Взявшиеся придать вторую жизнь классическому роману Джейн Остин «Гордость и предубеждение» современные авторы решились на весьма оригинальный ход – внедрили в общеизвестный сюжет третью силу, ходячих мертвецов
Хотя в России сказка о Питере Пэне и не столь известна, как в англоязычных странах, общий ее смысл знаком даже самым маленьким: мальчик, который не хотел взрослеть, отправился в выдуманную страну, где стал заклятым врагом пирата Капитана Крюка, попутно обучая своих маленьких сподвижников азам дружбы, храбрости и взаимовыручки. Переделывать Пэна на новый лад – старый голливудский фокус, но Джо Райт, выпустивший свой вариант в прошлом году, превзошел всех. Его Пэн оказывается в Нетландии раньше положенного, а потому мы наблюдаем за странным, вывернутым наизнанку сюжетом – теперь Крюк ходит в приятелях Питера, а вместе они сражаются с Черной бородой.
«Если я усну, а проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют» – к этой фразе, приписываемой то Карамзину, то Салтыкову-Щедрину, мы бы добавили третий пункт – «воплощают в жизнь заветы Достоевского». Федор Михалыч, как и Александр Сергеевич, тоже Наше Все, только депрессивно-пессимистическое. И произведения его даже сквозь века остаются актуальными и насущными. За примером ходить далеко не надо – «Даун Хаус» Романа Качанова отлично вписал аристократичного «Идиота» в бандитский быт криминальной России 90-х. Да, тут несколько своеобразный Мышкин, но скажите, кого у нас в стране пощадили бесчисленные политические и социальные эксперименты истории?
Самый распространенный способ из классического сюжета сделать что-то актуальное – перенести действие в наше время. Многие этим пользуются, но далеко не каждому автору подобного ремейка удается точно подогнать все детали к новому времени. На этапе идеи задумка Майкла Алмерейды перенести сюжет шекспировского «Цимбелина» в XXI век выглядела неплохо, а вот реализация подкачала. Вместо аристократов – байкеры-наркоторговцы, вместо армий – коррумпированная полиция, вместо высоких чувств – жалкое подобие. Высокопарные речи действию только вредят, блистательные актеры чувствуют себя неуютно, сюжет еле двигается. Стоило ли городить огород, чтобы грядки тут же заросли бездарными сорняками?
Студия Уолта Диснея настолько срослась с индустрией сказок, что почувствовала себя равной богам – за что ни возьмется, все бесподобно. Однако эксперименты над любимыми сказками даже Disney прощают не всегда – возьмем хотя бы попытку снять приквел к «Волшебнику страны Оз», легендарному семейному фильму, на котором воспитано не одно поколение. По большому счету ничего особенного придумывать и не нужно было, Баум дает достаточно информации о прошлом своего героя, но авторы «Оза: Великого и ужасного» навертели столько всего, что лента превратилась в тяжеловесный блокбастер, который не всякому взрослому по плечу. Что уж про детей говорить…
Кино за нас тоже Пушкин делать будет, да. Точнее, без Пушкина мы никак не сможем обойтись, набивая режиссерские и сценарные шишки. «Дубровский» Нашего Всего – произведение универсальное: в нем и дух эпохи, и романтика вольных разбойников, и шквал чувств. Можно ли все это вынуть из эпохи, описанной автором, и поместить в современность? Режиссеры Вартанов и Михановский попытались, но большого успеха не добились. За мелочами, вроде привязки народного недовольства к современному олигархическому произволу и зарубежных поездок нового Дубровского, из фильма выветрился дух оригинальной книги. Да, смотреть на Данилу Козловского в белой рубахе на фоне белого же снега приятно, но кино этим ограничиваться не должно.
Там, где наш красавец Дубровский отстаивает отжатый братками семейный бизнес, заброшенный в современность принц датский Гамлет выступает на фронтах корпоративных войн. В постановке все того же Майкла Алмерейды 2000 года Гамлет после смерти отца встает у руля крупной компании и вынужден противостоять проискам конкурентов. Действие перенесено в Нью-Йорк, на главную роль выбран Итан Хоук на пике своей карьеры, однако от происходящего на экране так и веет условностью и самодеятельностью. А уж с появлением призрака отца действие и вовсе скатывается в какую-то пародию. Ох, не стоит кинематографистам беспокоить мертвых, пусть это даже всего лишь литературные персонажи.
