Какие ленты в 2014 году разочаровали инвесторов? Вот наш хит-парад недавних неудачников
Чтобы выявить «лузеров», мы использовали традиционное определение: «Чтобы окупить все расходы и начать приносить прибыль, лента должна заработать два своих производственных бюджета». Соответственно, недостача вычислялась как разница между удвоенным бюджетом и мировыми сборами. Например, если фильм обошелся в 10 миллионов долларов и собрал 13 миллионов, то инвесторы недосчитались 7 миллионов долларов. Для простоты расчетов мы округлили все исходные данные с точностью до полумиллиона долларов (16,1 миллиона = 16 миллионов, 16,6 миллиона = 17 миллионов).
Обычно мы с удовольствием включаем российские фильмы в наши хит-парады, но в этот список мы вписывали их с тяжелым сердцем. Всегда больно видеть впустую потраченные деньги в нашей, мягко говоря, не слишком богатой кинематографии. Но из песни слова не выкинешь, а из бухгалтерской отчетности – и подавно. Создатели военно-романтической ленты о событиях 1812 года потратили на съемки «Василисы» 7 миллионов долларов, но их творение прошло практически незамеченным. Картина заработала лишь 302 тысячи долларов, что после округления дало жирный ноль в графе «сборы». 14 миллионов ушли в минус, и не похоже, что эти деньги будут восполнены за счет зарубежного проката или продаж на видео.
Николас Спаркс – знаменитый в Америке и беспрестанно экранизируемый автор романтических книг. За вычетом «Послания в бутылке», самого первого и почему-то зашкаливающе дорогого фильма по мотивам его произведений, все экранизации Спаркса приносили неплохую прибыль и при этом обходились в скромные по голливудским меркам суммы. Поэтому инвесторы с готовностью выложили 26 миллионов долларов за киноверсию очередного слезоточивого романа писателя. Но на сей раз коса нашла на камень. Нам «Лучшее во мне» показался крепким «троечником», но американская пресса буквально растоптала ленту Майкла Хоффмана, и та заработала всего 36 миллионов долларов. Это больше расходов на постановку ленты, но заметно меньше, чем нужно было, чтобы «Лучшее» принесло прибыль.
У каждой киноистории есть свой финансовый потолок, который ей трудно пробить. И чем причудливее история, тем этот потолок ниже. DreamWorks Animation уже пострадала из-за своего пристрастия к странным сюжетам, когда в 2007 году создала «Би Муви: Медовый заговор» (Пчела подает в суд на людей? Окститесь!). Однако урок не пошел впрок, и в этом году она выпустила полнометражный мультфильм по мотивам полузабытого мультсериала 1960-х (точнее, фрагмента в антологическом мультсериале) о гениальном псе, который усыновил маленького мальчика и начал странствовать с ним на машине времени по разным историческим эпохам. Есть ли поклонники у столь экзотической и оскорбительной для людей истории? Есть. Сколько их? Куда меньше, чем DWA надеялась. Чтобы «отбиться», 145-миллионному «Мистеру Пибоди и Шерману» нужно было заработать внушительные 290 миллионов долларов. Картина же смогла собрать лишь 273 миллиона. И поделом. Собака должна быть другом человека, а не опекуном!
Сын знаменитого комедиографа Айвена Райтмана Джейсон Райтман прославился как постановщик трагикомедий: «Здесь курят», «Джуно», «Мне бы в небо», «Бедная богатая девочка». Однако несколько лет назад он решил окончательно выбраться из тени отца и зарекомендовать себя как «полноценного» постановщика драм. Экранизация романа Джойс Мейнард о беглом уголовнике, который на время становится мужем и отцом в семье матери-одиночки и 13-летнего паренька, должна была быть снята еще в начале десятилетия. Но так как согласившаяся сыграть главную роль Кейт Уинслет в то время была занята, режиссер смог снять «День труда» с Уинслет и Джошем Бролином лишь в 2013 году. К сожалению для него, 18-миллионная семейно-криминальная драма собрала в прокате всего 19 миллионов долларов и была оценена критиками ниже, чем предыдущие постановки Райтмана.
Еще одна убедительная демонстрация того, что жанр фильма куда сильнее влияет на сборы, чем имя ведущей звезды. Запихните Роберта Дауни-младшего в костюм Железного Человека, и вы можете рассчитывать на миллиард прокатных долларов. Наденьте на актера наряд Шерлока Холмса, и сборы упадут вдвое, до 500 миллионов долларов. А если вы пригласите Дауни сыграть адвоката, который защищает в суде своего отца, престарелого судью, то ваша картина соберет всего 83 миллиона долларов при 50-миллионном бюджете. Впрочем, если бы в семейно-судебной драме Дэвида Добкина играли не Дауни и Роберт Дюволл, а актеры второй руки, то лента вряд ли вообще бы добралась до проката. Ведь в наши дни частные судебные истории – прерогатива популярных сериалов вроде «Правильной жены».
