4-й сезон сериала братьев Даффер завершился, оставив после себя бесконечное число теорий и возросшую любовь к Кейт Буш. Если вы состоите в клубе любителей Хоукинса и уже скучаете по битвам с демосуществами, предлагаем список фильмов с похожей стилистикой и сюжетом.
Ни для кого не секрет, что вселенная Хоукинса словно вылеплена из миров Стивена Кинга. Одноэтажная Америка, компания аутсайдеров, загадочные события и, конечно же, кровожадные чудища, поджидающие учеников по пути из школы, — детище Дафферов и истории писателя имеют общую ДНК.
«Останься со мной» Роба Райнера — экранизация повести «Тело», которая относится к тем редким кинговским произведениям, где нет мистической составляющей. По сюжету четверо друзей-подростков, узнав, что в лесу лежит труп пропавшего мальчика, решают отправиться на место происшествия, увидеть своими глазами тело и стать местными героями. Помимо характерных персонажей — и в фильме Райнера, и в сериале Netflix повествование начинается с дружбы квартета мальчишек — у проектов есть и общая визуальная фактура. Вспомните, например, как в первом сезоне ребята вместе с Одиннадцать шли по железнодорожным путям в поисках Уилла. Их похождения напоминают долгий поход приятелей из Касл-Рока, которые даже спасались от приближающегося поезда. Несмотря на отсутствие фантастических монстров, провести параллель между двумя проектами довольно просто. Может, герои Кинга и не столкнулись с чудовищами из другого измерения, но им, как и хоукинским друзьям, пришлось взглянуть в глаза своим внутренним демонам.
Еще одна адаптация романа Короля Ужасов, не упомянуть которую будет преступлением. В четвертом сезоне «Очень странных дел» появляется новый злодей — Векна. Впрочем, теперь зрителям известно, что бывший подопытный лаборатории присутствовал в Изнанке всегда, дожидаясь правильного момента. Выбирая жертв, Векна словно бы передает привет другому похитителю — Пеннивайзу. Тот выискивал сломленных школьников и читал их мысли. Если клоуну необходимо отыскать источник страхов ребенка, то пациент доктора Бреннера нащупывает чувство вины травмированных подростков.
Безусловно, портрет зла — не единственная тождественная деталь в двух сюжетах. Лузеры на велосипедах, мотив проклятого города, устрашающий старый дом и в конце концов Финн Вулфхард. Завершающей точкой становятся воздушные шарики, которые отсылают зрителя и к книге, и ко всем экранизациям: в «Очень странных делах» они начинают лопаться в счастливом воспоминании Макс, где она безуспешно пыталась спрятаться от Первого.
Сюжет дебютной ленты Эндрю Паттерсона не особенно похож на «Очень странные дела». На дворе конец 1950-х. В небольшом городке штата Нью- Мексико почти все жители собрались в одном месте — на матче баскетбольной команды. В это время радиоведущий (Джейк Хоровиц) и юная телефонистка (Сьерра МакКормик) начинают расследовать возможное вторжение инопланетян. Герои отвечают на странные звонки, наблюдают за изменениями в небе и ожидают, что им вот-вот предстоит соприкоснуться с чем-то необыкновенным.
Сходство с сериалом Даффер здесь скорее в предчувствии сверхъестественного и пятидесяти оттенках приближающегося ужаса. «Бескрайняя ночь» не пестрит событиями и уж точно не столь динамична, как хит Netflix. Напротив, перед нами вялотекущий триллер с узнаваемыми паттернами американской культуры и обаятельными персонажами, которые не боятся посмотреть наверх и убедиться, что они не одиноки.
1970-е. Маленький американский городок, где в школе сильные бьют слабых, дома безразличные взрослые колотят беззащитных детей, а по улицам разгуливает маньяк (Итан Хоук) в маске. Очередное объявление о пропаже ребенка заставляет испытывать тревогу, но Финна (Мэйсон Тэмз), кажется, больше пугает отец-алкоголик. Его бойкая сестра Гвен (Мадлен МакГроу) тем временем видит вещие сны — моменты похищений сверстников. Когда следующей жертвой становится Финн, девочка молится Иисусу и роется в собственных сновидениях, чтобы отыскать брата.
«Черный телефон» — адаптация рассказа Джо Хилла, сына Стивена Кинга. Его леденящая кровь история, может, и напоминает местами отцовское наследие, но все же вырисовывается в самостоятельное произведение. Интонация «Очень странных дел» угадывается в первую очередь в одноэтажной глубинке конца 70-х. Нотки прошлого — беседы о «Техасской резне бензопилой», игровые автоматы в магазине, вновь наши любимые велосипеды — разбросаны тут и там. Но главное здесь вовсе не признание в любви эпохе, а иллюстрация неблагополучного климата, где дети рискуют никогда не повзрослеть.
