Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

15 самых далеких космических путешествий

Герои «Интерстеллара» Кристофера Нолана отправляются в эти дни в далекий полет, давайте, провожая их, вспомним еще несколько самых впечатляющих межпланетных путешествий человека

Добавить в закладки
На пыльных тропинках далеких планет

Кадр из фильма «Путешествие на Луну»

Фантастические космические полеты – практически ровесники киноискусства. Первый научно-фантастический фильм о путешествии за пределы Земли появился силами знаменитого Жоржа Мельеса уже в 1902 году, всего через семь лет после первой демонстрации зрителям чуда «синематографа». Первые притязания человечества были скромными – герои «Путешествия» отправились на ближайшее к Земле космическое тело, на Луну. Не слишком серьезно относившийся к сюжету Мельес тем не менее тщательно поработал над визуальной частью своей истории – спецэффекты и декорации, построенные режиссером, не могут не поражать воображение. Картина стала настоящей классикой, пораженная в глаз снарядом с путешественниками Луна превратилась в один из символов кино.

Кадр из фильма «Запретная планета»

До середины прошлого века путешествия в космос, даже вымышленные, отошли на задний план. Европа была изранена двумя войнами, Америка переживала кризис за кризисом, Азия плутала в средних веках – тут не до покорения планет. Однако уже в начале 50-х перед человечеством забрезжил свет скорого выхода за пределы атмосферы, и космическая фантастика обрела новое дыхание. В кино эти надежды были смешаны с опасениями столкновения с неизведанным, отразившимися в фильме «Запретная планета». Герои фантастического фильма отправились не куда-то, а сразу в звездную систему Альтаир, где колония землян испытывает проблемы инопланетного происхождения. При создании картины использовались новейшие технологии спецэффектов, рисовать монстра были призваны художники студи Уолта Диснея, главную роль сыграл тогда еще совсем не смешной Лесли Нильсен, а дань уважения фильму в свое время отдали Джордж Лукас и Джин Родденберри.

Кадр из фильма «2001: Космическая одиссея»

Безусловной вехой космическо-фантастического кино стал фильм Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». Режиссер и сценарист Кубрик откровенно польстил своим потомкам – никаких полетов к Юпитеру человечество не совершило ни в 2001-м, ни в 2014 году. По-прежнему нет у нас и каких-либо уверенных подтверждений вмешательству в развитие человека извне. Нам остается лишь восхищаться величественными просторами мысли Кубрика о направлении развития человечества, о стремлении к познанию, о поиске Бога в человеке. Чудеса комбинированных съемок в сочетании с немыслимыми для того времени техническими приспособлениями, помогающими зрителю погрузиться в атмосферу космического корабля, восхищают по сей день и зрителей, и кинематографистов. Приблизиться к уровню Кубрика мечтает каждый режиссер, но орбита автора «Космической одиссеи» пока недосягаема для последователей.

Кадр из фильма «Солярис»

Ответом на «Одиссею» Кубрика со стороны советского кинематографа стал «Солярис» Андрея Тарковского. Как и Кубрика, впрочем, Тарковского интересовали не космос с его неизведанными планетами, загадочными созданиями и пугающими мирами, во главе угла стоял человек, со своими слабостями, страстями и этическими дилеммами. Далекий океан планеты Солярис является лишь катализатором для запуска драматической истории осознания человеком своего места в мире. Поклонники технической фантастики, наполненной роботами и пришельцами, скорее всего, будут разочарованы фильмом Тарковского, но для всего мира такой подход к проблемам покорения новых миров оказался притягательным и завораживающим.

Кадр из фильма «Москва-Кассиопея»

Совсем иным, нежели у Тарковского, взгляд на космос был у режиссера Ричарда Викторова, автора фантастической дилогии «Москва – Кассиопея»/«Отроки во вселенной». К межзвездным перелетам (а героям предстоит отправиться в путешествие между Землей и звездой Шедар) авторы подошли с изрядной долей юмора – памятуя о проблемах, с которыми человек неизбежно столкнется при долгих космических странствиях, в долгосрочное путешествие на советском космическом корабле «ЗАРЯ» отправляются московские пионеры. Наполненные захватывающими приключениями, необыкновенными открытиями и забавными знакомствами фильмы стали стимулом к занятиям наукой для целого поколения советских школьников, которые исправно посещали сеансы «Москва – Кассиопея» во время каникул.

