Сиквел – совсем не такая простая вещь, как может показаться на первый взгляд. Продолжение не должно полностью копировать оригинал, при этом начало всегда устанавливает рамки для идей сиквела, ну а улучшить плохой первый фильм вообще практически невозможно
Более полувека бондиана радует поклонников Агента 007 новыми приключениями, но история этой франшизы отнюдь не так прямолинейна, как может показаться. И в первую очередь в фильмах о Джеймсе Бонде выделяется картина Гая Хэмилтона «Голдфингер». Нет, безусловно, первые две картины серии, снятые Теренсом Янгом, задали неплохой темп, но настоящим Бондом главный шпион Ее Величества стал именно в «Голдфингере»: тут и великолепный автомобиль, надолго полюбившийся герою Шона Коннери, и резкие слова, разошедшиеся на цитаты, и классический суперзлодей с эффектным прихвостнем, и красотка с говорящим именем – в общем, настоящее большое кино, превратившее бондиану из еще одного шпионского сериала в культ, поклонение которому и не думает ослабевать с годами.
Совсем не удивительно, что к сиквелу «Французского связного» долго никто не смел подступиться – картина Уильяма Фридкина все-таки получила пять «Оскаров», что уж тут улучшать? Тем не менее смельчак нашелся, это Джон Франкенхаймер, автор «Любителя птиц из Алькатрасаа» и «Гран-при». Главный герой из Нью-Йорка перебирается в Марсель, картина приобретает более драматичный разговорный оттенок, а Джин Хэкман зубами вгрызается в новый материал – слагаемые для как минимум заслуживающего просмотра фильма найдены. Американские критики поспешили отмахнуться от фильма Франкенхаймера, а зря – непризнанный шедевр великолепно дополняет оригинал, а уж с лентами этого жанра, снятыми в тот же год, и вовсе может справиться, не напрягаясь.
Только самоубийца мог взяться за продолжение «Звездных войн» после того, как первую картину снял Джордж Лукас, человек, в голове которого и родилась идея космической саги. И все же такой сумасшедший нашелся, имя ему Ирвин Кершнер, и он автор лучшего на сегодня фильма франшизы «Звездные войны». Заряженные мифологией первой части зрители сполна удовлетворили свою жажду знаний о новых приключениях полюбившихся героев. Битва на Хоте, появление Йоды и Лэндо, битва с Дартом Вейдером – сиквел превзошел все самые смелые ожидания фанатов. А какая у «Империи» концовка – Хан Соло в плену, Скайуокер теряет руку, а главный злодей говорит сокровенную фразу «Люк, я твой отец», – ну когда еще летний блокбастер позволял себе с таким щелчком по носу оставить зрителя в нетерпении грызть ногти до выхода следующей части?
Слишком много времени прошло между выходом в прокат «Бильярдиста» Роберта Россена и «Цвета денег» Мартина Скорсезе, чтобы эти фильмы можно было сравнивать лоб в лоб. Сейчас, по прошествии еще тридцати лет, можно с уверенностью констатировать только одно: «Цвет денег» – тот редкий случай, когда за сиквел фильма не слишком известного постановщика берется признанный мастер. В момент выхода «Цвет» был не слишком благостно принят критиками – вроде бы и Пол Ньюман показался уже не таким ярким, и Том Круз выглядел не слишком уместным, но время все расставило по своим местам, картина Скорсезе вошла в список претендентов на самые разные награды, приятно оттенила другие работы Круза эпохи 80-х и поставила красивый восклицательный знак в череде не самых удачных фильмов Ньюмана тех лет.
Сразу несколько параметров позволяют записать «Чужих» Джеймса Кэмерона в число лучших сиквелов вообще – и в частности лучших продолжений, снятых другим режиссером. Никто не станет спорить с тем, что Кэмерону, как и в случае с «Терминатором 2», удалось не просто расширить вселенную, но и раскрыть ведущих персонажей с новой стороны, добавить колоритный второй план, увеличить динамику, избежав ущерба для смыслов и значений картины. Что уж говорить о том, что в случае с «Чужими» режиссер еще и жанр поменял – если Ридли Скотт снимал фактически рассказ о «доме с привидениями», или «Челюсти в космосе», как называли «Чужого» некоторые критики, то Кэмерон превратил сиквел в мощный технологический экшен, идеальный сайфай-боевик, который не просто не уронил планку оригинала, но в чем-то даже превзошел его.