У русского поселения в Калифорнии не было ни единого шанса. В период его расцвета в XIX веке в нем жило около 250 человек, и менее половины из них были русскими. Чтобы создать колонию, способную выдержать натиск приближающихся к Тихому океану Соединенных Штатов, весь русский флот должен был без устали завозить в Калифорнию тысячи, десятки тысяч солдат и крестьянских семей. Это было невозможно, да и не нужно – у России хватало врагов и земель куда ближе к Петербургу. Однако фантазии о русской Калифорнии давно не дают нашим творцам покоя, и в этом году очередная такая греза вылилась в фантастическую приключенческую комедию Юрия Мороза. Нам «Форт Росс» вообще-то понравился, но зрители посчитали, что летом в кино можно найти ленты поинтереснее и поактуальнее. При 10-миллионном бюджете фильм собрал всего 150 тысяч долларов.
В течение всего 2014 года в российском прокате трудно было найти более белое и пушистое кино, чем «История дельфина 2». И это как достоинство, так и недостаток сиквела детской ленты 2011 года о том, как ветеринары спасли дельфиниху, которая лишилась хвоста и начала болеть, потому что не могла плавать как обычно. «Достоинство» – потому что это кино совершенно безопасное, идеально подходящее для консервативных родителей, которые боятся за психику своих малышей. «Недостаток» – потому что эмоциональные ставки в сиквеле высоки лишь по меркам зрителей, которые ставят животных на одну доску с людьми. Первый фильм был в равной степени драмой о людях и о дельфине. Вторая же лента – история только дельфина. И прокатные сборы наглядно показали разницу. Фильм 2011 года собрал 95 миллионов долларов, а новое кино обошлось в 36 миллионов и заработало всего 52 миллиона долларов.
Голливудские старожилы помнят времена, когда участие знаменитого актера гарантировало ленте внушительные сборы. Эта эпоха осталась в прошлом. Теперь громкое имя в титрах в лучшем случае обеспечивает картине несколько секунд внимания зрителя, выбирающего сеанс для похода в кино. А дальше все зависит от того, в каком жанре снят фильм и насколько эффектное и захватывающее зрелище ждет публику в зале. В этом году предел влияния звезды на сборы наглядно продемонстрировали две ленты с участием Скарлетт Йоханссон. В то время как «Люси» Люка Бессона пообещала фантастический боевик в духе комиксных экранизаций и сорвала многомиллионный куш, «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера предложила эксцентричный артхаусный триллер. Причем больше «артхаусный», чем «триллер». И потому при бюджете в 8 миллионов фунтов стерлингов (около 13 миллионов долларов) «Побудь…» заработала менее 6 миллионов долларов. А ведь Йоханссон – звезда первой величины!
Ностальгия – ненадежный фундамент для киноцикла. Сегодня люди тянутся в кино, потому что соскучились по героям своего детства, а завтра, когда обрадованные киношники выкатывают сиквел, зрители выбирают более современный фильм. Потому что ностальгия – это далеко не всегда любовь. Вот и легендарные «Маппеты» в 2011 году заработали 165 миллионов долларов, сыграв на привязанности нынешней взрослой публики к комическим героям ее детства. Но когда диснеевцы вложили в сиквел 560 миллионов долларов, вторая картина заработала лишь 78 миллионов, в два раза меньше первой. Возможно, сценаристам не стоило отправлять Кермита в сибирский «гулаг», но куда более вероятно, что первая лента полностью удовлетворила ностальгию по куклам 1970-х, и публика не сочла нужным тратиться на второй фильм.
