Лучший фильм Чжан Имоу про боевые искусства.
Лучший фильм Чжан Имоу про боевые искусства.
Знаток боевых искусств по имени Безымянный (Ли) рассказывает китайскому императору-завоевателю (Чэнь), как зарезал всех его главных врагов.
Человек в черном с лицомкартошкой пришел императора убивать. Правитель это поймет через полчаса после начала фильма по колебанию пламени специальных светильников-детекторов, а зрители почти сразу – иначе зачем на главную роль взяли мастера кунфу Джета Ли. Император Цинь Шихуан нажил себе врагов, когда в третьем веке до нашей эры решил объединить нацию. Напуганные соседи подсылали к нему убийц, и из истории известны две попытки покушения на Шихуана.
Один раз к нему выписали убийцу из княжества Янь с ножом, спрятанным в карте (об этом рассказал Чень Кайгэ в «Императоре и убийце»). Вторым был музыкант – он положил в лютню несколько свинцовых чушек и собирался треснуть патриарха инструментом по голове. Обоих казнили, но в народной памяти убийцы остались борцами-одиночками, которые попытались намекнуть тирану, что он не совсем прав. Фильм «Герой» – фантазия на эту тему. Вымышленные убийцы – Безымянный, Небо (Ен), Снежинка (Мегги Чун) и Сломанный меч (Люн) – типичные персонажи «у-ся» (романа или фильма о боевых искусствах).
То, как режиссер Чжан Имоу вынул их из воображаемого «мира боевых искусств» и поместил в исторический контекст, одновременно смелый жанровый эксперимент и традиционное китайское «подражание старым мастерам». Другое дело, зачем Чжан Имоу, тогда еще фестивальному режиссеру, певцу китайской деревни, понадобилось делать жанровый блокбастер. «Герой» был первым и лучшим его фильмом на этом поле. Потом Чжан из художника перековался в режиссера официальных государственных мероприятий. Невольно напрашивается сравнение путей автора и героя. Из всех возможных исходов визита интеллигентного мастера, знатока удара «смерть с десяти шагов», к императору самому режиссеру оказалось ближе всего растворение в массе безликих чиновников.