Сравнивать два первых «Крепких орешка» даже как-то неприлично, первый фильм о Джоне МакКлейне – подлинный шедевр боевика, второй высидеть до конца без большой кружки крепкого кофе сложновато. Ренни Харлин едва не похоронил франшизу, но, к счастью, Джон МакТирнан вернулся в третью часть и снова придал бесстрашному нью-йоркскому полицейскому веса и серьезности. Блестящий детективный сюжет, забористый экшен, великолепный дуэт Брюса Уиллиса и Сэмюэла Л. Джексона – мы даже не будем вспоминать о том, что «Возмездие» снималось по перелицованному в последний момент сценарию «Смертельного оружия». Если бы не откровенно слитый финал, существенно измененный по требованию студии, «Крепкий орешек 3» можно было бы назвать лучшим триквелом в истории.
Знатоки кино без труда назовут первый англоязычный фильм, который выпустил в Голливуде мексиканский мастер ужасов Гильермо дель Торо. «Блэйд 2», готический вампирский боевик, послужил отправной точкой для всего, что дель Торо сделал впоследствии, в первом фильме можно найти и намеки на «Хеллбоя», и атмосферу «Лабиринта Фавна». Комиксовая подложка стала идеальным трамплином для режиссера, еще большим подспорьем ему послужил холодный мир, выстроенный Стивеном Норрингтоном в «Блэйде». От оригинального фильма можно было скакать в любом направлении, и Гильермо дель Торо поскакал, да так, что у зрителей не осталось сомнений – Голливуд посетил искусный сказочник, способный рассказывать такие леденящие кровь истории, какие в детстве рассказывают под покровом ночи. Страшные и интересные.
Не столько сиквел, сколько перезагрузка (хотя официально все последующие части бондианы считаются продолжением предыдущего фильма), «Казино “Рояль”» особняком стоит в череде фильмов о Джеймсе Бонде. Слишком многое сошлось в одной точке: расставание с Пирсом Броснаном, переоценка ценностей среди окружения Агента 007, новое время с его новыми вызовами – «Казино» было рискованной ставкой, но поставивший на него режиссер Мартин Кэмпбелл не прогадал. Интересно, что Кэмпбелл однажды уже протягивал Бонду руку помощи, представив миру нового Бонда в «Золотом глазе». Теперь задача, с одной стороны, была сложнее (Бонд-блондин, которому плевать, как ему приготовили мартини?), а с другой – проще («Умри, но не сейчас» получился совсем слабым). Получилось даже лучше, чем кто-то мог себе представить, – Бонд зажил новой жизнью.
Если картина «Казино “Рояль”» установила бондиану на новые рельсы, то «Квант милосердия» должен был придать новому Бонду стремительное ускорение. Этого не случилось. Почему? А все потому же – изменилось время, и тот Бонд, что мог быть хорош в семидесятых, в новом веке уже не работал, а «Квант» получился слишком классическим даже по меркам британского супершпиона. Новой крови франшизе добавил Сэм Мендес, снявший юбилейную ленту «Скайфолл» – сочетание канонов и новаторских ходов. Мендес перетряхнул каст и расширил биографию главного героя, оживил интерес к злодеям и продемонстрировал слабость неуязвимого, казалось бы, агента. Если бы у картины был подзаголовок, им вполне могло бы стать слово «Воскрешение», и мы ума не приложим, на какие ухищрения Мендесу придется пойти, чтобы не уронить достоинство в своем новом фильме «СПЕКТР».
Что угодно можно говорить про «Мстителей 2» и второй фильм о Капитане Америка, но похоже, что высшей точкой кинематографической вселенной Marvel сегодня остается «Железный человек 3», фильм, которому пришлось бороться за место на небосклоне не только с предыдущей дилогией Джона Фавро, но и со сборным колоссом Джосса Уидона. «ЖелЧел3» как минимум не уступил мегаблокбастеру, собравшему вместе нескольких супергероев, и уж совершенно точно превзошел «Железного человека 2», в котором Фавро откровенно играл в бирюльки со зрителем. Третья лента отнюдь не стала серьезнее, но в ней появилась глубина, а у Тони Старка – душа, что особенно заметно в сценах с мальчиком. Дауни на высоте, один из самых ярких сценаристов своего поколения, перешедший в режиссуру Шейн Блэк уверенно держит бразды правления – сольная трилогия Айронмена завершилась на высокой ноте.