Открытие четверть века назад под музыку Джона Уильямса ворот в невиданный аттракцион под названием «Парк Юрского периода» скептикам начала 1990-х не казалось хорошей идеей...
Главные роли могли достаться Форду, Буллок и Риччи
Оригинальный актерский состав «Парка Юрского периода» выдержал испытание временем – сегодня мы не можем себе представить, чтобы образы доктора Гранта, доктора Сэттлер или Тимми и Лекси воплотил на экране кто-то другой, но это вовсе не означает, что кастинг дался легко. Скорее наоборот, Спилберг по всем позициям вынужден был уступить, пробы прошли не те актеры, на кого он рассчитывал. Во-первых, в роли палеонтолога режиссер хотел видеть Харрисона Форда, но тот от предложения отказался. Во-вторых, главную женскую роль могли отдать Робин Райт или Джулианне Мур (еще до «Затерянного мира»), а на подстраховке Лоры Дерн находилась Сандра Буллок, впрочем, ее помощь не понадобилась. Кристина Риччи пробовалась на роль Лекси, Джим Керри – на роль доктора Яна Малькольма, а Джона Хаммонда Спилберг просил сыграть Шона Коннери. По разным причинам звезды сошлись иначе, но все к лучшему.
Я не пережил ураган!
Многие поклонники оригинального фильма знают о том, что съемки картины едва не были сорваны налетевшим на Гавайи ураганом Иники, мощнейшим штормом, зафиксированным в новейшей истории островов. Тогда Спилбергу чудом удалось ускорить съемочный график, спасая тем самым и актеров, и съемочную группу, и реквизит. Однако мало кто знает, что именно Иники повлиял на судьбу персонажа Сэмюэла Л. Джексона, главного инженера парка. По сценарию для Рэя Арнольда у Спилберга была приготовлена парочка дополнительных сцен, а затем он должен был погибнуть, не справившись с одним из защитных механизмов парка, но грядущая непогода заставила съемочную группу ускорить развязку для этого персонажа, потому что декорации могли пострадать, а поправить их не было времени, и Джексона просто «скормили» велоцераптору. После съемок вся группа получила в подарок футболки с надписью: «Я пережил ураган Иники!», хотя Сэмюэлу Л. Джексону ее можно было бы и не вручать.
Каждая минута на счету
При упоминании «Парка Юрского периода» динозавры – это первая ассоциация, которая приходит на ум зрителю. Действительно, гигантские ящеры – это соль, перец, укроп, базилик, куркума и любые другие специи картины, но, как любые дополнительные ингредиенты, рапторы составляют лишь малую часть того, что мы видим на экране. Знаете, сколько минут занимают кадры с динозаврами в оригинальном «Парке Юрского периода» из 127 минут хронометража? В это сложно поверить, но в общей сложности на весь фильм набирается всего 15 минут: 9 минут аниматроники и 6 минут компьютерных моделей. Всего 15 минут, которые сделали картину кассовым хитом и культовым произведением, переменившим ход истории кинематографа. Конечно, за 25 лет многое изменилось, в том числе и объемы специальных эффектов, так что теперь 15 минут скорее останется на кадры без ящеров.
Гость из будущего
Фанаты любят на пустом месте сочинять такие конспирологические теории, которые не могут прийти в голову даже самым смелым сценаристам. Не обошли зрители стороной и франшизу о динозаврах, по одной из популярных в Интернете теорий, персонаж Криса Прэтта из «Мира Юрского периода» – это тот самый подросший мальчуган, который в первом фильме сомневался в силах велоцираптора и для которого доктор Грант живописал жестокость, с которой хищный ящер разделывает свою жертву. Поклонники считали, что этот рассказ и последующие события так повлияли на мальчугана, что он посвятил последующую жизнь изучению динозавров. Увы, красивый миф развенчал сам Прэтт, заявив, что два героя не имеют друг к другу никакого отношения. Жаль, но еще не все потеряно – персонаж, которого 25 лет назад сравнили с индейкой, вполне может еще появиться в кадре в будущем.
