Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Подборки фильмов

От «Этой замечательной жизни» до «С широко закрытыми глазами»: как с годами менялись рождественские фильмы

У каждого своя рождественская и новогодняя классика. За долгие годы существования жанра он сильно трансформировался. Когда-то в праздники в кинотеатрах показывали лишь картины для всей семьи, но сейчас мы живем не в том мире, где на каждый рождественский фильм удастся сходить с мамой и папой. Вот несколько фильмов, по которым можно отследить, как изменились фильмы о Рождестве и Новом годе с течением времени.

Добавить в закладки
От «Этой замечательной жизни» до «С широко закрытыми глазами»: как с годами менялись рождественские фильмы

Джеймс Стюарт в роли Джорджа Бейли на кадре из фильма «Эта замечательная жизнь»

Джеймс Стюарт в роли Джорджа Бейли на кадре из фильма «Эта замечательная жизнь»

В 1946 году в прокат вышла лента «Эта замечательная жизнь», которая не стала тогда хитом и даже обанкротила продюсерскую компанию, но превратилась в классику спустя время и в Америке является такой же традицией, как для нас «Ирония судьбы». А все потому, что драмеди Фрэнка Капры, изначально не впечатлившую критиков и зрителей, стали активно крутить по ТВ спустя более 20 лет после премьеры, что впоследствии и сделало ее такой культовой.

Действие разворачивается в канун Рождества 1945 года. Главный герой ― Джордж Бейли ― разочаровывается в своей жизни и решает броситься с моста. Но тут появляется ангел, который показывает герою, какой печальной была бы судьба его близких и целой деревни, если бы не он.

Успех картины вполне обоснован ― она восхваляет добро и семейные ценности, хотя ее часто и критикуют за дисконнект с реальностью. Испытание временем она пережила, но сейчас вряд ли бы смогла прижиться с таким же успехом.

Натали Вуд в роли Сюзан Уолкер на кадре из фильма «Чудо на 34-й улице»

Натали Вуд в роли Сюзан Уолкер на кадре из фильма «Чудо на 34-й улице»

Другим культовым фильмом той же эпохи стал «Чудо на 34-й улице» 1947 года. В отличие от «Жизни», картине удалось не просто получить номинацию на «Оскар», а одержать победу сразу в трех категориях. 

Возможно, авторы «Плохого Санты» почерпнули что-то из ленты Джорджа Ситона. Тут есть свой пьяный Санта и очень милая дружба проблемного мужчины с ребенком, которая навсегда меняет жизни обоих. По сюжету Крису Кринглу предлагают заменить актера, играющего Санту, поскольку тот перебрал с алкоголем. У него это отлично получается, и в итоге героя берут на постоянную работу. Так он встречает девочку Сюзан, которая не верит в Санту, но Крингл решает сделать все, чтобы доказать ей обратное.

В этом фильме чуть больше семейной драмы, но в целом он так же выдвигает на первый план семейные ценности и заставляет поверить в чудеса. Приди Дух Прошлого Рождества в современный кинотеатр, он явно бы показал зрителям этот шедевр, чтобы напомнить о важном.

Франсуаза Фабиан в роли Мод на кадре из фильма «Ночь у Мод»

Франсуаза Фабиан в роли Мод на кадре из фильма «Ночь у Мод»

Кино той эпохи, в принципе, редко выходило за рамки и устои ― все же время было такое. Но тут на дворе случились 60-е, а вместе с ними «Ночь у Мод» Эрика Ромера. Под стать французской новой волне, герои этого фильма ведут уже не бытовые, а философские разговоры, а семейные ценности подвергаются испытанию.

Главный герой долгое время был холост и вернулся в родные края. Там он примечает идеальную девушку, которая ходит в церковь и, очевидно, станет ему примерной женой. Но тут он встречает полную ее противоположность ― роковую Мод, которая становится его главным рождественским искушением.

С этого момента и начала идти по наклонной наша рождественская киноистория.