Кадр из фильма «Чужой»

В то время как советские ученые отправляли в космос не по годам умных «отроков», американская военщина запускала в путешествия к другим мирам шахтеров, солдат и андроидов. Космический корабль «Ностромо», место действия захватывающего триллера «Чужой» Ридли Скотта, движется по направлению к Земле из отдаленных районов нашей галактики, но делает незапланированную остановку в созвездии Сетки. Не запланирована она только членами экипажа, командование с Земли же через робота, находящегося на борту корабля, планирует заполучить и доставить на Голубую планету таинственное существо, обнаруженное в глубинах космоса. Пусть даже и ценой жизни астронавтов. Ставший культовым фильм послужил началом внушительной франшизе, о продолжении которой поклонники космической фантастики мечтают до сих пор.

Кадр из мультфильма «Тайна третьей планеты»

Трудно представить себе ребенка, родившегося в последней четверти прошлого столетия и не знающего, кто такие Алиса, Зеленый, Громозека, птица Говорун или Склисс. Один из лучших детских писателей XX века Кир Булычев создал целый огромный мир, главной героиней которого стала московская школьница из недалекого будущего по имени Алиса. Кроме того что в середине 80-х ей пришлось путешествовать в наше настоящее, она еще и активно изучала далекий космос. Вместе с отцом, профессором Селезневым, и его друзьями в «Тайне третьей планеты» Алиса побывала на загадочных планетах далекой системы Медуза. Советские мультипликаторы редко баловали детей картинами, чей хронометраж превышает стандартные 10 минут, поэтому почти часовые приключения юной космонавтки приковывали зрителей к экранам даже после многократного просмотра.

Кадр из фильма «Кин-дза-дза!»

Космические путешествия на огромных ракетах – это, конечно, интересно, но куда прикольнее было бы перемещаться между мирами не перелетами в десятки и сотни лет, а в мгновение ока с помощью, например, «машинки перемещения»… Владимир Машков (не тот, другой) и студент Гедеван испробовали на себе «радость» моментальных перелетов, отправившись из слякотной Москвы на планету Плюк галактики Кин-дза-дза. Антиутопическая комедия Георгия Данелии вобрала в себя множество жанров и, несмотря на свою фантастичность, была необыкновенно актуальна для страны, которая находилась в переходном периоде между советским строем и капиталистической Россией. В «Кин-дза-дза» про космос нет практически ничего, кроме загадочных пепелацев и гравицап, но ведь и фильм совсем не о межзвездных перелетах, а о том, что у общества нет будущего, если нет цветовой дифференциации штанов!

Кадр из фильма «Звездные врата»

Голливуд, со своей стороны, тоже на определенном этапе «размечтался» о мгновенных перемещениях в пространстве – на экранах эта греза оформилась сперва в виде полнометражного фильма «Звездные врата», а затем и целой череды сериалов с разветвленным сюжетом и множеством целей путешественников. Началось все в Египте, где группа археологов обнаружила таинственное сооружение, которое, как оказалось, ведет в мир планеты Абидос. Отправившиеся в путешествие сквозь врата ученые оказались в самом сердце цивилизации, напоминающей земных древних египтян. Изучение быта соседей, от которых землян, оказывается, отделял лишь небольшой портал, привело ученых к столкновению с могущественным инопланетянином по имени Ра, некогда посещавшим и Землю.

Кадр из фильма «Звездный десант»

Ничто так не мотивирует отправиться в самое далекое путешествие, как угроза будущему. Герои фантастического боевика «Звездный десант» – молодые бойцы космических вооруженных сил, собранные в небольшую армию, чтобы противостоять нашествию межпланетных паразитов – арахнидов. Цель земных войск Федерации – далекая звездная система Клендату, несколько планет которой являются родиной гигантских жуков. Далекий от идеала драматического произведения «Десант» берет зрителя энергичными батальными сценами, восхитительными космическими пейзажами и неуемным юмором и сатирой. Режиссер фильма Пол Верховен и раньше был не прочь поизгаляться над государством и его проявлениями, в «Звездном десанте» под его горячую руку попадает воинственно настроенная часть человечества.

