Снимать кино в замкнутом пространстве типа самолетного салона – это всегда вызов для режиссера
Создатели «Воздушного маршала» воспользовались достижениями технического прогресса, чтобы создать ленту по формуле классического герметического детектива: среди пассажиров самолета прячется злоумышленник, который шантажирует через закрытый мобильный канал присутствующего на борту спивающегося федерального воздушного маршала Билла Маркса (Лиам Нисон), требуя 150 миллионов на свой счет, и обещает каждые 20 минут убивать по человеку, если маршал не пропедалирует финансовый вопрос. Герой Нисона оказывается парнем не промах: за пару часов (тот редкий случай, когда события фильма показаны практически в реальном времени) успевает не только решить смертельную головоломку, перешерстив полный самолет подозреваемых, но и наладить расшатанную личную жизнь. Вдобавок маршал совершает драматичный камин-аут, публично покаявшись в пьянстве, – и если первые два пункта еще туда-сюда, то такое уже определенно не всякому под силу.
На борту авиалайнера ЧП: пассажиры, выбравшие на обед рыбу, отравились и пребывают при смерти. Слегли и оба пилота. Но среди тех, кто предпочел рыбе мясо, по счастью, оказался военный летчик, правда, с некоторых пор испытывающий страх перед полетами. Брать на себя ответственность ему страшно, но надо срочно сажать судно, иначе будет много трупов. Исходная повесть Артура Хейли «Взлетная полоса 08» была мастерски выписанным триллером, породившим несколько экранизаций. Джим Абрахамс и братья Цукер решили пойти другим путем и превратили напряженную драму в пародийную комедию – с высмеиванием всех штампов фильмов-катастроф 70-х, абсурдным юмором, надувным автопилотом и комическими минами серьезного актера Лесли Нильсена, которые позже, в трилогии «Голый пистолет», стали его визитной карточкой. Никто не прогадал: трио режиссеров (до того работавших в театре) заработало себе громкое имя в Голливуде, Нильсен наконец-то вырвался из многолетней трясины неудачных драматических ролей, а зрители получили одну из самых ярких комедий 80-х, собравшую большую кассу, номинированную на «Золотой глобус», получившую сиквел и растащенную впоследствии на киноцитаты. О реакции Хейли история умалчивает.
Ввиду обострившихся проблем с законом Уэсли Снайпс в последние годы пропал с экранов, но «Блэйда» и «Разрушителя» с его участием, конечно, помнит каждый фанат боевиков. А еще до всего этого у Снайпса был «Пассажир 57» – история экс-копа, а ныне специалиста по безопасности авиаполетов Джона Каттера, оказавшегося в захваченном бандитами самолете. Так вышло, что британского террориста Чарльза Рейна конвоировали в тюрьму обычным гражданским рейсом, чем воспользовались его помощники, замаскировавшиеся под пассажиров и членов экипажа. Естественно, крутой парень Каттер не ударит лицом в грязь – в одиночку наваляет злоумышленникам, сорвав преступную операцию, еще и засыплет экран шутками на тему своей расовой принадлежности. «Пассажир 57», помещаемый любителями экшен-жанра в один ряд с «Крепким орешком» и «В осаде», стал одним из немногих визитов режиссера-сериальщика Кевина Хукса в большое кино и первой высокобюджетной лентой Снайпса, во многом определившей его дальнейшую карьеру.