Том Круз в роли Уильяма Харфорда на кадре из фильма «С широко закрытыми глазами»

Том Круз в роли Уильяма Харфорда на кадре из фильма «С широко закрытыми глазами»

В 70-е праздник похитил «Специальный выпуск Звездных войн» ― и, видимо, проклял индустрию, поскольку примерно за два десятка лет жанр не явил ничего особо выдающегося. Но тут проснулся Дух Будущего Рождества (Стэнли Кубрик) из 1999 года, чтобы навсегда переписать историю. 

В центре сюжета супруги Билл и Элис, со стороны кажущиеся идеальной парой, но испытывающие кризис. В канун Рождества они оказываются на, мягко говоря, необычной вечеринке, где им удается вернуть в отношения былую страсть. Но помимо нее в игру вступают их потаенные и скрытые желания, которые только обостряют ситуацию.

«С широко закрытыми глазами» ― такая же история одной семьи, которая проходит через кризис, но только ни Санта, ни ангел-хранитель не способны проникнуть в голову, чтобы стереть оттуда образ моряка и предостеречь от назревающей супружеской неверности. 

Хью Грант в роли Премьер-министра на кадре из фильма «Реальная любовь»

Хью Грант в роли Премьер-министра на кадре из фильма «Реальная любовь»

Конечно, это не значит, что жанр окончательно трансформировался в исследования о природе неверности и навсегда перечеркнул семейные ценности. Просто в период 1990-х и 2000-х он стал более разнообразным ― родители стали забывать своих детей дома, отец на глазах у сына буквально превращается в Санту, а Брюс Уиллис все так же продолжает спасать человечество (только на фоне новогодних ёлок). Но в 2003-м ситуация с рождественским кино стала окончательно «реальной». 

«Реальная любовь» действительно показала жизнь такой, какая она есть. Конечно, большинство историй из фильма все равно больше похожи на сказку, но и драму из него не выкинешь. Чего только стоит накал в сцене с плачущей на кровати Эммой Томпсон. Историй много, они все разные, и все они имеют право на существование, а каждый герой тут получает ровно то, что заслужил. Карма работает, колесо движется, жанр возвращается на круги своя. 

Кентакер Одли в роли Ноэл на кадре из фильма «Рождество, опять»

Кентакер Одли в роли Ноэл на кадре из фильма «Рождество, опять»

И опять неожиданный поворот. Не самый известный, очень маленький и тихий, но очень нужный всем меланхоличным душам фильм вышел в 2014 году. Снятая практически никому не известным режиссером Чарльзом Покелом драма «Рождество, опять» знаменует собой торжество истории маленького человека ― то, чего рождественский жанр до этого мало касался. 

Главный герой недавно расстался с девушкой, с которой каждый год торговал ёлками в Нью-Йорке. Теперь он вынужден заниматься этим один. Всё ещё с трудом переживающий расставание, он хмурится в ответ покупателям и в перерывах смотрит в стену, пока случайно не находит в парке потерявшую сознание незнакомку.

Ну а самое милое в этой истории то, что Покел сам несколько лет работал продавцом ёлок, чтобы насобирать на съёмки фильма. Добро пожаловать в маргинальную эпоху, когда каждый может стать творцом той реальности, какой он пожелает.

Николь Кидман в роли Роми на кадре из фильма «Плохая девочка»

Николь Кидман в роли Роми на кадре из фильма «Плохая девочка»

На дворе 2024 год, и нам остается лишь задаваться вопросом: wtf из крисмас муви энивэй? Любые границы и рамки уже стерлись, Александр Пейн окунул в ностальгию своими «Оставленными» и создал современную классику, а вот студия А24 поступила, как всегда, по-своему. Ее рождественским релизом стала эротическая драма «Плохая девочка» с Николь Кидман (кажется, все же королевой жанра). 

Рождество наступает на пятки, глава крупной компании Роми по обыкновению готовится отмечать его с семьей. Но неожиданно для нее самой женщину закручивает в рискованный водоворот страсти с участием молодого коллеги, который разрушает все ее шаблоны.

Трейлер декларирует «Получи в это Рождество то, чего ты хочешь» ― остается только решить, что же это будет. К счастью, в наше время среди представителей жанра найдется что-то для каждого.

Текст: Олеся Трошина
1 комментарий
А
"С широко закрытыми глазами" -- не тот трейлер у фильма, исправьте, пожалуйста.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?