаемого аудиторией сугубо в амплуа «худшего Джеймса Бонда в истории», – что там говорить, если даже трейлер самих «Ястребов» не забывает напомнить о его «агентурном» прошлом. Лента является экранизацией рассказа сооснователя группы Bee Gees Барри Гибба.

Кадр из фильма "Моя жизнь"

Диагноз – рак почек. Боб Джонс мог бы быть счастлив со своей женой и их будущим малышом, но теперь неизвестно, успеет ли он его хотя бы увидеть. Пресловутая мечта «оставить след на земле», которую многие лелеют всю свою жизнь, для Боба воплощается в серии ежедневных видеозаписей, в которых он рассказывает о себе своему еще не родившемуся ребенку. Коль нет возможности изменить судьбу, пускай его узнают и запомнят хотя бы таким.

Сентиментальная драма Брюса Джоэла Рубина «Моя жизнь» с Майклом Китоном и Николь Кидман лишний раз напоминает о том, что из жизни можно уходить по-разному. Кто-то хочет напоследок хорошо развлечься, кто-то, как Боб, предпочитает привести в порядок свои дела: сказать все, что не успел, простить тех, кого следует, и самому попросить прощения за все плохое, нести окружающим радость, любить и быть любимым. Чтобы уйти в спокойствии и безмятежности, не всем нужен миллион долларов на исполнение самых сумасшедших желаний – некоторым достаточно осознавать, что они не оставили после себя незавершенных дел.

Кадр из фильма "Не отпускай меня"

В фильмах о людях, переосмысливающих свою жизнь на пороге смерти, зритель привык иметь дело с обычными гражданами, для которых осознание собственной смертности – неожиданный удар; из этой травмы и проистекают их дальнейшие действия. Режиссер Марк Романек рассматривает тему неотвратимости под иным углом: что чувствует человек, который с малых лет знает, что умрет молодым? Персонажи его ленты «Не отпускай меня» – учащиеся закрытой школы-интерната в антиутопической Великобритании конца XX века, проводящие свои дни в полной изоляции. Они – клоны, и их судьба – стать донорами органов. Выемка органов совершается постепенно, клон угасает… Или все-таки угасает человек? Несмотря на то что учащиеся интерната не находят свою жизнь странной (они просто не знают никакой другой), им хочется того же, что и людям во внешнем мире: радоваться, творить, любить. И каким бы безыдейным ни казалось их существование в обществе, где к клонам принято относиться как к бездушным фруктам, в нем все же есть смысл, о котором они даже не подозревают.

Картина, основанная на романе букеровского лауреата Кадзуо Исигуро, не стала большим хитом, но собрала букет номинаций на престижные кинопремии и завоевала любовь критиков – сам великий и ужасный Роджер Эберт поставил ей четыре звезды (высший балл по его личной шкале). Последнее неудивительно, учитывая крепкую литературную основу: до того как стать фильмом, книга Исигуро была включена в список 100 лучших английских романов всех времен по версии журнала «Тайм».

Кадр из фильма "Бьютифул"

Узбаль – человек неоднозначный: по испанским законам он преступный бизнесмен, покрывающий нелегальных мигрантов, для самих мигрантов – последняя надежда прокормиться в чужой им стране. Жизнь дельца не фонтанирует счастьем: его брак с распутной женой-шизофреничкой развалился, на его совести смерть нескольких работников, задохнувшихся в подвале из-за установленных там бракованных обогревателей, сам незаконный бизнес дышит на ладан, и вдобавок он узнает, что неизлечимо болен. Что делать? От метаний и скорби герой постепенно приходит к осознанию того, что слезами горю не помочь, миру плевать на него, и нужно просто прожить остаток своих дней так, чтобы не было стыдно. А еще, конечно, позаботиться о своих двоих детях – это самое важное.

Кто-то не любит драмы Алехандро Гонсалеса Иньярриту за их душераздирающую минорность, другие, напротив, ценят их как раз за показ неприглядной изнанки жизни, от которой всячески бежит Голливуд. Как говорил сам режиссер, представляя ленту в Каннах: «Сейчас редко снимают фильмы об эмоциях, о страхе, о смерти: все в ботоксе, в пластике, все боятся выглядеть теми, кем являются. Наше кино другое – в нем есть надежда. Она в том, что герой сумел преодолеть главную болезнь, которая губит сегодняшний мир. Это не терроризм, не СПИД, не рак, а ненависть. Наш фильм – о победе любви над ненавистью». Даже те, кто считает «Бьютифул» невыносимым зрелищем, отмечают отличную игру Хавьера Бардема (отказавшегося, кстати, ради роли Узбаля от участия в сиквеле «Уолл-стрит»). Не проглядели ее и международные кинофестивали, осыпавшие блистательный бенефис испанца заслуженными премиями и номинациями.

Кадр из фильма "Возмездие"

Дочь полицейского Томаса Крейвена застрелена у него на глазах неизвестными. Он знает лишь, что это как-то связано с работой Эммы в окутанном тайнами ведомстве, выполняющем заказы властных верхов: бесстрашная девушка пыталась расследовать преступную деятельность своих боссов и поплатилась за это. Для Томаса, в одночасье потерявшего смысл жизни, теперь нет задачи важней, чем закончить расследование самому и наказать тех, кто стоит за «устранением» дочери. Крейвен не останавливается даже тогда, когда выясняет, что отравлен радиацией и жизнь его скоро закончится, – напротив, осознание того, что времени осталось мало, только придает ему целеустремленности. Коп, которому совсем нечего терять, – страшный коп, и его не остановят ни служба охраны, ни подосланный киллер, ни собственные коррумпированные коллеги.

Триллер Мартина Кэмпбелла по мотивам британского мини-сериала «Край тьмы» не ставит мысли героя о прожитой жизни во главу угла, потому что их просто нет: жизнь Томаса закончилась в тот момент, когда злодей в маске спустил курок, и, кроме возмездия, Крейвена больше ничего не волнует. Да раскисать и некогда. Он предпочтет потратить последние часы жизни на то, чтобы наказать негодяев, ввергающих мир в ядерный конфликт, – этого хотела его дочь, и ее смерть не должна стать напрасной. Если это последнее, что он может сделать для Эммы, то пусть будет так. Немногословная, но выразительная игра Мела Гибсона лишний раз напоминает нам об уровне этого актера, в последние годы почти исчезнувшего с экранов. Рэй Уинстон – один из лучших кинокиллеров всех времен (второстепенный, но яркий и, что немаловажно для темы данного топа, решающий ту же философскую дилемму, что и Крейвен, персонаж). Особую изюминку ленте придают великолепные диалоги за авторством сценариста «Отступников» Уильяма Монахана. Ценители триллеров «со смыслом» не останутся разочарованы.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?