Мы могли любить совсем других «Мушкетеров» – в другом, не состоявшемся мире в титрах картины значатся Александр Абдулов, Елена Соловей, Василий Ливанов и Евгения Симонова.
В истории есть особые точки, в которых альтернативные варианты будущего сначала пьют на брудершафт, а потом бьют друг другу морду и расходятся. В истории нашего кино такой точкой – точнее, целым многоточием – стали кинопробы на «Д'Артаньяна и трех мушкетеров» (1979), где одну знаковую роль могли с одинаковым успехом сыграть разные актеры, одинаково талантливые, но прямо противоположные по темпераменту. разночтений не возникло только у двух героев – Людовика XIII (Олег Табаков) и его жены (Алиса Фрейндлих). Прочие могли сменить свое обличье полностью за день до начала съемок. И в придачу – голос: так, госпожу Бонасье Алферовой озвучивала Анастасия Вертинская, Ришелье Александра Трофимова – Михаил Козаков, а за Арамиса Игоря Старыгина вещал никто иной, как Игорь Ясулович. Кстати, все они вполне «попадали» в образ не только своими голосами, но и харизмой, но это уже следующий уровень – третий. Четвертый – это Высоцкий, который, как гласит молва, тоже должен был сыграть в этом фильме. Но кого? Вопрос уже эзотерический.
Спустя тридцать лет после премьеры первых «Мушкетеров» вообразить, что русским Д'Артаньяном мог оказаться не Боярский, также подозрительно с точки зрения мировой гармонии, как разлучить Семен Семеновича Горбункова с Юрием Никулиным, а Штирлица – с Вячеславом Тихоновым. Но в параллельном мире, где в 1977-м результаты проб оказались немножечко другими, сейчас показывают тот же самый фильм, но с другими титрами – Симонова, Соловей, Абдулов, Ливанов, Костолевский. Список странный, но именно так мог выглядеть наш главный куртуазный фильм. Боярский, кстати, тоже здесь играет. Но не Д'Артаньяна, а Рошфора.
Д'Артаньян: Абдулов vs Боярский
Главной точкой расхождения во всей этой истории остается, конечно же, роль гасконца, которого вместо утвержденного Александра Абдулова сыграл Михаил Боярский. Каким образом произошла эта знаменательная для их карьер замена – версии расходятся. Режиссер, конечно, вспоминает «момент истины»: Боярского якобы привели на пробы в костюме Рошфора, все притихли, и – «ба! это ж он, вылитый он!» (Д'Артаньян, не Рошфор). Боярский, который был согласен и на Рошфора, ссылается на авторитет своей мамы, которая запрещала ему играть отрицательные роли, но поверить, что актер изначально не метил на гасконца невозможно. Абдулов. Его Д'Артаньян вышел бы совсем другим – импульсивным славянским интровертом, таинственным любовником, амплуа, в которое он уже тогда входил, сыграв мужчину-зверя в «Обыкновенном чуде» (1978), а в 1979-м, когда закончились съемки «Мушкетеров» – «С любимыми не расставайтесь» (1979). Нет, Абдулов – не Д'Артаньян. Скорее – игра в Д'Артаньяна, а Хилькевичу был нужен «настоящий». Боярский хищно пошевелил усами – и прошел.
Миледи: Соловей vs Терехова
Еще одна точка – Терехова или Соловей. Коварную Миледи должна была играть беременная в тот момент Елена Соловей, которая поклялась на пробах сделать аборт, была утверждена на роль, аборт не сделала и в результате чуть не сорвала съемки. Ее Миледи – холодная, расчетливая нимфоманка-киллер в противоположность джеймсбондовской оторве Тереховой, вызвавшей, вопреки сценарию, горячие симпатии у зрителей. На самом деле холодный Абдулов и «тяжелая красотка» Соловей – сочетание более интригующее, чем «ледяная» Соловей (сыграй она Миледи) и «пламенный» Боярский: обычный конфликт энергий с противоположным знаком, где все более менее предсказуемо. Так что рокировка, произведенная Хилькевичем, выглядит вполне логичной: Терехова – столичная кошка-садистка дерется с недалеким, но настойчивым барбосом. И та и другая пара смотрятся отлично – как в параллельном мире, так и в нашем.
Атос: Ливанов vs Смехов
Василий Ливанов был почти утвержден на роль Атоса и долго оставался единственным кандидатом, однако, по каким-то таинственным личным соображениям, самоустранился, и Хилькевичу пришлось искать замену в «Театре на Таганке», дававшем «Мастера и Маргариту», где Воланда играл Смехов. Как и выпавший из проекта Абдулов, Ливанов, ушедший в 70-х с головой в мультики, через год сыграет, наконец, свою главную роль в кино. В результате Смехов, которому, как убежденному театралу, на кинорепутацию было наплевать, стал Атосом, а Ливанов, которому было не наплевать вовсе – Холмсом. Тоже правильный размен.
Госпожа Бонасье: Симонова vs Алферова
Ирину Алферову, хорошо сыгравшую в «Хождении по мукам» (1977), телевизионное руководство утвердило на роль Констанции Бонасье вопреки режиссерской воле: Хилькевич видел в этой роли Евгению Симонову. Однако, в отличие от Миледи Тереховой, роль он переписывать не стал. По сути, Алферова играет в фильме Симонову, звуча при этом как Анастасия Вертинская – забавный симбиоз трех дам, но довольно жестокий, учитывая разницу комплекций, натур и голосов. За такое режиссерское самоуправство Хилькевичу до сих пор немножко стыдно, но народ полюбил Алферову именно за Констанцию, так что Хилькевич и здесь не промахнулся.
Кстати, из-за выбывшей Симоновой произошла еще одна перестановочка: Игорь Костолевский, узнав, что Констанцию будет играть кто-то другой, отказался от роли Бэкингема, доставшейся Алексею Кузнецову.