Потерянный герой
Успех «Парка Юрского периода» вполне ожидаемо обернулся тем, что Universal предложила кругленькую сумму Майклу Крайтону за то, чтобы он написал сиквел и сразу продал права на его экранизацию. Писатель согласился без особой охоты, но Спилбергу вся книга целиком и не была нужна, ему хотелось сделать фильм, основанный на сюжете классического фильма «Затерянный мир» 1925 года. В результате «Парк Юрского периода 2» представляет собой странный гибрид, в котором собрано несколько разрозненных персонажей и нескладывающихся сюжетов, а главный герой книги в кино вообще не попал. Все дело в том, что Крайтон сделал ведущим персонажем крайне амбициозного и самовлюбленного доктора Ричарда Левина, «лучшего палеонтолога своего поколения», но ярких персонажей в сиквеле и без него было достаточно, поэтому Спилберг просто «раскидал» черты характера Левина по другим героям и поделил между ними его реплики.
Скелет в шкафу
Для многих юных актеров резкий взлет популярности становится тяжелейшим испытанием, преодолеть которое очень непросто. Вот и актеры, сыгравшие Тимми и Лекси, после успеха «Парка Юрского периода» оказались на гребне успеха, и если Джозеф Маццелло с прессингом справился и продолжил актерскую карьеру, то Ариана Ричардс после второго фильма франшизы предпочла с кино завязать, появившись на экране после «Затерянного мира» лишь в «Дрожи земли 3». Однако динозавры так просто девушку не отпустили – Ричардс хранит дома настоящую плечевую кость велоцираптора, которую она обнаружила в долинах Монтаны, отправившись на экскурсию с Джеком Хорнером, палеонтологом, консультировавшим Спилберга при работе над «Парком Юрского периода». Юная актриса была в восторге от находки и унесла кость к себе домой, где та и хранится на почетном месте по сей день.
Джунгли зовут!
Джо Джонстон выступил постановщиком третьего фильма серии, однако его присоединение к франшизе должно было случиться много раньше – режиссер должен был снять еще «Затерянный мир». Казалось бы, кресло режиссера было ему уготовано – он работал в съемочных командах «Звездных войн» и «Индианы Джонса», под его руководством была снята комедия «Дорогая, я уменьшил детей» – Universal ждала постановщика с нетерпением. Но Джонстона задержала «Джуманджи», съемки приключенческой ленты затянулись, и снимать «Парк 2» пришлось самому Спилбергу. Именно с этим, кстати, критики связывают относительную неудачу сиквела – от Стивена зрители привыкли ждать чего-то нового, а «Затерянный мир» ничем не удивил. Если бы его снял Джонстон, возможно, оценка фильма была бы выше.
Робинзон Грант
После вынужденного отсутствия во втором фильме Сэм Нил с удовольствием вернулся на съемки, когда закипела работа над третьей картиной, и у авторов триквела на доктора Гранта была уйма планов. Правда, не все они воплотились в жизнь: так, режиссер Джо Джонстон не рискнул ввести персонаж в сюжет тем способом, который предложил ему на самом старте работы над проектом Стивен Спилберг. По задумке автора идеи, Грант должен был проникнуть на остров тайком после событий первой картины и вести на нем отшельнический образ жизни, наблюдая за теми особями, что остались в живых. Сварливый доктор, по идее Спилберга, должен был стать своеобразным Робинзоном, жить на дереве, питаться подножным кормом и скрываться от хищников. Увы, Джонстон идею отверг, посчитав, что даже такой воодушевленный ученый, как Грант, не решится вернуться по своей воле в то место, где он недавно едва не погиб.
Тут работы на день!