Создатели «Очень странных дел» любят упоминать жемчужины поп-культуры: у Джонатана в комнате висит постер «Зловещих мертвецов», в кинотеатре идет «Назад в будущее», Дастин пытается убедить друзей, что его девушка Сьюзи лучше, чем Фиби Кейтс (звезда фильма «Беспечные времена в “Риджмонт Хай”»). Вот и легендарные «Охотники за привидениями» появились в самый подходящий момент — друзья решили одеться в любимых героев на Хэллоуин.
Однако в связи с нашим разговором хочется вспомнить не оригинальный фильм, а недавний сиквел, который снял Джейсон Райтман — сын Айвэна Райтмана. Во-первых, главными героями новых «Охотников» являются дети и подростки, которые и спасают человечество от катастрофы. Во- вторых, картина Райтмана-младшего — ностальгическое полотно и любовное послание творению отца. Примерно так же братья Даффер тысячу раз отдавали и продолжают отдавать дань уважения эпохе, в которой выросли.
Мать-одиночка Келли (Кэрри Кун) получила в наследство от отца, с которым совсем не общалась, старый дом в Оклахоме. Вместе с сыном Тревором (да, снова Финн Вулфхард) и дочерью Фиби (МакКена Грейс) женщина перебирается в ветхое жилище. Пока Келли не может простить покойному отцу то, что его не было рядом, Фиби исследует вещи деда, а Тревор обнаруживает автомобиль Ecto-1 — тот самый, что принадлежал охотникам за привидениями.
Четыре подростка просыпаются от одного и того же кошмара: за ними гонится человек с обезображенным лицом и с острыми лезвиями вместо пальцев. Вскоре одна из школьниц, Тина (Аманда Уайсс), погибает во сне. Ее подруга Нэнси (Хэзер Лэнгенкэмп) понимает, что девушку убил тот самый монстр из их сновидений. Заснуть — все равно что подписать смертный приговор. Но как старшекласснице одолеть убийцу, если тот обитает лишь в подсознании?
Не будем забывать, что в «Очень странных делах» история вращается не только вокруг четверки мальчиков и их загадочной подруги. Сценаристы, не обделяя никого, прописывают линию каждого персонажа. Так, немаловажную роль в спасении Хоукинса играет группа старшеклассников, где к четвертому сезону место лидера справедливо занимает Нэнси. Образ старшей сестры Майка явно был вдохновлен другой Нэнси — отважной школьницей из «Кошмара на улице Вязов». Стиль героини Наталии Дайер из первого сезона довольно сильно напоминает гардероб ее тезки, а момент, когда Стив залезает к девушке в окно, практически цитирует аналогичную сцену с героем Джонни Деппа. Более того, несправедливое обвинение Эдди в убийстве Кристи — тоже своего рода отсылка к фильму Уэса Крэйвена, где главным подозреваемым был бойфренд жертвы, оказавшийся в неудачном месте в неудачное время. Сравнения на этом не заканчиваются: только ленивый не заметил, что внешне Векна похож на злодея с обожженным лицом. И последний забавный факт: Виктора Крила, отца Векны, которого Робин и Нэнси встречают в четвертом эпизоде, играет Роберт Инглунд, некогда воплотивший на экране Фредди Крюгера.
Едва ли семейная комедия Ричарда Доннера могла остаться в тени внимания братьев Даффер. Знаковая лента 80-х рассказывает о приключениях детей и подростков, которые случайно обнаружили на чердаке пиратскую карту. Семье героев грозит выселение, поэтому сокровища могли бы спасти положение и сохранить ребятам дом. Череда ловушек, лабиринты в пещерах, преследования бандитов — все это лишь малая часть препятствий на пути к кладу трехсотлетней давности.
Интересно, что во втором сезоне сериала появляется Шон Эстин: в 1985 году актер сыграл одного из балбесов — Майки. В «Очень странных делах» ему досталась роль парня Джойс, которого все мы запомнили как супергероя Боба. Когда герой помогает детям начертить подземный маршрут Хоукинса, его энтузиазм отсылает к отряду «Балбесов», где Эстин также неплохо разбирался в картах.
Принято считать, что «Очень странные дела» открыли портал в ностальгию по 80-м или по крайней мере стали кульминационной точкой подобного поджанра. Но, конечно же, и до Дафферов кинематографисты оглядывались на собственное взросление и пытались слепить детские мечты воедино. Одними из главных любителей потосковать по былым годам стали Стивен Спилберг и Джей Джей Абрамс — первый выступил продюсером, второй срежиссировал «Супер 8».
1979 год. Подростки снимают фильм про вторжение зомби. В разгар процесса юные кинематографисты становятся свидетелями аварии на железнодорожных путях. Поезд сходит с рельсов, на месте катастрофы по какой-то причине оказывается их школьный учитель, наутро в город прибывают военные, а люди и их собаки начинают исчезать — в общем, творятся очень и очень странные дела. Полный отсылок к другим фильмам, «Супер 8» отлично подойдет, чтобы скрасить ожидание нового сезона любимого сериала.