С этого года 23 июля для Сильвестра Сталлоне может стать черным днем календаря – это день, когда в Сеть утекла копия его нового фильма «Неудержимые 3»
* Мы брали за дату премьеры первый выход фильма в коммерческий прокат в любой стране мира – таким образом, мы не учитывали картины вроде «Повелителя бури», «Заложницы» или «Дитя человеческого», которые выходили в США со значительным опозданием по отношению ко многим другим странам. Также мы не учитывали явно некоммерческое кино.
Дата утечки: начало июня 2003
Дата премьеры: 17.06.2003
Бюджет: $137 миллионов
Сборы: $245,4 миллиона
Разумеется, утечки фильмов случались и до «Халка», но файлообменные сети в те времена были не особенно развиты, и распространялись пиратские копии совсем не такими темпами, как сейчас. Так что «точкой отсчета» для новой интернет-угрозы Голливуду можно считать историю с «Халком», который появился во Всемирной паутине, а оттуда и на прилавках бутлеггерских видеомагазинов примерно за две недели до премьеры. Распространитель копии, Керри Гонзалез, получил диск с рабочей версией фильма (некоторые эффекты были еще не до конца дорисованы) от друга, который работал в компании, занимавшейся продвижением картины, и недолго думая слил ее в Интернет. Гонзалеза довольно быстро вычислили с помощью ФБР, однако наказание оказалось не таким уж серьезным – Гонзалез отдал 2 тысячи долларов в качестве штрафа и 5 тысяч непосредственно Universal, плюс отсидел полгода под домашним арестом. Universal тем не менее посчитала эту историю победой – мол, теперь пираты поймут, что все тайное становится явным (ага, как же). Что касается самого «Халка», то в прокате фильм и правда прошел слабо, хотя и со скрипом окупился. Другое дело, что его кассовые результаты эксперты все-таки больше связывали с качеством самого фильма.
Дата утечки: 28.11.2003
Дата премьеры: 12.12.2003
Бюджет: $17 миллионов
Сборы: $31,5 миллиона
Будучи фильмом подчеркнуто авторским, артхаусным, «Девушка с жемчужной сережкой» и не рассчитывала на широкий прокат и бешеные кассовые сборы – хотя имя Колина Фирта, конечно, к тому моменту уже знали за пределами Англии благодаря «Реальной любви» и «Дневнику Бриджит Джонс», а на Скарлетт Йоханссон буквально за пару месяцев до «Девушки» взглянули по-новому в «Трудностях перевода». Картину начали показывать на фестивалях еще с августа 2003-го, а в Сеть она утекла с началом «оскаровского» сезона – в виде «скринера», владельца которого идентифицировать так и не удалось. Тем не менее закончилась история почти хеппи-эндом – фильм обошелся в 10 миллионов фунтов стерлингов и заработал почти 32 миллиона долларов, то есть с натяжкой вышел в ноль. Сборы нужно делить примерно на два, потому что половину заработанного оставляют себе кинотеатры.
Дата утечки: начало мая 2004
Дата премьеры: 28.05.2004
Бюджет: $16 миллионов
Сборы: $14,8 миллиона
Сейчас фильмы с участием чернокожего комика Кевина Харта рвут кассу, а его стэндап-концерты собирают стадионы, но было время, когда он был начинающим «салагой», и его взлет к вершинам успеха вполне мог прерваться, так толком и не начавшись. На «наркоманскую» комедию «Улетный транспорт» ее прокатчики из MGM возлагали большие надежды, но за несколько недель до премьеры они получили сюрприз в виде чистенькой пиратской копии фильма, которая быстро расползлась по всем уголкам мировой Сети. Сыгравший в картине одну из ролей Снуп Догг в своей обычной манере призвал всех не кипишить – мол, это только сыграет фильму на пользу, но афроамериканцы, на которых фильм в основном и рассчитывался, посчитали по-другому. В прокате «Улетный транспорт» не собрал и 15 миллионов – при бюджете в 16 миллионов это был серьезный удар по карману студии. Виновного не нашли, но есть подозрение, что Снуп Догг не расстроился.
