Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUdePP1a Okko Okko
Подборки фильмов

10 сиквелов, выигравших от смены режиссера

Сиквел – совсем не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Продолжение не должно полностью копировать оригинал, при этом начало всегда устанавливает рамки для идей сиквела, ну а улучшить плохой первый фильм вообще практически невозможно

Добавить в закладки
Новая надежда

Сиквел – совсем не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Продолжение не должно полностью копировать оригинал, при этом начало всегда устанавливает рамки для идей сиквела, ну а улучшить плохой первый фильм вообще практически невозможно. При таких условиях наиболее удачными получаются продолжения, снятые теми же режиссерами, что снимали предыдущую картину, – вспомните «Крестного отца», «Терминатора» или «Индиану Джонса». Но случаи, когда от смены постановщика сиквел выигрывает, тоже бывают. Отмечая выпуск в прокат новой серии «Миссия: Невыполнима», за рулем которой Кристофер МакКуорри сменил Брэда Берда практически без потери качества, мы вспомнили еще десяток случаев, когда новая кровь пошла франшизе на пользу.

Кадр из фильма "Голдфингер"

Более полувека бондиана радует поклонников Агента 007 новыми приключениями, но история этой франшизы отнюдь не так прямолинейна, как может показаться. И в первую очередь в фильмах о Джеймсе Бонде выделяется картина Гая Хэмилтона «Голдфингер». Нет, безусловно, первые две картины серии, снятые Теренсом Янгом, задали неплохой темп, но настоящим Бондом главный шпион Ее Величества стал именно в «Голдфингере»: тут и великолепный автомобиль, надолго полюбившийся герою Шона Коннери, и резкие слова, разошедшиеся на цитаты, и классический суперзлодей с эффектным прихвостнем, и красотка с говорящим именем – в общем, настоящее большое кино, превратившее бондиану из еще одного шпионского сериала в культ, поклонение которому и не думает ослабевать с годами.

 

Кадр из фильма "Французский связной 2"

Совсем не удивительно, что к сиквелу «Французского связного» долго никто не смел подступиться – картина Уильяма Фридкина все-таки получила пять «Оскаров», что уж тут улучшать? Тем не менее смельчак нашелся, это Джон Франкенхаймер, автор «Любителя птиц из Алькатрасаа» и «Гран-при». Главный герой из Нью-Йорка перебирается в Марсель, картина приобретает более драматичный разговорный оттенок, а Джин Хэкман зубами вгрызается в новый материал – слагаемые для как минимум заслуживающего просмотра фильма найдены. Американские критики поспешили отмахнуться от фильма Франкенхаймера, а зря – непризнанный шедевр великолепно дополняет оригинал, а уж с лентами этого жанра, снятыми в тот же год, и вовсе может справиться, не напрягаясь.

Кадр из фильма "Звездные войны: Империя наносит ответный удар"

Только самоубийца мог взяться за продолжение «Звездных войн» после того, как первую картину снял Джордж Лукас, человек, в голове которого и родилась идея космической саги. И все же такой сумасшедший нашелся, имя ему Ирвин Кершнер, и он автор лучшего на сегодня фильма франшизы «Звездные войны». Заряженные мифологией первой части зрители сполна удовлетворили свою жажду знаний о новых приключениях полюбившихся героев. Битва на Хоте, появление Йоды и Лэндо, битва с Дартом Вейдером – сиквел превзошел все самые смелые ожидания фанатов. А какая у «Империи» концовка – Хан Соло в плену, Скайуокер теряет руку, а главный злодей говорит сокровенную фразу «Люк, я твой отец», – ну когда еще летний блокбастер позволял себе с таким щелчком по носу оставить зрителя в нетерпении грызть ногти до выхода следующей части?

Кадр из фильма "Цвет денег"

Слишком много времени прошло между выходом в прокат «Бильярдиста» Роберта Россена и «Цвета денег» Мартина Скорсезе, чтобы эти фильмы можно было сравнивать лоб в лоб. Сейчас, по прошествии еще тридцати лет, можно с уверенностью констатировать только одно: «Цвет денег» – тот редкий случай, когда за сиквел фильма не слишком известного постановщика берется признанный мастер. В момент выхода «Цвет» был не слишком благостно принят критиками – вроде бы и Пол Ньюман показался уже не таким ярким, и Том Круз выглядел не слишком уместным, но время все расставило по своим местам, картина Скорсезе вошла в список претендентов на самые разные награды, приятно оттенила другие работы Круза эпохи 80-х и поставила красивый восклицательный знак в череде не самых удачных фильмов Ньюмана тех лет.

Кадр из фмльма "Чужие"

Сразу несколько параметров позволяют записать «Чужих» Джеймса Кэмерона в число лучших сиквелов вообще – и в частности лучших продолжений, снятых другим режиссером. Никто не станет спорить с тем, что Кэмерону, как и в случае с «Терминатором 2», удалось не просто расширить вселенную, но и раскрыть ведущих персонажей с новой стороны, добавить колоритный второй план, увеличить динамику, избежав ущерба для смыслов и значений картины. Что уж говорить о том, что в случае с «Чужими» режиссер еще и жанр поменял – если Ридли Скотт снимал фактически рассказ о «доме с привидениями», или «Челюсти в космосе», как называли «Чужого» некоторые критики, то Кэмерон превратил сиквел в мощный технологический экшен, идеальный сайфай-боевик, который не просто не уронил планку оригинала, но в чем-то даже превзошел его.

