Режиссер может пользоваться любовью критиков и при этом снимать международные прокатные хиты. Однако это скорее исключение, чем правило. Куда чаще бывает так, что обласканный критикой постановщик с трудом борется за выживание, а презираемый журналистами режиссер зарабатывает миллионы
В теории один из самых успешных темнокожих голливудцев должен быть любимцем либеральной западной критики. Тайлер Перри заработал полмиллиарда долларов, создавая фильмы о представителях своей расы и освещая их семейные и социальные проблемы. Но на практике фильмы Перри лишь изредка удостаиваются высоких оценок. Связано это с тем, что режиссер в основном работает над фарсовыми комедиями о суровой бабушке Мэдее, которую сам же и играет. А такое кино критики небезосновательно считают низкопробным. Тем не менее, например, фильм 2009 года «Мэдея в тюрьме» заработал более 90 миллионов долларов при бюджете всего в 17,5 миллиона.
Если судить по оценкам критиков, то кажется, что Гарри Маршалл снял лишь одну по-настоящему удачную ленту – мелодраму 1991 года «Фрэнки и Джонни» с Аль Пачино и Мишель Пфайффер. Но на самом деле в его резюме такие успешные постановки, как «За бортом», «Сбежавшая невеста», «Как стать принцессой», «День святого Валентина»… И, конечно же, главный хит Маршалла «Красотка». Не то чтобы лента с Ричардом Гиром и Джулией Робертс была располосована журналистами, но к ней всегда было много претензий, и с годами их стало только больше. А вот публика от «Красотки» уже четверть века в восторге.
Известных режиссеров по имени «Пол Андерсон» двое. Есть любимец критики американец Пол Томас Андерсон, который к настоящему времени номинирован на шесть «Оскаров», а есть любимец зрителей англичанин Пол Уильям Скотт Андерсон, который поставил такие ленты, как «Смертельная битва», «Обитель зла», «Чужой против Хищника» и «Три мушкетера». Также он известен как муж Миллы Йовович и отец двух ее детей. Не все его фильмы окупаются – скажем, недавние «Помпеи» в прокате провалились, – но все же зрители любят его куда сильнее, чем критики, которые за всю его карьеру не сказали об Андерсоне-англичанине ни одного хорошего слова.
С точки зрения оценок, которых удостаиваются его фильмы, Бретт Рэтнер – типичный голливудский середняк, работающий на «тройки» и изредка получающий «четверки» (в частности, за первый «Час пик» и за «Красного дракона»). Однако если посмотреть на сборы картин, которые он создает как режиссер и продюсер, то окажется, что они редко бывают ниже 100 миллионов долларов и что Рэтнер – весьма и весьма успешный голливудец. Так, затюканная критиками лента «Люди Икс: Последняя битва» собрала более 450 миллионов долларов, а недавний «Геракл» заработал почти 250 миллионов.
Мы прежде всего думаем о Сильвестре Сталлоне как о звезде боевиков, но не стоит забывать, что он также поставил некоторые из своих фильмов. И не только те, в титры которых он был записан как режиссер. Не секрет, что Сталлоне был сорежиссером (если не ведущим режиссером) второй серии «Рэмбо» и «Кобры», которые формально поставил Джордж Пан Косматос. И если как к актеру критики относились к нему по-разному, а как сценарист он даже был номинирован на «Оскар» за первого «Рокки» (его актерская игра принесла ему две номинации на «Оскар»), то его тайные и явные режиссерские проекты почти всегда активно критиковали. Так, мировые сборы в 275 миллионов долларов не защитили его сравнительно недавних «Неудержимых» от многочисленных упреков. А как в свое время ругали «Рокки 4», который собрал 300 миллионов долларов!
Вопреки его имени, американский режиссер Раджа Госнелл не имеет никакого отношения к Индии. Родители просто назвали его в честь одного из своих восточных друзей. Зато он имеет прямое отношение к ненавидимому критиками кино. Бывший монтажер, Госнелл начал режиссерскую карьеру с «Одного дома 3» и в дальнейшем снял такие «жемчужины», как «Дом большой мамочки», «Скуби-Ду», «Крошка из Беверли-Хиллз», «Смурфики» и «Смурфики 2». Две последние ленты вместе заработали более 900 миллионов долларов. Правда, студия Sony рассчитывала на большее, и потому следующая серия «Смурфиков» обойдется без Госнелла. Инвесторы – такие придиры!
Деннис Дуган – один из тех голливудских постановщиков, чье имя утонуло в блеске имени его постоянной ведущей звезды. Фильмы Дугана обычно называют «фильмами Адама Сэндлера», поскольку режиссер в них, кажется, занимается лишь тем, что выпускает комика на съемочную площадку и позволяет ему резвиться. Деньги, однако, такой подход к искусству приносит внушительные. К настоящему времени фильмы Дугана заработали более миллиарда долларов. Так, его недавняя комедия «Одноклассники 2» сама по себе собрала в прокате почти 250 миллионов долларов, хотя она была номинирована сразу на девять «Золотых малин». А ее предшественница «Одноклассники» принесла более 70 миллионов долларов, несмотря на столь же ругательные отзывы.
Первый существенный фильм китайско-американского постановщика Джастина Лина «Завтра повезет больше» удостоился высоких оценок, и критики тогда писали, что киноманам стоит обратить на Лина внимание. Однако вместо того, чтобы продолжить снимать артхаусные драмы об американских китайцах, режиссер возглавил работу над сиквелами «Форсажа» и, сняв четыре серии этого цикла (вплоть до «Форсажа 6»), превратил его в международный суперблокбастер. К вящему неудовольствию критиков, которые если хвалят «Форсажи», то делают это безо всякого энтузиазма.
В прошлом году немецкому голливудцу Роланду Эммериху исполнилось 60 лет, и большую их часть он провел в сражениях за признание публики и критиков. Зрителей ему покорить удалось – «День Независимости» заработал более 800 миллионов долларов, а «2012» – 770 миллионов, и в фильмографии Эммериха есть и другие фантастические хиты. Например, «Звездные врата» и «Послезавтра». А вот с критиками у немца нелады. Когда он снимает блокбастеры, его клюют за чрезмерный упор на спецэффекты. Когда же он выпускает драмы, то их ругают еще сильнее, чем его фантастические ленты. Так, прошлогодняя картина «Стоунуолл», рассказывающая о борьбе геев за их права, была буквально растоптана. Причем в первую очередь ультралибералами, которым не понравилось, что в центре событий находится молодой и привлекательный белый гей, а не уродливая и одноногая чернокожая лесбиянка. Ну, что ж поделать с тем, что Эммерих предпочитает мужчин…
Пожалуй, ни один режиссер не воплощает стереотип «нелюбимый критиками маэстро блокбастеров» так убедительно, как Майкл Бэй. Его фильмы к настоящему времени собрали в мировом прокате более 5 миллиардов долларов, однако критикам из всех картин Бэя всерьез понравилась лишь «Скала». Самых больших упреков удостоился цикл «Трансформеры», но это не помешало его четырем сериям заработать более 3,5 миллиарда долларов. Также Бэй печально известен как режиссер «Армагеддона» и «Перл-Харбора». Последнюю ленту «мочили» как критики, так и историки, однако она собрала 450 миллионов долларов. Право, есть в Бэе что-то от суперзлодея – он, кажется, питается негативной энергией, которую излучают в его сторону журналисты.