Дата утечки: 19.05.2005
Дата премьеры: 19.05.2005
Бюджет: $113 миллионов
Сборы: $848,7 миллиона
Справедливости ради, скринер третьего эпизода «Звездных войн» появился в Сети не до премьеры фильма, а вечером первого прокатного дня, но мы решили упомянуть об этом случае просто потому, что это «Звездные войны». И не просто «Звездные войны», а финальный (как мы думали тогда, наивные) эпизод гигантской саги, который свяжет воедино две трилогии и подведет нас к «Новой надежде», с которой для многих из нас начиналось знакомство с «фабрикой грез». Так вот, рабочая копия сравнительно приличного качества, пусть и с таймкодом, появилась в Сети в ночь премьеры, но было уже поздно – фанаты успели посмотреть фильм на первых сеансах (или купили билеты на ближайшие выходные и решили не смазывать первое впечатление), обеспечив «Мести ситхов» сборы в 108,5 миллиона за первый уик-энд. Следующую неделю фильм также провел на первом месте бокс-офиса – и хотя до миллиарда с копейками, которые ухитрилась собрать «Призрачная угроза», третий эпизод не дотянул, вряд ли Джордж Лукас так сильно переживал из-за недополученного десятка-другого миллионов.
Дата утечки: начало июня 2007
Дата премьеры: 7.06.2007
Бюджет: $10,2 миллиона
Сборы: $35,6 миллиона
Вторая часть «Хостела» многими считается более удачной, чем оригинальный фильм, но ей не повезло – почти за неделю до премьеры фильм оказался в Сети. Копия, правда, была довольно плохонькая, с громадным таймером на четверть экрана, но ценители «кровищи» и расчлененки крупным планом ждать не могли. По словам постановщика фильма Илая Рота, в некоторых бедных странах с высоким уровнем пиратства после этой утечки прокатчики вообще отказались от фильма. Как результат, в Штатах «Хостел 2» собрал всего 17,5 миллиона – меньше, чем предшественник заработал за первые выходные, а это, как вы понимаете, совсем не позитивный результат. Общая сумма сборов достигла 35,6 миллиона долларов, что позволило создателям вернуть 10-миллионный бюджет и даже неплохо заработать, но нервов ими было потрачено столько, что триквел было решено делать более дешевым и ориентировать на выпуск сразу на видео. Так что если вы в далеком 2007 году смотрели «Хостел 2» на пиратке с огромным таймкодом, то вы (да-да, именно вы, не оглядывайтесь!) – одна из тех причин, по которой «Хостел 3» оказался убогой дешевкой.
Дата утечки: 27.08.2007
Дата премьеры: 31.08.2007
Бюджет: $15 миллионов
Сборы: $80,2 миллиона
Пиратский «Хэллоуин» Роба Зомби прибыл во Всемирную паутину за четыре дня до премьеры. Что интересно, в виде рабочей копии – той самой, что показывали на тест-просмотрах, по результатам которых в прокатную версию ленты были внесены значительные изменения. Так, в числе прочего была переснята сцена побега Майкла Майерса из больницы, плюс был снят другой финал – таким образом, тем, кто смотрел «Хэллоуин» Роба Зомби в пиратской версии и остался им недоволен, стоит задуматься, «правильный» ли «Хэллоуин» вы смотрели? Сам Роб Зомби отреагировал на новость об утечке, сообщив, что в общей сложности существует 300 монтажных версий фильма, и он не знает, какую из них украли – а главное, зачем. Как бы там ни было, на прокатной судьбе «Хэллоуина» пиратский «слив» практически не отразился – фильм собрал очень приличные 80 миллионов долларов, окупив свой 15-миллионный бюджет два с половиной раза.