Жанр «романтическая комедия» в Америке переживает сложные времена, и выход из положения вряд ли стоит искать в картинах о любви пожилых людей. По крайней мере, именно на это указывают сборы двух последних фильмов Роба Райнера, классика жанра и постановщика знаменитого хита «Когда Гарри встретил Салли…». Фильм с Морганом Фрименом и Вирджинией Мэдсен «Третий акт» вовсе не добрался до массового проката и заработал всего 100 тысяч долларов, а более смешной «А вот и она» собрал лишь 25 миллионов долларов при 30-миллионном бюджете. А ведь Майкл Дуглас и Дайан Китон не просто знаменитые актеры, а звезды двух популярнейших романтических картин – «Роман с камнем» (Дуглас) и «Энни Холл» (Китон). Похоже, не все их поклонники дожили до их совместной постановки…
Когда слышишь, что Никита Михалков нашел кругленькую сумму на очередную историческую эпопею, сразу начинаешь подозревать, что в конце года фильм окажется в перечне главных коммерческих провалов. Не потому что Михалков в принципе не способен снять удачное и интересное кино, а потому что «Утомленные солнцем 2» были столь сильным ударом по его репутации, что вернуть доверие публики Михалкову уже не светит. Не в том возрасте наш живой классик… Но публика публикой, а инвесторы инвесторами, и «Солнечный удар» – экранизация рассказа Ивана Бунина пополам с оригинальным авторским размышлением о судьбе русского офицерства – удостоился аж 21 миллиона долларов. Результат был вполне предсказуем. 1,7 миллиона долларов прокатных сборов, и эпическая для нашего кино недостача в 40 миллионов долларов. Если у вас есть лишние деньги, Михалков знает, как их просадить!
«Шаг влево, шаг вправо – расстрел!» – звучит известная конвоирская мантра, и она сразу приходит в голову, когда читаешь финансовую страничку фильмографии английского режиссера Пола Андерсона. Когда он работает как постановщик или продюсер над циклом «Обитель зла», у него все отлично. Когда же Андерсон отходит в сторону, сразу начинаются проблемы. «Смертельная гонка»? Провал. «Пандорум»? Провал. «Мушкетеры» с Миллой Йовович в роли Миледи? Снова провал. И исторический фильм-катастрофа о гибели древнеримского города в пламени вулкана традицию не прервал. При бюджете в 80 миллионов долларов картина должна была заработать минимум 160 миллионов, а заработала лишь 118. Между прочим, есть сведения о том, что бюджет «Помпей» был еще большим, в 100 миллионов долларов. В этом случае фиаско постановки Андерсона было куда более грандиозным.
Свершилось чудо – зрители, кажется, устали от влюбленных вампиров! Впрочем, ничего чудесного, рано или поздно это должно было произойти. Ведь в последние годы вампиры признавались в любви из каждого утюга, и можно было здорово утомиться, перечисляя все вариации на «сумеречную» тему. К сожалению для нашего актера Данилы Козловского, публика устала от вампиров как раз тогда, когда он сыграл полувампира в экранизации мистико-романтического романа Райчел Мид. Так что жалкие 15-миллионные сборы снятой за 30 миллионов долларов «Академии вампиров» – это и его фиаско. Правда, фаны цикла Рид пытались самостоятельно профинансировать сиквел, но собрали так мало средств, что проект был немедленно закрыт. Ну, и кровь с ним.
В прошлом Арнольда Шварценеггера трудно было представить в одном фильме с Сильвестром Сталлоне, а теперь у него в одиночку зарабатывать деньги не получается. Так, в 2013 году «План побега» окупился, а «Возвращение героя» провалилось. И та же история в прошедшем году. «Неудержимые 3» слабо прошли в Америке, но вытащили себя за волосы за счет иностранного проката, а «Саботажу» россияне и прочие зарубежные зрители не помогли. Триллер Дэвида Эйра, в котором Шварценеггеру помогали Сэм Уортингтон, Мирей Энос, Оливия Уильямс и Терренс Ховард, обошелся инвесторам в 35 миллионов и собрал менее 18 миллионов. Кстати, интересно, как на сборы «Саботажа» повлияло то, что у австрийского актера злодейская роль? Или зрителям для игнорирования фильма было достаточно отсутствия Сталлоне?
Бедный, бедный монстр Франкенштейна! Нет ему покоя на киноэкране. То в комедию его засунут, то в мультфильм. То заставят, как в недоблокбастере Стюарта Битти, воевать с демонами на стороне горгулий. Что смотрится еще бредовее, чем звучит. Возможно, «Я, Франкенштейн» лучше бы прошел в прокате, если бы его создатели подчеркнули, что действие исходного комикса связано с циклом «Другой мир», и договорились о камео Кейт Бекинсейл и прочих плюшках для поклонников «Мира». Но Битти счел, что обойдется без сторонней поддержки, и «Я, Франкенштейн» заработал 71 миллион долларов при 65-миллионном бюджете. Да, критические отзывы о фильме были один другого жестче, но «Другому миру» мнения журналистов никогда не мешали прилично зарабатывать.
