Ежегодный «Оскар» — не только повод поговорить о состоянии индустрии и лучших вышедших фильмах, но и причина многих ожесточённых споров о справедливости выбора победителя. Вспоминаем всех лауреатов последних 10 лет и с дистанции пытаемся посмотреть на победу каждого из них (а ещё определяем лучших из лучших).
10 МЕСТО
Несомненно, у фильма Тома МакКарти множество плюсов — это прекрасно написанный и сыгранный, крепкий и напряженный детектив о справедливости, коррупции и важности независимых журналистов, продолжающий традиции такого шедевра, как «Вся президентская рать». Но вместе с тем это просто важное для США кино, победа которого лишь еще раз продемонстрировала миру, что премия «Оскар» ангажирована настолько, что при каждом удобном случае готова закрыть глаза на художественные недостатки фильма. В отличие от зрителей, которые уже успели забыть «В центре внимания». Как говорится, ну наградили и наградили.
9 МЕСТО
При конкурентах уровня «Чёрного лебедя», «Начала» или «Социальной сети» победа байопика Тома Хупера «Король говорит!» выглядела как минимум странно. Это ладно скроенное кино, которое рассказывает о заикающемся монархе и его логопеде, из разряда тех фильмов, что забываются на следующий день после просмотра. Пожалуй, единственная выдающаяся работа здесь принадлежит Колину Фёрту. Зато как раз это кино и может служить примером идеального Oscar bait.
8 МЕСТО
Один из слабых «Оскаров» за последнее время случился в 2019 году, когда на главную премию номинировались такие великие картины, как «Чёрная пантера», «Звезда родилась» и «Богемская рапсодия». В таких условиях немудрено, что статуэтку в итоге получил очень удобный, академичный, безопасный, но зато действительно качественно сделанный фильм Питера Фаррелли. Некогда режиссёра балаганных комедий с Джимом Керри («Тупой и ещё тупее», «Я, снова я и Ирэн»), внезапно снявшего милую драмеди о дружбе недалёкого итальянского вышибалы/водителя и утончённого афроамериканского музыканта.
7 МЕСТО
Кино, вызвавшее немало споров после награждения, но ставшее главным триумфом мексиканца дель Торо. «Форму воды» можно действительно называть манипулятивной, метящей в тренды, приторной, но всё же в ней есть неповторимый шарм. И хотя академиков наверняка подкупила социальная сторона, которую воплощает любовь немой девушки и амфибии, это не умаляет достоинств «Формы» как трогательной ретро-сказки. С другой стороны, при конкурентах вроде «Дюнкерка» и «Трёх билбордов» такого конфликта было не избежать.
6 МЕСТО
Комедийная драма Алехандро Иньярриту в 2015-м вырвала победу у «Отрочества» Линклейтера — фильма, который, как мы все помним, снимали 12 лет (и больше, кажется, ничего не помним). Победа, разумеется, заслуженная: «Бёрдмен» — уникальный случай, когда техническое новаторство сосуществует с очень точно написанной историей. В отличие от того же «1917», здесь эффект однокадрового фильма — не аттракционный трюк, а гениальный способ влиться в жизненный поток неудачливого актёра из старого кинокомикса (лучшая роль Майкла Китона, потому что правдивая), который пытается доказать всем, что он куда больше, чем его экранный персонаж с крыльями.
5 МЕСТО
«Операция “Арго”» стала высшей точкой режиссерской карьеры Бена Аффлека: байопик про цэрэушника, вынужденного спасти людей из посольства США в разгар Исламской революции в Иране, он превратил в аккуратный триллер о спасительной силе кино. Выйди фильм сейчас, его бы точно раскритиковали за то, что сам Аффлек исполнил роль латиноамериканца Тони Мендеса, и вряд ли наградили бы главным призом, но в 2013 году «Операция “Арго”» казалась чем-то по-настоящему новым, при этом отвечающим запросам академиков.
4 МЕСТО
Фильм Стива МакКуина, повествующий о свободном темнокожем Соломоне Нортапе, попавшем в рабство, идеально вписался в тренды и контекст времени. Но всё-таки не из-за этого его кино взяло пресловутый «Оскар». «12 лет рабства» — вечно актуальная история о свободе и жестокости, которая поражает откровенностью и представляет собой нескончаемый поток страданий. МакКуин в каком-то смысле пытается эстетизировать этот сюжет, перебить эпизоды насилия красивыми пейзажами или прервать нелицеприятные сцены, но даже такой мимолётный взгляд на рабовладельческую систему с трудом оставит равнодушным. Вот и академики не смогли пройти мимо.
3 МЕСТО
Как бы иронично это ни звучало, но «Артист» Мишеля Хазанавичуса как будто быстро постарел и спустя каких-то десять лет уже не воспринимается смелым проектом, идеально объединяющим форму и содержание, скорее просто удачной стилизацией под немое кино. Но даже так, потеряв часть своего очарования, фильм заметно выделяется на фоне других обладателей награды за лучший фильм, сделанных по работающим шаблонам. В отличие от них, «Артист» элегантен и прост, но именно благодаря этому он останется уникальным и неповторимым экспериментом, который, к счастью, оценили академики.
2 МЕСТО
Победу «Лунного света» на премии «Оскар» в 2017 году трудно воспринимать вне контекста со скандалом из-за ошибки с конвертом, однако даже без минутного триумфа «Ла-Ла Ленда» многие считали бы награду незаслуженной. Надо понимать простую истину: не скромному «Лунному свету» были нужны «Оскары», а корыстным академикам — «Лунный свет», чтобы смыть с себя клеймо расистов из-за скандала #oscarssowhite. Учитывая недовольства этого года из-за номинации всего лишь одной афроамериканской актрисы, ничего на самом деле не изменилось: академики лишь приняли радикальные, но временные меры. К сожалению, из-за этих игр разума пострадала репутация действительно выдающегося фильма о взрослении и принятии себя.
1 МЕСТО
Самый сенсационный и удивительный «Оскар» десятилетия — статуэтку получил неанглоязычный (!), почти что жанровый (!!) победитель Каннского кинофестиваля (!!!) родом из Южной Кореи (!!!!), страны, которая до этого ни разу не получала даже номинаций на «лучший иностранный фильм». Победа «Паразитов» — это победа искусства в его чистом виде, не ослеплённого блеском громких (для западного зрителя) имён или «актуальных» сюжетов. Но ещё это акт окончательного признания мировым сообществом силы южнокорейской кинематографии — одной из сильнейших в мире, но до поры до времени почему-то упускавшейся из виду глобальными киношными структурами.