Это у нас кто в 90-е жил, тот в цирке не смеется, а американцам все чудеса подавай. Да не простые, а такие, чтобы и понятными были, и новизной радовали. В 2010 году порадовать зрителей свежим взглядом на классику вознамерился Тим Бертон – сказочник мрачный, но довольно оригинальный. И взгляд его действительно отличается от общепринятого. Так, кэрролловская Алиса в его фильме превратилась из малолетки в девицу на выданье, компания Шляпника обернулась кучкой наркоманов, Королева захворала гидроцефалией. И это мы еще не упоминаем Бармаглота и прочих сказочных тварей. Ужасающий наркотический трип принес тем не менее более миллиарда долларов в кассу Disney, а это значит, что скоро вам придется пойти на сиквел. Приготовьтесь, будет еще более взрывоопасно.
Если вы читали настоящие сказки братьев Гримм, а не их щадящие переложения для младшего школьного возраста, то наверняка пришли к заключению, что писатели были теми еще больными извращенцами – сложно найти хоть одну их сказку, где кого-нибудь не убили, не выпотрошили, не съели или не сожгли на костре. Показать все, что скрыто внутри этих жутких сказок, взялся финский выдумщик Томми Виркола, превративший приключения всем известных Гензеля и Гретель в умопомрачительную погоню за монстрами, удалую и залихватскую. Конечно, все эти погони за летающими колдуньями мало похожи как на реальности Средневековья, так и на сказочную атмосферу известных нам произведений – изобретательная чушь, не более. Зато с хорошими актерами.
И чтобы далеко не отходить от темы Средневековья, упомянем довольно странную экранизацию известной всем с детских лет сказки о Красной Шапочке. Режиссер Кэтрин Хардвик посчитала сказку о волке и бабушке слишком скучной, а потому решила разбавить классическую историю столпотворением из десятков новых героев, новых обстоятельств и новых мотивов. Достаточно сказать, что волк в новой картине является не просто зверем, а оборотнем, чтобы понять всю глубину падения сценаристов. Большая компания ярких актеров постановку не спасает – мы, возможно, и хотели бы по-иному взглянуть на сказку о Красной Шапочке, но подобные изменения в сюжете ни к чему хорошему не ведут.
Если бы Николай Васильевич Гоголь зал, что из его «Вия» в XXI веке сделает режиссер Олег Степченко, то он предпочел бы сжечь не второй том «Мертвых душ», а свою небольшую повесть о Хоме Бруте и его ночных кошмарах. С профессиональной точки зрения фильм сделан на высочайшем уровне, и это подтверждают огромнейшие сборы картины, но к произведению Гоголя итоговый результат имеет очень отдаленное отношение – даже заглавный мистический монстр здесь всего лишь прикрытие для темных делишек других героев. Гоголь ограничился одним рассказом о демоническом существе, а вот российских кинематографистов не остановить – зрителей ждут еще как минимум два продолжения, которые Вий, впрочем, будет связывать лишь номинально.
Когда Шекспир писал свое «Нет повести печальнее на свете», то вряд ли полагал, что в конце XX века его трагедию «Ромео и Джульетта» австралийский режиссер Баз Лурман превратит в мюзикл, действие которого разворачивается в современной Америке. Трансформация произведения потребовала многое превратить в условности и задать определенные правила игры – так, пистолеты, например, герои продолжают называть шпагами. Но ведь главное в произведении – не антураж, а чувства юных влюбленных. Мы можем только приветствовать Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэнс в главных ролях, но все остальное, происходящее на экране – маскарады, священник-наркоман, трансвестит Меркуцио, – вызывает оторопь. Шекспиру и не снилось.
Сколько бы ни издевались кинематографисты над Уильямом нашим Шекспиром, наиболее ужасающей переделки классического сюжета удостоился все-таки не он, а его французский коллега по перу – Александр Дюма, автор незабвенных «Трех мушкетеров». И ладно бы речь шла о советском музыкальном телефильме с Михаилом Боярским в главной роли – там сценаристы искромсали сюжет до неузнаваемости, но все же оставили ощущение уважения к первоисточнику. В 2011 году Пол У.С. Андерсон превратил мушкетеров в кошмар любого не только историка, но и просто здравомыслящего человека. В фильме-аттракционе «Мушкетеры» есть все что угодно – от ниндзя до боевых дирижаблей, нет лишь одного – хотя бы отдаленного представления о достоверности. Хорошо, что Дюма до такой постановки не дожил, иначе не сносить Андерсону- каналье головы.