Дата утечки: 23.10.2007
Дата премьеры: 2.11.2007
Бюджет: $100 миллионов
Сборы: $266,5 миллиона
Гангстерский эпик Ридли Скотта утек в Сеть за полторы недели до выхода в прокат – таким образом Американская киноакадемия в очередной раз «отпраздновала» начало «оскаровского» сезона. В отличие от той же «Девушки с жемчужной сережкой», от которой никто и не ждал кассовых побед, «Гангстер» щеголял именами Дензела Вашингтона и Расселла Кроу, а бюджет фильма составлял неслабые 100 миллионов долларов, однако студия Universal не стала публично рвать на себе волосы, а затаилась в ожидании результатов проката. В итоге «Гангстер» собрал вполне пристойные 266 миллионов долларов – более того, это оказался лучший результат для фильмов Ридли Скотта со времен «Ганнибала». А если смотреть только по американским сборам, то это третий по кассовости фильм режиссера за всю его карьеру (первые два – «Гладиатор» и как раз «Ганнибал»).
Дата утечки: 24.12.2008
Дата премьеры: 26.12.2008
Бюджет: $35 миллионов
Сборы: $75 миллионов
Обратная сторона славы такова, что, когда ты звезда, «оскаровские» скринеры новых фильмов с твоим участием разлетаются моментально – как произошло с «Дорогой перемен». Скринер появился в Сети всего за два дня до американской премьеры фильма, но этого хватило, чтобы все желающие фильм посмотрели. А желающих было много – еще бы, первый совместный проект Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет со времен «Титаника» и новый фильм Сэма Мендеса, создателя «Красоты по-американски», «Проклятого пути» и «Морпехов»! Результаты печальны – 23 миллиона кассовых сборов на родине и еще 52 миллиона в других странах. Этого хватило, чтобы покрыть бюджет в 35 миллионов долларов, но свой следующий фильм «В пути» Мендес снимал на бюджете в два раза скромнее. И без суперзвезд мирового уровня. Видимо, чтобы ни у кого не возникло соблазна картину спиратить.
Дата утечки: 31.03.2009
Дата премьеры: 27.04.2009
Бюджет: $150 миллионов
Сборы: $373 миллиона
Наверное, самая известная утечка в истории Голливуда – за месяц до американской премьеры (она прошла 1 мая, но в других странах картину начали показывать на несколько дней раньше) в Сети появилась рабочая версия «Росомахи», одного из самых ожидаемых блокбастеров грядущего сезона. Фильм был полным, но незавершенным – во многих сценах не были доведены до ума спецэффекты (а финальная схватка в моментах с компьютерной графикой вообще смотрелась так, как будто ее рисовали во времена первого «Трона»!), но количество скачек тем не менее росло прямо-таки лавинообразно. История широко обсуждалась в прессе, и месяц с появления пиратской копии до премьеры все причастные к созданию «Росомахи» наверняка провели в ночных кошмарах, но… обошлось. Гигантский хайп, который устроили по поводу этой утечки в прессе, сыграл на руку фильму – о «Росомахе» узнали даже те, кто в кинотеатре не был ни разу в жизни. Как итог – 373 миллиона кассовых сборов при вложениях в 150 миллионов. И это еще по-божески, если учесть, что «Росомаха» многими считается худшим фильмом из вселенной «Людей Икс».
Дата утечки: середина июля 2010
Дата премьеры: 18.08.2010
Бюджет: $20 миллионов
Сборы: $80,5 миллиона
Самая мутная история во всей этой подборке, больше похожая на извращенную пиар-кампанию картины, созданной печально знаменитым дуэтом «пародистов», Джейсоном Фридбергом и Аароном Зельцером. Их первые совместные комедии, «Киносвидание» (2006), «Очень эпическое кино» (2007) и «Знакомство со спартанцами» (2008), прошли в прокате очень неплохо, однако «Нереальный блокбастер» (2008) все-таки ухитрился провалиться. «Вампирский засос», прокатывать который взялась Fox (она же занималась и «Росомахой»), в приличной рабочей копии появился в Сети за месяц до официальной премьеры – на этот раз люди из Fox не махали шашками и вели себя значительно спокойнее, и в итоге фильм почти дотянулся до результатов первых хитов Зельцера и Фридберга. 80 с небольшим миллионов в мировом прокате при вложенных 20 миллионах – огромная удача. Особенно учитывая, что это за кино.