Кадр из фильма "Крепкий орешек 3: Возмездие"

Сравнивать два первых «Крепких орешка» даже как-то неприлично, первый фильм о Джоне МакКлейне – подлинный шедевр боевика, второй высидеть до конца без большой кружки крепкого кофе сложновато. Ренни Харлин едва не похоронил франшизу, но, к счастью, Джон МакТирнан вернулся в третью часть и снова придал бесстрашному нью-йоркскому полицейскому веса и серьезности. Блестящий детективный сюжет, забористый экшен, великолепный дуэт Брюса Уиллиса и Сэмюэла Л. Джексона – мы даже не будем вспоминать о том, что «Возмездие» снималось по перелицованному в последний момент сценарию «Смертельного оружия». Если бы не откровенно слитый финал, существенно измененный по требованию студии, «Крепкий орешек 3» можно было бы назвать лучшим триквелом в истории.

Кадр из фильма "Блэйд 2"

Знатоки кино без труда назовут первый англоязычный фильм, который выпустил в Голливуде мексиканский мастер ужасов Гильермо дель Торо. «Блэйд 2», готический вампирский боевик, послужил отправной точкой для всего, что дель Торо сделал впоследствии, в первом фильме можно найти и намеки на «Хеллбоя», и атмосферу «Лабиринта Фавна». Комиксовая подложка стала идеальным трамплином для режиссера, еще большим подспорьем ему послужил холодный мир, выстроенный Стивеном Норрингтоном в «Блэйде». От оригинального фильма можно было скакать в любом направлении, и Гильермо дель Торо поскакал, да так, что у зрителей не осталось сомнений – Голливуд посетил искусный сказочник, способный рассказывать такие леденящие кровь истории, какие в детстве рассказывают под покровом ночи. Страшные и интересные.

Кадр из фильма "Казино Рояль"

Не столько сиквел, сколько перезагрузка (хотя официально все последующие части бондианы считаются продолжением предыдущего фильма), «Казино “Рояль”» особняком стоит в череде фильмов о Джеймсе Бонде. Слишком многое сошлось в одной точке: расставание с Пирсом Броснаном, переоценка ценностей среди окружения Агента 007, новое время с его новыми вызовами – «Казино» было рискованной ставкой, но поставивший на него режиссер Мартин Кэмпбелл не прогадал. Интересно, что Кэмпбелл однажды уже протягивал Бонду руку помощи, представив миру нового Бонда в «Золотом глазе». Теперь задача, с одной стороны, была сложнее (Бонд-блондин, которому плевать, как ему приготовили мартини?), а с другой – проще («Умри, но не сейчас» получился совсем слабым). Получилось даже лучше, чем кто-то мог себе представить, – Бонд зажил новой жизнью.

Кадр из фильма "007: Координаты Скайфолл"

Если картина «Казино “Рояль”» установила бондиану на новые рельсы, то «Квант милосердия» должен был придать новому Бонду стремительное ускорение. Этого не случилось. Почему? А все потому же – изменилось время, и тот Бонд, что мог быть хорош в семидесятых, в новом веке уже не работал, а «Квант» получился слишком классическим даже по меркам британского супершпиона. Новой крови франшизе добавил Сэм Мендес, снявший юбилейную ленту «Скайфолл» – сочетание канонов и новаторских ходов. Мендес перетряхнул каст и расширил биографию главного героя, оживил интерес к злодеям и продемонстрировал слабость неуязвимого, казалось бы, агента. Если бы у картины был подзаголовок, им вполне могло бы стать слово «Воскрешение», и мы ума не приложим, на какие ухищрения Мендесу придется пойти, чтобы не уронить достоинство в своем новом фильме «СПЕКТР».

Кадр из фильма "Железный человек 3"

Что угодно можно говорить про «Мстителей 2» и второй фильм о Капитане Америка, но похоже, что высшей точкой кинематографической вселенной Marvel сегодня остается «Железный человек 3», фильм, которому пришлось бороться за место на небосклоне не только с предыдущей дилогией Джона Фавро, но и со сборным колоссом Джосса Уидона. «ЖелЧел3» как минимум не уступил мегаблокбастеру, собравшему вместе нескольких супергероев, и уж совершенно точно превзошел «Железного человека 2», в котором Фавро откровенно играл в бирюльки со зрителем. Третья лента отнюдь не стала серьезнее, но в ней появилась глубина, а у Тони Старка – душа, что особенно заметно в сценах с мальчиком. Дауни на высоте, один из самых ярких сценаристов своего поколения, перешедший в режиссуру Шейн Блэк уверенно держит бразды правления – сольная трилогия Айронмена завершилась на высокой ноте.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?