В число любимых фильмов мы привыкли включать те картины, которые смотрели по несколько раз. Но каждый из нас легко вспомнит и такое кино, которое входит в число мировых шедевров, а пересматривать его нет никакого желания
Осторожно, в тексте есть спойлеры!
Полнометражная японская анимация у обывателя ассоциируется с красочными сказочными произведениями студии Ghibli и Хайао Миядзаки, но «Могила светлячков» режиссера Исао Такахаты похожа на картины компании-гиганта только стилем – в остальном военная драма, конечно, находится в какой-то другой вселенной. Прежде всего, пронзительность истории детей, пытающихся выжить в разгромленном войной городе, достигается тем, что основана «Могила светлячков» на биографическом романе, в котором автор описывает произошедшее с его собственной семьей. И это очень трогает, трогает так, что пожелать просмотра такого фильма не решишься не только детям, но и взрослым – война редко выглядит на экране более уродливо, страшно и жестоко. Чего стоит только обнаружение детьми тела убитой матери – лучше этого больше не видеть.
После ряда визуальных экспериментов в картине «Пи» Даррен Аронофски в «Реквиеме по мечте» растоптал все возможные кинематографические каноны – число монтажных склеек в его фильме превышает среднестатистическое втрое, он использует разделенный экран, замедленную и ускоренную съемку, а ракурсы камеры вызывают головокружение. Но не техникой Аронофски вызывает стойкое нежелание пересматривать один из лучших своих фильмов, куда больнее видеть падение и разрушение персонажей картины. «Реквием» начинается с веры в красивую сказку о том, что мы все можем добиться желаемого, стоит лишь приложить чуточку старания, но заканчивается жуткими картинами гниения, сумасшествия и продажи себя за дозу дури. Бесподобное кино, придуманное и снятое на высочайшем уровне, однако повторить подобное путешествие отважатся немногие.
Режиссер Гаспар Ноэ не отличается деликатностью – зритель его фильмов всегда должен быть готов к тому, что легкой прогулки не будет, придется с трудом преодолевать острые края рассказываемой истории, попутно восхищаясь цепкой камерой и энергичной постановкой непростых сцен. Самый громкий пример вызывающей режиссуры Ноэ – «Необратимость», которую можно было бы деликатно описать как детективную историю поиска зловещего сутенера, держащего в ужасе парижский квартал, но стоит зрителю однажды этот фильм увидеть, и он застрянет в голове, как ржавый гвоздь с откушенной шляпкой. Да, мы о знаменитой сцене изнасилования героини Моники Белуччи, снятой невероятным трехминутным планом, которая больно ударяет не только жестокостью насилия, но и безразличием общества. Помните человека, который вместо помощи женщине повернул в другую сторону? Нет? Тогда пересмотрите, конечно.
Нужно отметить, что «Олдбой» Пак Чхан Ука появился на свет в очень удачное время – азиатское кино заинтересовало американских, европейских и даже российских зрителей, и едва ли не каждый проект оказывался на слуху. Но не станем принижать уровень конкретной картины, «Олдбой» – блистательный детектив и триллер, снятый настолько непривычно, что смотреть его можно было только с широко открытым ртом, а снятая одним кадром трехминутная сцена драки до сих пор считается впечатляющим трюком. Вот только финал картины заставляет зрителя вздрогнуть посильнее, чем при виде съедаемого живьем осьминога, – после 15 лет необъяснимого заточения главный герой оказывается вовлечен в странную игру, сводящую его с собственной дочерью, что заканчивается инцестом. Ужас! Страшная концовка прекрасного фильма, пересматривать такое вряд ли захочется.
Картина Шэйна Медоуза «Ботинки мертвеца» – настоящая жемчужина британского кино, сочетающая элементы драмы, хоррора, триллера и даже немного черной комедии. Изобретательная история двух братьев, один из которых отправился в армию, оставив другого в мире насилия и жестокости, а затем вернулся, чтобы отомстить, демонстрирует изнанку провинциальной Англии лучше любого другого фильма, а Пэдди Консидайн, исполнивший главную роль, выдал выступление, заслужившее искреннюю похвалу. Однако увиденный однажды финал ленты навсегда отвратит вас от нового погружения в этот неприятный, кровавый, наркотический мир. Здесь даже не действует эффект «Шестого чувства» и «Бойцовского клуба», где один из персонажей тоже не взаимодействует ни с кем из окружающих, «Ботинки» пересматривать не тянет ни при каких обстоятельствах.
Если вы не читали роман ирландца Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», то фильм наверняка произведет на вас неизгладимое впечатление. Все дело в том, что, избалованные голливудскими клише и неизменными хеппи-эндами, мы на автомате ожидаем счастливого разрешения всех проблем даже в картинах о холокосте. Главные герои ленты – два мальчика, которых разделяет колючая проволока. Один является узником концлагеря, а второй – сыном нациста-коменданта, но это не мешает зародиться настоящей крепкой дружбе, и к финалу мы рассчитываем на долгожданное спасение Шмуэля, на то, что Бруно поможет другу бежать или его отец найдет для еврейского мальчишки место в своем доме. Но картина больно бьет по нашим чувствам – вместо спасения будет много горя, заново погружаться в которое не пожелаешь и врагу.
