
Большей частью американские «Мученицы» тупо копируют французский фильм, но это еще неплохо, потому что все «новые» идеи не оставляют от мощи и выразительности оригинала камня на камне
Большей частью американские «Мученицы» тупо копируют французский фильм, но это еще неплохо, потому что все «новые» идеи не оставляют от мощи и выразительности оригинала камня на камне.
Когда Люси была маленькой, ее похитили – девочку держали взаперти и пытали, пока ей не удалось сбежать. Спустя годы Люси находит семью, которая издевалась над ней, и всех убивает – но это только начало. За ее мучителями стоит могущественная организация, которая вскоре прибудет на место и устроит Люси и ее подруге Анне ад на земле.
Так получилось, что «Мученицы» Паскаля Ложье стали пограничной, этапной работой в жанре «пыточного порно», после которой мир признал рождение целой волны «нового французского хоррора». Конечно, до них были «Кровавая жатва», «Месть нерожденному» и «Граница», но до широкого западного зрителя достучался именно фильм Ложье – неровный, но такой искренний в своей брутальности, что отделаться от него не удавалось и спустя несколько дней после просмотра.
К сожалению, как раз на «Мученицах» новоиспеченный тренд забуксовал, и больше ничего столь же выдающегося французский кинопром в хоррор-жанр не привнес. В конце нулевых эстафету перехватили американцы, построившие на «пыточном порно» целую индустрию, но сейчас идеи на Западе окончательно иссякли – на плаву остались только набравшие поклонников циклы вроде «Я плюю на ваши могилы» и «Поворота не туда». В таких случаях часто обращаются к «классике», переделывая хиты прошлого, и решение снять ремейк «Мучениц» в целом понятно – но почему к новой версии подошли так халтурно, решительно непонятно.
В разборе на тему, что не так с новыми «Мученицами», на ум сразу приходят «Отступники» Мартина Скорсезе – по-своему неплохой фильм, который довольно близко следует тексту оригинала (гонконгского триллера «Двойная рокировка»), но в процессе меняет пару не очень значительных деталей, в итоге рождая вопросы «А чем было плохо так, как было?» и большую сюжетную дыру. То же самое происходит с «Мученицами» – не вдаваясь в спойлеры, уточним, что авторы ремейка решили не избавляться от одной из центральных героинь, чем сразу поставили грубую подножку смурной атмосфере обреченности. Если в оригинале девушка оставалась один на один со своей жуткой судьбой, в ремейке надежда не гаснет никогда.
На этом изменения не заканчиваются! Если в фильме Ложье Люси всю жизнь мучилась виной, потому что сбежала, оставив в плену еще одну девочку, то в американских «Пленницах» никакой «другой» девочки нет изначально. Вроде бы незначительный штрих, но он влияет и на психологический портрет повзрослевшей героини и объясняет ее галлюцинации – Люси кажется, что ее хочет убить изуродованная женщина. У французов это было материализовавшееся чувство вины за побег без подруги, у американцев… Хм…
Но сильнее всего углы срезались на визуальной натуралистичности. Если сверять французскую и американскую картины, можно заметить, что распланированы они примерно одинаково – одни и те же события происходят в фильмах примерно в одно время, но при этом весь экстрим выжжен из американской ленты каленым железом. Это так странно и глупо, что даже непонятно, чем это объяснить – зачем браться за ремейк, скажем, «Страстей Христовых», построенных на физических страданиях заглавного героя, и делать его таким мягким, что его можно было бы пускать в эфир канала «Спас»? Кому нужна новая версия одного из самых жестких, брутальных и (из-за этого!) пронзительных хорроров нашего времени, если в нем нет ни жесткости, ни брутальности?
Да, в фильме осталась пара сцен, не позволяющих забыть о том, кино какого жанра мы смотрим, но этого мало – как это ни странно, но без мучений «Мученицы» не работают. Те, кто не видели оригинал, попросту не поймут, из-за чего был весь сыр-бор (ну вот как тут не вспомнить анекдот про напевшего Карузо Рабиновича?), а смотревшие фильм Ложье, скорее всего, будут откровенно возмущены.
С 4 февраля в кино.