Захват самолета террористами – излюбленная тема Голливуда, мелькавшая в кино уже не раз (тут уместно вспомнить и «Приказано уничтожить» с Куртом Расселом, и «Иллюзию полета» с Джоди Фостер), но режиссер Вольфганг Петерсен пошел дальше своих коллег и повысил ставки, позволив злодеям оккупировать «Борт номер один», на котором возвращается домой из России американский президент. Взяв в заложники президентскую семью, террористы требуют выпустить из тюрьмы казахского диктатора (Юрген Прохнов), мечтающего о реставрации Советского Союза. Только они не учли, что гарант был военным летчиком во Вьетнаме. Отказавшись покинуть самолет в спасательной капсуле, президент Джеймс Маршалл проделывает целый ряд занимательных фокусов: сам ведет самолет, заправляет его прямо в воздухе, организовывает транспортировку заложников, дерется с захватчиками… Дорогостоящую агитку, которую представляет собой творение Петерсена, вполне можно рассматривать как карикатуру сразу на обе противостоящих нации: с одной стороны – истеричные российские уголовники с взятыми из книг и советских газет фамилиями (Радек, Ленский, Колчак), которые обдаются посредством ломаного мата. С другой – пышущий патриотизмом президент-супермен, в свои 55 в одиночку способный на то, чего не смогла вся его служба безопасности. Сказочный сюжет за гранью добра и зла, низкокачественные спецэффекты, Казахстан как новый центр мирового терроризма… Тот, кто сегодня сумеет закрыть глаза на все эти «детские болезни девяностых», будет вознагражден отличной игрой Харрисона Форда и Гари Олдмана – президента и террориста, вытягивающих на одной только собственной харизме летающий балаган под названием «Самолет президента». Остальным лучше пройти мимо.
Компания из самых отъявленных маньяков, убийц, наркоманов и насильников за всю историю американской Фемиды этапируется на борту самолета С-123 в новую тюрьму особо строгого режима. В этой толпе обнаруживает себя Кэмерон По (Николас Кейдж) – бывший коп, отсидевший за непреднамеренное убийство пьяного неадеквата, пристававшего к его беременной жене, и теперь возвращающийся домой, чтобы успеть на празднование восьмилетия дочки, которую он никогда не видел. Планы Кэмерона повисают на волоске, когда рецидивисты под предводительством опасного зэка Сайруса Гриссома (Джон Малкович) угоняют самолет с целью удрать в другую страну. Но По слишком хочет домой, к жене и дочери, чтобы позволить их злодейским намерениям сбыться. Триллер Саймона Уэста собрал потрясающий актерский состав (Джон Кьюсак, Стив Бушеми, Винг Рэймс, Дэнни Трэхо и др.), и хотя споры о том, хороший ли это фильм, идут до сих пор, свой культовый статус он откровенно заслужил. Пускай над героем Саймона Пегга в комедии «Как потерять друзей и заставить всех себя ненавидеть» все стебутся за то, что ему нравится «Воздушная тюрьма», мы-то с вами понимаем.
Не «Воздушной тюрьмой» единой: в том же 1997-м вышел триллер Роберта Батлера «Турбулентность», скроенный по похожим лекалам: следующие по воздуху в лос-анджелесскую тюрьму преступники поднимают бунт на борту и убивают охрану вместе с пилотами, главный маньяк Райан Уивер (Рэй Лиотта) напивается, насильничает и готов разбить самолет, так что взять ситуацию в свои руки приходится стюардессе. Как и «Воздушная тюрьма», эта лента была номинирована на «Золотую малину», но критики сошлись на том, что «Тюрьма» все же будет покачественней. Вопрос о том, может ли простая стюардесса посадить самолет, остается открытым, однако низкие рейтинги фильма не помешали ему впоследствии разродиться двумя сиквелами – вышедшими, правда, сразу на DVD.
Пример таких лент, как «Высота» и «Рожденный летать», показывает, что мистика на больших высотах приживается плохо. Однако всегда найдутся те, кто готов сломать шаблон, и вот свои пять иен в копилку самолетных хорроров решил положить Такаши Шимицу. С этой целью создатель культового «Проклятия» прибыл из Японии в Голливуд, где собрал команду из интересных актеров (Лесли Бибб, Эми Смарт, Джейми Чунг, Скаут Тэйлор-Комптон, Райан Квантен), а за камеру поставил оператора «Воздушной тюрьмы» Дэвида Тоттерсолла… Но, как говорят в простонародье, «не фортануло, не свезло». При общем хронометраже всего в 80 минут маэстро слишком уж долго запрягал, за прорисовкой персонажей, кажется, совершенно забыв, что сюжет тоже нужно двигать вперед – особенно если это мистический сюжет о паранормальный силе, терроризирующей пассажиров рейса 7500. Вдобавок к сценарным проблемам обанкротилась компания-производитель, фильм лег на полку и вместо запланированного 2012 года был выпущен на экраны только в 2014-м (в России он не попал в прокат вовсе), заработав от критиков эпитеты «скучный», «куцый» и «проходной». В общем, хотели как лучше, а получилось… Но поклонникам Шимицу и то хлеб.