Еще интереснее сложилась работа с Лорой Дерн. Авторам третьего фильма очень хотелось привлечь актрису к проекту, но ее съемочный график был расписан буквально по минутам чуть ли не на два года вперед. Каким-то чудом Джо Джонстону удалось убедить Дерн выкроить несколько дней на съемку нескольких сцен, она согласилась, и съемочная команда извернулась так, что все свои эпизоды актриса отыграла всего за один день – для нее были готовы все декорации, все партнеры и технические средства. Так быстро в фильмах серии «Парк Юрского периода» не снимали ни до, ни после. По слухам, Лора Дерн вернется к роли, сделавшей ее знаменитой, в шестой картине – надеемся, в ней у актрисы будет побольше экранного времени, она этого заслуживает.
Предсказание Криса Прэтта
Карьера Криса Прэтта в последние годы развивается с какой-то невероятной скоростью – еще совсем недавно о нем знали лишь поклонники сериала «Парки и зоны отдыха», а сегодня актер занимает ведущее место в двух весомых франшизах – в Киновселенной Marvel и Мире динозавров Universal. В схватке за роль Оуэна Грэйди Прэтт обошел таких конкурентов, как Джон Красински, Джош Бролин и Генри Кэвилл, но на самом деле его приглашение в «Мир Юрского периода» было предопределено, еще в 2008 году его предсказал сам Крис. В одном из роликов, снятых на площадке «Парков и зон отдыха» между дублями, актер в шутку объявляет о том, что вынужден уйти раньше времени, потому что ему «позвонил Стивен Спилберг и позвал в “Парк Юрского периода 4”». Спустя семь лет эти слова стали правдой. Не иначе как кто-то из супергероев помог Звездному Лорду побывать в прошлом и будущем.
Из грязи в князи
Когда кто-то говорит о том, что «Парк Юрского периода» изменил его жизнь, не спешите скептически ухмыляться – совсем не обязательно видеть в этом гиперболу, можно понимать такое высказывание и буквально. Например, в случае с индийским актером Ирфаном Ханом фильм Спилберга послужил тем катализатором, что запустил карьеру артиста. «Когда в кинотеатрах вышел первый “Парк”, у меня едва хватило денег, чтобы купить билет, – вспоминает актер. – Но именно тогда я понял, что хочу посвятить свою жизнь волшебству кино, и вот спустя двадцать лет я играю в долгожданном продолжении!» Мечта Хана сбылась, вот только его роль в «Мире Юрского периода» получилась хоть и значимой, но совсем крохотной, однако актер уверен, что оно того стоило. Сложно спорить.
Памятник Джону Хаммонду
У каждого зрителя есть свои любимые персонажи в историях о динозаврах – кто-то восхищается умом Гранта, кому-то по душе сарказм Малькольма, кто-то переживает за детишек, а некоторые и вовсе стоят на стороне динозавров, подлинных правителей парка. Колин Треворроу, постановщик «Мира Юрского периода», всегда симпатизировал Джону Хаммонду, называя его тем человеком, который сделал сказку возможной. Ричард Аттенборо, сыгравший Хаммонда в двух первых фильмах, в свое время выразил согласие принять участие и в съемках перезапуска 2015 года, но, увы, не дожил. Однако авторы «Мира Юрского периода» не могли не отметить ключевого для истории героя отдельным упоминанием – о Хаммонде напоминает огромная статуя, украшающая вход в новый парк. Такое вот немного грустное получилось посмертное камео Ричарда Аттенборо.
Похищенный эмбрион
Во время затянувшегося перерыва между третьим фильмом и «Миром Юрского периода» в качестве продолжения сюжета было предложено множество идей, причем большая часть их почему-то крутилась вокруг темы динозавров, обвешанных оружием и превращенных в боевые машины. К счастью, эти планы понимания у студии не нашли, зато едва не был пущен в работу сценарий Уильяма Монахана, который опорным пунктом истории выбрал похищенный в первом фильме зародыш динозавра, тот самый, который в тубе, замаскированной под пену для бритья, пытался вывезти с острова Деннис Недри. По задумке Монахана, на остров должен был проникнуть некий бесстрашный «солдат удачи», который и найдет потерянную склянку и доставит ее заказчику в швейцарские Альпы. А уж там злодей выведет новый вид динозавров, оборудует их навесными пулеметами и отправится покорять мир. Да что ж такое-то опять!..