Кадр из фильма «Сквозь горизонт»

Увлекшись схватками с инопланетными захватчиками, мы как-то совсем забыли о том, что кроме чуждой нам формы жизни человеку может противостоять привычная и любимая многими самая обыкновенная физика. Чем обернутся эксперименты над пространством, временем и гравитацией, мы можем только догадываться. Не исключено, что опыты по получению червоточин могут привести к тому, что случилось с космическим кораблем «Горизонт событий», который сначала исчез, а затем внезапно появился на орбите Нептуна. Полет к восьмой планете Солнечной системы – не ахти какое достижение по кинематографическим меркам, но главная тайна здесь скрыта не снаружи, а внутри корабля. Интересно, что ученые из «Интерстеллар» Нолана исповедуют ту же модель межгалактических перелетов, что и герои фильма Пола У.С. Андерсона 17 лет назад.

Кадр из фильма «Светлячок»

Телевидение в эпоху своего расцвета подарило зрителям множество самых разных фантастических сериалов, некоторые из которых были посвящены и космическим путешествиям. Прежде чем обратиться к признанному лидеру жанра – многостороннему и многоплановому «Звездному пути», – давайте отдадим должное скромному на фоне своего старшего брата шоу «Светлячок», которое продержалось на экране всего год, но обросло армией фанатов. По сюжету действие сериала происходит в какой-то новой, неизвестной нам сейчас звездной системе. Некоторое время назад земляне вынуждены были покинуть свою родную планету и заселить несколько далеких миров, часть из которых находится теперь в конфронтации друг с другом. Впрочем, самой главный итог существования «Светлячка» – не космические битвы, а опыт и рост мастерства его постановщик Джосса Уидона, который сегодня занят марвеловскими «Мстителями».

Кадр из фильма «Аватар»

Ни один список фильмов о космосе и покорении новых миров не будет полным без упоминания «Аватара» Джеймса Кэмерона, приключенческого эпика, ставшего финансовым колоссом и флагманом массового кино для нескольких следующих поколений. Мир, который создал Кэмерон в своем фильме, оказался столь живым и столь привлекательным, что зрители шли смотреть фильм по два-три раза, всем хотелось снова оказаться на просторах планеты Пандора, что вертится вокруг газового гиганта звездной системы Альфа Центавра. Четыре световых года отделяют Землю от зеленой, привлекательной, но губительной для человека Пандоры, однако истощение земных ресурсов толкает людей покорять новый мир. Иногда ценой жизней местного народа, существенно отстающего от человечества в техническом развитии, но сохранившего мораль и любовь к природе.

Кадр из фильма «Звездный Путь»

Космический блокбастер Джей Джей Абрамса вырос не на пустом месте, его пышные корни уходят в десяток полнометражных фильмов и добрую сотню эпизодов телевизионных сериалов. И все-таки мы решили в свой топ включить именно картину нового поколения – ведь столь масштабно показать строительство межпланетного корабля, его испытание, его выход на боевые и исследовательские позиции далеко за пределами нашей галактики стало возможно лишь сейчас, когда компьютерные спецэффекты получили безграничные возможности. Абрамс, всегда питавший страсть к фантастике, воплотил в жизнь свою мечту о космосе через «Стартрек» – фильм, прародители которого напитывали энтузиазмом тех, кто двигает науку вперед сейчас, а сам он мотивирует новое поколение на поиски, исследования и великие открытия.

Кадр из фильма «Прометей»

Сколько ни уговаривали Ридли Скотта вернуться к историям о Чужом, режиссер избегал любых сопоставлений своего творчества с классическим теперь уже космическим триллером. До 2012 года. Официально «Прометей» не является прямым потомком или прародителем квадрилогии о ксеноморфе, но действие фильма происходит в уже знакомом нам созвездии Сетки, где много лет назад экипаж «Ностромо» наткнулся на корабль «космических жокеев». «Прометей» начинается с того, что ученые-археологи находят несколько наскальных рисунков из далекого прошлого, которые явно указывают «адрес» далекой планеты. Что скрывает этот «дорожный указатель»? Научно-исследовательское судно «Прометей» отправляется в долгое и опасное путешествие туда, откуда, возможно, берет свое начало жизнь на Земле.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?