«Служить и защищать» – этот девиз американских полицейских знает любой, кто видел хоть один боевик. Голливуд любит героев в форме, а потому фильмов о полиции существует несметное множество. Но мы решили сузить поиск и обратились к ярким представителям, демонстрирующим наименее героическую сторону полицейской работы – бумажную волокиту в участке. Далеко не всегда полицейское отделение выглядит столь же красиво, как в классических уже картинах «Крепкий орешек 3: Возмездие», «Смертельное оружие» или даже «Терминатор». Участок может быть и смешным, и страшным. Проследуйте за офицером…
«Нападение» – всего лишь второй фильм в карьере будущего классика боевика и хоррора Джона Карпентера. Еще не пришло время «Нечто», «Кристины» и «Человека со звезды», но фирменный минималистический и одновременно яркий стиль большого художника виден уже сейчас. Боевик рассказывает о случайных и неслучайных заложниках, скрывающихся в полицейском участке от разъяренных хулиганов-убийц. Проблема обороняющихся в том, что участок недавно закрыт, отключен от электричества и связи с внешним миром. Кроме того, предсказать, чью сторону примут застигнутые в участке, сложно. В 2005 году Жан-Франсуа Рише предпринял попытку ремейка, но когда копия оказывалась лучше оригинала?
По странному совпадению «Семь» тоже второй фильм, но теперь уже для Дэвида Финчера. Психологический триллер бывшего клипмейкера стал настоящим переворотом в жанре – его жесткость, атмосферность, изобретательность стали образцом для поколения новых режиссеров и подарили признание автору. Двое полицейских, чьи роли исполнили Брэд Питт и Морган Фриман, идут по следу маньяка, «искупающего» смертельные грехи. В участке детективы проводят немного времени, но общая атмосфера фильма придает даже присутствию в цитадели закона чувство смертельной опасности. Тем более что, даже сдавшись, даже добровольно придя в руки полиции, главный злодей не закончил свое черное дело.
Если неназванный город в «Семи» Финчера заливает непрекращающийся дождь, то городок Фарго обычно тонет под снежным покровом. Но даже под толщей льда найдет улики и ниточку, ведущую к преступникам, следователь Мардж Гандерсон. В основе черной комедии с элементами триллера братьев Коэн лежит подлинная история, произошедшая в миннесотском захолустье. «Муж засунул жену в дробилку для древесных отходов? Это хорошо!» – выпалили братья, услыхав о расследовании мрачного преступления. Впрочем, убийства – лишь фон для того, чтобы продемонстрировать нравы и быт американской глубинки, где все вроде бы на виду, но секретов от этого меньше не становится. Маленький чистенький участок здесь тоже не простаивает.
О тернистом пути Мартина Скорсезе к «Оскару» написано немало очерков и статей. К 2006 году признанный классик американского кинематографа имел уже семь номинаций, но награда обходила мастера стороной. «Отступники» – редкий для Скорсезе эксперимент, ремейк гонконгского криминального триллера «Двойная рокировка». Главные герои картины – пара полицейских, один из которых работает под прикрытием в преступной группировке, второй, наоборот, мафиози, внедренный в руководство полицейского департамента. Криминальная драма, действие которой редко выходит за пределы участка и явочных квартир мафии, растопила сердца киноакадемиков – в 2007 году академия признала Скорсезе лучшим режиссером.
Полиция – это не только Америка. Николас – прилежный британский констебль, настолько прилежный, что его коллеги по участку испытывают дискомфорт, работая с героем. В результате начальство отправляет «белую ворону» в отдаленную деревушку, где уже 20 лет не было ни одного убийства. Но и тут Николас находит место подвигу… Из фильмов трилогии «Корнетто» Эдгара Райта сложно выбрать лучший – они столь многогранны, что с малейшей сменой настроения зрителя чаша весов склоняется в разные стороны. Но одного не отнять у всех трех фильмов – обаяния Саймона Пегга и Ника Фроста, непременных исполнителей главных ролей в пародийных фильмах Райта. А в полицейской форме они еще и по-настоящему круты.
Еще одна картина Дэвида Финчера в нашем списке. На сей раз главный герой ее не полицейский, а художник-карикатурист, принимающий активное участие в расследовании череды убийств, вину за которые берет на себя неизвестный, скрывающийся за кличкой «Зодиак». Этот фильм интересен тем, что полиция здесь показана глазами стороннего наблюдателя, в отличие от иных лент, для главного героя полицейский участок место не самое родное и дружелюбное. Однако журналист вынужден посещать департамент регулярно, ведь у преступника и полиции завязалась своеобразная переписка. Картина, представляющая собой лишь один из вариантов трактовки реальных событий, стала одним из лучших детективов нового века.
Закончить хочется на позитивной ноте. Что будет, если во время веселой поездки в Лас-Вегас вы немного переберете с таблетками и алкоголем и, пользуясь глупостью патрульных, угоните полицейский автомобиль? Попахивает как минимум заключением под стражу. Героям одной из лучших взрослых комедий современности «Мальчишник в Вегасе» удалось договориться с полицией – управление отпускает гуляк восвояси, но только после того, как потрепанные жертвы похмелья поработают в участке мишенями для тренирующихся в стрельбе из шокера школьников. Режиссер Тод Филлипс заработал на своих хохмах почти полмиллиарда долларов только первым фильмом, а уж каких звезд сделал из Бредли Купера, Зака Галифианакиса и Эда Хелмса… Голливуд, хоть и гордится своей полицией, умеет посмеяться, достигая тонкого баланса уважения и почитания парней со значком.