Бодрый кинокомикс для людей, не готовых обременять себя душевными терзаниями.
Бодрый кинокомикс для людей, не готовых обременять себя душевными терзаниями.
Оружейный барон Тони Старк, ставший супергероем с помощью самодельного железного суперкостюма, борется с суровым русским гением, военными бюрократами и пошатнувшимся здоровьем.
Не секрет, что идеальная аудитория комиксов – фантазеры-невротики. Только тот, кого били в школе, сможет в полной мере разделить ощущения людей Икс; только тот, кому упорно не давали девушки в старших классах, сможет в полной мере оценить фантазийную прелесть ситуации «рр-раз! – я переодеваюсь и становлюсь Суперменом»; только тот, на кого нападала настоящая ярость от бессилия, сумеет понять Халка. Но Тони Старк не похож на этих героев. Он не изгой, а плейбой: богатый, успешный, симпатичный циник и прохвост. Любит гонки, дорогое шампанское, супермоделей, путешествия – и благодаря деньгам может себе это позволить.
Все комиксы и их экранизации – для мальчиков, но «Железный человек» – в особенности. Эта кинофраншиза словно прицельно разработана для читателей Men’s Health и Maxim, которым не интересны душевные метания Бэтмена или Тоби Магуайер в образе Спайдермена. Красивый состоятельный мужчина участвует в гонках, владеет самыми крутыми машинами и гаджетами и выбирает подругу жизни между Скарлетт Йоханссон и Гвинет Пэлтроу. Его любят даже малые дети, ему машут даже деревьев ветви.
Он непутевый, но ни окружающие, ни сценаристы его всерьез не наказывают – скорее пугают и журят, как своровавшего яблоко мальчишку. Песни, сопровождающие его приключения, написаны группой АC/ DC, а противник у него – не какая-то там кривляющаяся тварь в макияже, а конкретный мужик Иван Ванко, покрытый татуировками, воспитанный на зоне и шарящий в технике (первый же разговор с ним Старк начинает со слов «Модель достойная. Цикличность была низковата. Ты мог бы удвоить ротацию»).
Фантазии Тони приводят его к натуральной мегаломании – он начинает считать себя лучше всех на свете, и тут же получает по башке. Подобное отрабатывал Сэм Рэйми в третьем «Человеке-пауке»: там героем овладевал бес тщеславия и самолюбования, которого удавалось изгнать только звоном святых церковных колоколов. Но если фильм Рэйми приводил на ум воскресную проповедь для самых маленьких, то вариант Джона Фавро слегка напоминает советскую литературу: ступившему на скользкую дорожку индивидуалисту авторы сулят светлое будущее в здоровом коллективе супергероев-«мстителей» (а перед тем, по обычаю американской популярной культуры, Тони находит спасение и поддержку в своей семье, – самые полезные советы ему с кинопленки дает давно почивший отец-изобретатель).
Что приятно во втором «Железном человеке» – его ироничность. Тут мало к чему относятся всерьез, открыто заключая на входе контракт со зрителем: мы вам покажем двухчасовую сказку, она вам покажется глупой, но нам она кажется такой же. Постарайтесь расслабиться и получить удовольствие. В результате мегаломанские закидоны Роберта Дауни-младшего, подчеркнутая русская угрюмость Мики Рурка, вращающего в губах зубочистку, старательное пыхтение Скарлетт Йоханссон, изображающей драчливую шпионку, битвы десятков роботов и компактный переносной адронный коллайдер, который сооружает у себя дома герой, складываются в симпатичный аттракцион. Не такой симпатичный, каким был первый «Желчел», но все же нисколько не раздражающий.