После «Кошмара на улице Вязов», «Крика» и ряда других хорроров зрители привыкли считать Уэса Крэйвена специалистом по ужасам. Но в 2005 году маэстро решил сменить амплуа и выдал на-гора совершенно нестыдный триллер, ставший бенефисом Рэйчел МакАдамс и представивший Каллиана Мерфи в необычном амплуа злодея (режиссера в нем привлекло сочетание «лица Ромео с глазами серийного убийцы»). Ромео по сюжету зовут Джексон Риппнер, и он участник террористической группировки, задумавшей убить заместителя секретаря национальной безопасности Чарльза Кифа вместе с семьей. Чтобы осуществить этот план, Риппнер берет билет на ночной рейс, подсаживается в самолете, летящем из Техаса во Флориду, к менеджеру отеля «Люкс Атлантик» Лизе Райзерт и тихо берет ее в заложницы. От девушки требуется перевести остановившегося в «Атлантике» Кифа в номер «люкс» с видом на гавань: с воды в него будет легче прицелиться ракетой. В случае же отказа отца Лизы убьет подосланный киллер. Разумеется, дамочка, хоть и выглядит поначалу кроликом в объятиях удава, в итоге оказывается вовсе не так проста – но иначе в фильмах Крейвена и не бывает. Здесь есть все: крепкий сценарий талантливого дебютанта Карла Эллсуорта, техничный мэтр в режиссерском кресле, отлично показавшие себя молодые актеры… И можно только догадываться, каким бы получился этот фильм, если бы в нем сыграли, как изначально задумывалось, Шон Пенн и Робин Райт Пенн.
В «Змеином полете» режиссер Дэвид Р. Эллис не стал захватывать самолет, он просто погрузил на него ящик с цветами, в который помимо прочего было упаковано несколько сотен возбужденных феромонами змей. Задача проста: на борту находится опасный свидетель, которого хочет убрать мафия, а на жизни прочих пассажиров им плевать. Агент Невилл Флинт (Сэмюэл Л. Джексон), которому «посчастливилось» лететь тем же рейсом, с такой постановкой вопроса не согласен, и когда опасные гады, высвободившись, расползаются по самолету, организовывает им отпор, сыпля отборным матом. «Змеиный полет», балансирующий на грани триллера, хоррора и комедии, делался при непосредственном участии кинофанатов (по поводу громкого эксплотейшен-заголовка ими в Интернете было высказано много идей, которые Эллис с радостью и пользовал в фильме), в результате чего рейтинг ленты даже был изменен с PG-13 на R. У поклонников экшенов картина проходит по классу guilty pleasure, а вот Сэму Джексону за ее дурацкий сюжет ничуть не стыдно. «Да, я люблю всякий трэш», – отвечает он критикам с серьезным лицом. Трэш не трэш, заметим мы, а на цитаты разошелся.
Летящий в Бостон авиалайнер попадает над пустыней Мохаве в некую дыру в реальности, в результате чего все его бодрствующие пассажиры исчезают, оставив после себя лишь одежду, бижутерию и кардиостимуляторы. Кабина тоже оказывается пуста, самолетом управляет автопилот. Среди тех, кто благополучно проснулся в салоне после инцидента, по счастью, затесался пилот, летевший не похороны бывшей жены, и он готов взять штурвал в свои руки, но диспетчеры с земли ему почему-то не отвечают. Горючее на исходе, и надо срочно сажать машину, но выжившие даже не подозревают, что их ждет после приземления… В повести «Лангольеры» король хоррора Стивен Кинг попытался представить, как выглядит наше прошлое, если ухитриться в него попасть, а осуществленная Томом Холландом двухсерийная экранизация 1994 года подтвердила: выглядит оно не очень хорошо. Безлюдье, тусклые краски, глухие звуки, воздух без запахов. А потом за тобой приходят лангольеры. В одной из эпизодических ролей засветился сам Кинг, отрастивший по такому случаю усы; не пропустите.