Пока тревожащиеся за наш рассудок общественные деятели рассуждали о том, можно ли показывать на экране детское насилие и делать детей героями фильмов ужасов, режиссер Жауме Кольет-Серра снял замечательный психологический триллер «Дитя тьмы», рассказывающий о семейной паре, усыновившей 9-летнюю девочку, оказавшуюся сосредоточением пороков и ужасов. Фильм великолепно проработан, по ходу сюжета зритель вынужден бросаться из крайности в крайность, подозревая в неприятностях семьи Коулман то мужа, то жену, то нового члена семьи. Но, дождавшись финала, мы не то чтобы испытываем разочарование, а резко утрачиваем интерес к происходящему – последние несколько минут, когда раскрывается тайна Эстер, тянутся невыносимо долго. Все уже понятно и ничуть не трогает. Но не только это отталкивает от повторного просмотра, вряд ли кто-то захочет снова испытать неловкость сцены соблазнения приемной дочерью своего нового отца, даже зная, кто есть кто.
Мелодрама Дерека Сиенфранса «Валентинка» – настоящий триумф Райана Гослинга и Мишель Уильямс, сыгравших в фильме главные роли. Великолепный сценарий демонстрирует зрителю душещипательную историю угасания любви, множащиеся противоречия внутри некогда идеальной пары, пропасть, постепенно растущую там, где когда-то жили пылкие чувства. Химия между Уильямс и Гослингом обволакивает зрителя, и оттого крушение и разрыв отношений их героев бьют зрителя особенно больно. Настолько больно, что к финалу картины вы жалеете, что вообще стали ее смотреть – лучше не видеть этих страданий и конфликтов. Конечно, «Валентинка» намного правдивее романтических комедий о «любви до гроба», но это вовсе не означает, что такую правду захочется черпать большой ложкой еще и еще.
Трагическая история Евы и ее сына, показанная в картине Линн Рэмси «Что-то не так с Кевином», заслуживает каждой секунды аплодисментов, которыми ее удостаивали зрители на многочисленных фестивальных показах, – от ленты действительно невозможно оторвать глаз, а судьба ее героев затрагивает самые потаенные струны души. Тема картины сложна и неприглядна, далеко не каждый из нас готов признаться себе в том, что должен разделить вину своих детей, что воспитывал ребенка неправильно, что был глух к первым тревожным отголоскам. Особенно сложен фильм для матерей, которые уверены в том, что дают детям все самое лучшее, что они не могут быть неправы, а результат ужасает их самих. Фильм запоминается, но к повторному просмотру не располагает: слишком это тяжело – видеть блистательно сыгранные талантливой Тильдой Суинтон терзания, спровоцированные кровавой бойней Кевина.
Что уж говорить, повторный просмотр любого из последних фильмов Терренса Малика – испытание не для слабонервных. Однако «Древо жизни», импрессионистский рассказ о средней американской семье, выделяется даже на фоне последних творений режиссера. Не верьте тому, кто скажет, что у «Древа» нет сюжета, не доверяйте мнениям тех, кто полагает, будто эта картина является галлюцинацией автора или его наркотическим трипом, все это неправда, лента – настоящий визуальный шедевр, погружающий зрителя в философию жизни настолько глубоко, насколько тот готов это путешествие принять. Но все космические масштабы повествования, все блистательные актерские работы и искусные операторские приемы, вся многомерность трактовок вряд ли смогут заставить вас пересмотреть «Древо жизни» еще раз. Этот фильм хорош своим послевкусием и ощущением того, что ты его видел и больше тебе его смотреть не придется.
Карьера Джеймса Франко похожа на американские горки – он то седлает удачу и получает престижнейшие призы, то снимается в несмотрибельном шлаке, его то приглашают в многомиллионные блокбастеры, то дают роли в копеечных инди-фильмах, которые отправляются прямиком в мусорную корзину. 2011-й для актера стал победным – в фильме Дэнни Бойла «127 часов» Франко получил шанс на бенефис и использовал его по полной, вот только картина, при всех достоинствах, получилась такой, что любого посмотревшего мутит от одного только воспоминания о ней. Экранизация истории альпиниста, попавшего в ловушку, вряд ли могла обойтись без ключевой сцены ампутации зажатой камнем руки, но то, как это показывают Бойл и Франко, заставляет каждый раз обливаться холодным потом – тупой перочинный нож против сухожилий, нервов, мышц и кости. Не пробуйте повторять просмотр в домашних условиях.
Историческая драма Стива МакКуина «12 лет рабства», казалось бы, не должна была ничем удивить – картины об угнетении чернокожего населения Америки выходят регулярно, в главной роли не самая большая звезда, а история Соломона Нортала больше похожа на сказку в стиле «Хижины дяди Тома». Но что-то в этой ленте сошлось так, что обомлели не только зрители, но и критики – все крупнейшие церемонии награждения стали для «12 лет рабства» триумфальными. Одна проблема есть у этого фильма: после того как в финале Соломон воссоединяется с женой и детьми, облегченно выдыхают не только герои истории, но и мы. Да, мрачная закулисная история американского рабовладения показана блистательно, да, фильм трогает натуральностью жестоких сцен и нарочитой беспомощностью тех, кто хочет Соломону помочь, но с началом финальных титров ощущение остается только одно – зритель словно сбрасывает тяжелейший груз, который впредь принять не захочется никогда. При всем уважении.