Боливар не вынес двоих! Всякий раз, когда в 2013 году упоминалось, что зимой зрителей ждет фильм Ренни Харлина с Келланом Латсом из «Сумерек», журналисты также отмечали, что летом выйдет «Геракл» Брэтта Рэтнера с Дуэйном Джонсоном. Формально картины не были конкурентами, поскольку рассказывали о разных периодах жизни заглавного древнегреческого героя. Но зрители, очевидно, благоразумно сочли, что два «Геракла» в один год – это слишком много и что из двух лент надо выбрать ту, ведущий актер которой уже зарекомендовал себя как могучий экранный герой. Кроме того, у летнего «Геракла» был больший бюджет, подразумевающий лучшие трюки и эффекты. В результате обе ленты оказались не бог весть какими увлекательными, но «Геракл» Рэтнера получил почти 45 миллионов чистой прибыли, а «Геракл: Начало легенды» недосчитался 79 миллионов долларов (сборы в 61 миллион при 70-миллионном бюджете). Спешка не всегда выигрывает!
Изданный в 1983 году аллегорический роман Марка Хелприна «Зимняя сказка» был буквально облизан критиками. В настоящее время эта книга считается одним из лучших американских романов, опубликованных в последней четверти XX века. Неудивительно, что амбициозный сценарист Акива Голдсман, лауреат «Оскара» за «Игры разума», выбрал экранизацию «Зимней сказки» в качестве своего режиссерского дебюта. Однако внушительные сборы многих его сценарных творений на сборах «Любви сквозь время» не сказались. Массовому зрителю лента об отношениях людей и демонов показалась слишком странной, критикам она тоже не приглянулась, и, кроме того, «Любовь» вышла в «мертвом» по голливудским раскладам феврале. Поэтому 60-миллионная картина с Колином Фарреллом, Расселлом Кроу и Уиллом Смитом в роли Люцифера (!) собрала в прокате лишь 31 миллион долларов.
«Дорога ложка к обеду», – учит нас мудрость, которую голливудцы любят, но которой не всегда следуют. Если бы «Город грехов 2» вышел сразу же после успешной первой части, появившейся в 2005 году, его бы почти наверняка ждал успех. Однако по вине продюсеров режиссер Роберт Родригес и сорежиссер Фрэнк Миллер (знаменитый создатель комиксов) были вынуждены заняться другими проектами, и поклонники «Города» банально перегорели. Кроме того, Миллер испортил себе репутацию бессмысленным «Мстителем», снятым в стиле «Города грехов». Так что к тому времени, когда «Город грехов 2» все же вышел, его ждали лишь самые преданные фанаты. А поскольку фильм еще и оказался не столь увлекательным, как первая лента, то его судьба была предрешена. При 65-миллионном бюджете фильм заработал всего 39 миллионов долларов.
Есть в Голливуде известная закулисная штука – «Черный список». В него включают оригинальные сценарии, которые считаются удачными, но долгое время не находят инвесторов. Сторонние наблюдатели подчас полагают, что «Черный список» – это памятник голливудской трусости, нежеланию продюсеров снимать выдающиеся фильмы, которые не привязаны к известным франшизам. Но «Превосходство», экранизация сценария из «Черного списка», напоминает, что любовь инсайдеров – не гарантия успеха. Причем как коммерческого, так и критического. Да, у фантастической ленты об ученом, чье сознание было перемещено в суперкомпьютер, нашлись защитники и поклонники. Но большинство все же сошлось во мнении, что режиссерский дебют оператора Уолли Фистера с Джонни Деппом в главной роли не удался. Бокс-офис же был максимально красноречив – сборы в 103 миллиона при 100-миллионном бюджете.
Фиаско «Превосходства» – это болезненный удар по репутации Джонни Деппа, но звезда «Пиратов Карибского моря» может утешить себя мыслью о том, что главным провалом года был не его фильм. Эта сомнительная честь принадлежит совместному американо-индийскому мультфильму, основанному на книге «Дороти из страны Оз», сочиненной в 1980-х дальним родственником Фрэнка Баума Роджером Баумом. Хотя на «Возвращение в Изумрудный город» потратили 70 миллионов долларов, картина смотрелась дешево и слабо в сравнении с голливудскими мультблокбастерами, и многие потенциальные зрители не захотели помогать авторам «Оз» наживаться на любви американцев к «Волшебнику из страны Оз». Поэтому картина заработала в мире всего 19 миллионов долларов. Кстати, в России она собрала вполне приличные для нашего проката 4,7 миллиона долларов. Интересно, чья это заслуга – Баума, Волкова или успешной рекламной кампании?