Новый российский исторический боевик «Скиф» предлагает жесткий и бескомпромиссный взгляд на Древнюю Русь и соседние земли. А как наше кино показывало Русь и ее жителей в советские времена?
Одним из величайших и важнейших правителей в истории Древней Руси был киевский князь Ярослав Мудрый, сын Владимира Красно Солнышко. В 1981 году московские и киевские кинематографисты сняли о Ярославе байопик продолжительностью более двух с половиной часов. Картина в основном посвящена тому, как до восшествия на столичный престол Ярослав правил в Новгороде, набирал политическую силу (в частности, за счет брака со шведской принцессой) и сражался с родственниками за высшую власть. Поставил «Ярослава Мудрого» Григорий Кохан, а сценарий фильма сочинил украинский писатель исторических романов Павел Загребельный.
В самом конце советской эпохи режиссер «Приключений Петрова и Васечкина» Владимир Алеников совместно с голливудскими коллегами снял триллер о противостоянии христиан и язычников в русском селе XI века. Детективная интрига фильма закручивается, когда одну из селянок находят мертвой и в ее гибели обвиняют знахарку Феофанию и деревенских христиан. Главного злодея картины сыграл номинант «Оскара» Джордж Сигал, более всего известный по классическим лентам «Корабль дураков» и «Кто боится Вирджинии Вулф?».
Василия Буслаева сейчас редко вспоминают, хотя это очень колоритный былинный персонаж – новгородский удалец и искатель приключений, который вечно влипает в истории из-за своего неуемного нрава. В отличие от служилых богатырей, ведомых чувством долга, Буслаев делает что пожелает и воплощает людское стремление к свободе и воле. В историческом фэнтези Геннадия Васильева заглавный герой самочинно с ватагой друзей отправляется в Византию, чтобы спасти взятого в плен и проданного в рабство князя Глеба Полоцкого. Буслаева сыграл Дмитрий Золотухин, ранее прославившийся в роли Петра I в киноцикле «Юность Петра».
В наши дни Галич, Львов и их окрестности считаются «антирусской» землей, но их древних правителей такое определение бы изрядно удивило. Все они считали себя русскими, а Даниил Галицкий в определенный момент даже принял латинский титул Rex Russiae («Король Руси»). Снятая на Одесской киностудии картина Ярослава Лупия рассказывает о том, как знаменитый галицкий князь договаривался с западными правителями и бунтовал против монгольского хана Батыя, завоевателя Киевской Руси. Заглавного героя сыграл Виктор Евграфов, профессор Мориарти из телецикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Мы не стали включать в этот список сказочные ленты об абстрактных «тридевятых царствах», но не смогли обойти вниманием классическую постановку Александра Птушко, снятую на стыке между историческим и сказочным кино. Хотя в «Илье Муромце» появляется Змей Горыныч и используются другие сказочные персонажи и мотивы, лента в первую очередь рассказывает о Киевской Руси и об ее противостоянии со степными ордами. «Илья Муромец» был первым советским широкоэкранным фильмом, и он произвел очень сильное впечатление на зрителей. Заглавного героя сыграл мэтр советского кино Борис Андреев.
После того как Украина обрела независимость, режиссер Юрий Ильенко глубоко проникся идеями национализма и снял безумную картину «Молитва о гетмане Мазепе», которая даже украинским властям показалась слишком радикальной, чтобы предложить ее широкой публике. Прежде, однако, Ильенко создавал по-настоящему замечательные фильмы. В частности, поэтичный байопик о легендарной киевской княгине, который примечателен тем, что выстроен как череда воспоминаний об Ольге, порой противоречивых и взаимоисключающих. Показывая разные точки зрения на правительницу, Ильенко создал объемный и завораживающий кинопортрет. Заглавную роль исполнила Людмила Ефименко, жена постановщика.
Основное действие советско-норвежской картины Станислава Ростоцкого и Кнута Андерсена развивается в Скандинавии, но главный герой этого приключенческого фильма – славянин из новгородских земель. Викинги берут парня в рабство, когда совершают набег на его деревню, и ему многое приходится пережить на чужой стороне. Главную роль исполнил белорусский артист Александр Тимошкин. По преимуществу в фильме были задействованы норвежские актеры.
Исторические романы Валентина Иванова – это скорее досужие фантазии, чем объективные, научно выверенные попытки проникнуть в реальную древнейшую историю славян. Но что плохо для изучения прошлого, то порой хорошо для создания эпических кинолент вроде более чем двухчасовой картины Геннадия Васильева. Действие «Руси изначальной» развивается в VI веке. Эта замечательная лента отображает войну праславян-антов с хазарами и византийцами. Роли правителей антов исполнили Борис Невзоров и Владимир Антоник.
В начале своего правления в России коммунисты рассматривали царское и княжеское прошлое как темное время, которое предстояло отвергнуть как эпоху подавления и эксплуатации. Однако с годами власть осознала, что не может учить мужеству и любви к стране только на примере героев Гражданской войны. Поэтому начали выходить такие фильмы, как блистательный «Александр Невский», в положительном свете изобразивший знаменитого новгородского князя – конечно, не как эксплуататора, а как победителя тевтонских рыцарей на льду Чудского озера. Несмотря на исторические ошибки и наивные сценарные моменты, картина Сергея Эйзенштейна вот уже 80 лет считается шедевром советского кино. Она вдохновила немало не только советских, но и западных постановок. Заглавную роль исполнил Николай Черкасов.
При всех достоинствах прочих советских картин о Средневековье, «Андрей Рублев» возвышается над ними, как горный пик над равниной. Эпическое полотно Андрея Тарковского использует жизнь великого иконописца как повод для размышлений о русской истории, русском характере, русском государстве, русской вере и русском искусстве. Это произведение высочайшего художественного уровня и глубокой проникновенности. Возможно, это лучший фильм советского кинематографа и, соответственно, один из лучших фильмов во всей истории мирового кино. Заглавную роль исполнил Анатолий Солоницын.