Подходит время подводить итоги года, и в воздухе опять витает убеждение, что кинематограф «обнищал», фестивальные награды потеряли престиж, а блокбастеры захлебнулись в самоповторах. Мы в редакции Film.ru решили проверить, так ли это, и повернуть время вспять. Весь декабрь мы будем вспоминать главные фильмы 1983, 1993, 2003 и 2013 годов, чтобы отследить тенденции и трансформации в кинематографе и ответить на сакраментальный вопрос: раньше и правда было лучше?
Время идет, тенденции меняются, но новогодние фильмы остаются неисчерпаемым топливом праздничного сезона. Рассказываем о лентах, которые согревали зимой 1983, 1993, 2003 и 2013 годов, и нескольких новых декабрьских релизах: снежные чудеса никогда не выходят из моды!
Обласканная критиками рождественская комедия Джона Лэндиса «Поменяться местами» с Эдди Мерфи и Дэном Экройдом в главных ролях — редкий пример хорошего фильма, который удивительно плохо состарился. В начале 80-х комедия о нетривиальных превратностях судьбы, бедных и богатых людях, отчаянно желающих получить самое лучшее, казалась образцовым гимном Рождеству — времени, когда с людьми происходят чудеса. Однако с высоты прожитых лет «Поменяться местами» смущает диким, расистским юмором, необоснованной женской наготой и весьма жестоким для заявленного жанра сюжетом. Успешный топ-менеджер (Экройд) становится игрушкой в руках скучающих миллиардеров, постепенно превращающих его жизнь в настоящий ад. А мелкий уличный мошенник (Мерфи) утопает в незаслуженной роскоши, постепенно разжигая растущий финансовый аппетит. К счастью, финальный моральный посыл картины Лэндиса ставит героев на свои места, однако ощущение сомнительного удовольствия остается со зрителем надолго.
Пожалуй, «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» без скидок самый необычный фильм в нашей подборке. Время действия — 1942 год, место — лагерь для военнопленных британцев на острове Ява. В основу сценария легли автобиографические романы Лоренса Ван дер Поста, не последнего человека в кругу приближенных королевского двора Виндзоров и британского правительства.
«Мистер Лоуренс» избегает примирения между врагами под натиском праздника и скорее служит исповедью для людей, которые пытаются определить: что же такое чувство долга? Где можно уступить, а когда стоит стоять до конца? Лента Нагиса Осимы сводит вместе восточный и западный взгляды на мир и вычленяет не только противоречия, но и общий для всех язык гуманизма и героизма. Роль непокорного майора Селлерса смело можно назвать одной из лучших в актерской карьере Дэвида Боуи, а «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» — радикальной картиной о празднике.
Абсурдная пластилиновая комедия о мужике, который пошел за елкой, а нашел все и ничего, одновременно и одна из самых смешных новогодних историй, и одна из самых тоскливых. «Падал прошлогодний снег» давно разлетелся на цитаты — удел по-настоящему народного мультфильма, у которого нет ни возраста, ни срока годности. Главный герой, не самый сообразительный деревенский усатый дядька, не слушается рассказчика, пытается продать еще не пойманного зайца подороже и гоняется за потомством Избушки на курьих ножках, но совершенно не может справиться с единственной возложенной на него задачей — принести домой дерево. Сегодня «Снег» выглядит и как постирония, и как образец выдающейся анимации — идеальный спутник для тех, кто устал от мишуры и дедлайнов!
«Кошмар перед Рождеством» Тима Бертона и Генри Селика вот уже 30 лет пытается определиться: лента точно стала классикой, но новогодней или все же хэллоуинской? Решить сложно!
Джек Скелетон, живущий в крае осеннего праздника кануна Дня всех святых, натыкается на рождественскую деревню и понимает: жить без елок, огоньков и снеговиков дальше невозможно. Санту необходимо украсть и расшатать баланс календарной вселенной. Что же касается наших календарных дилемм, то, откровенно говоря, изобретательный анимационный мюзикл можно смотреть в любое время года, когда захочется чего-то волшебного с крупицей потустороннего обаяния. В одном с Джеком невозможно не согласиться: всегда наступает пора, когда устаешь от кошмаров и бесконечной работы — хочется просто в тишине посмотреть на мигающие огоньки и вальс снежинок.
«Неспящие в Сиэттле» — еще одна классика на праздничном перепутье. Зрители делятся на тех, кто смотрит нежнейшую ленту Норы Эфрон на Новый год, и тех, кто ждет встречи на крыше Эмпайр-стейт-билдинг в День святого Валентина. Самое удивительное в культовом ромкоме 90-х даже не то, что действие охватывает чуть больше года, а «отношения на расстоянии». Главные герои практически не встречаются на протяжении всего хронометража, но у публики не остается сомнений: союз журналистки Энни (Мег Райан) и вдовца Сэма (Том Хэнкс) заключен на небесах. Как бы романтично и сентиментально ни звучали простые истины о близких рядом, «Неспящие в Сиэтле» — фильм не об удивительной любви с первого взгляда (а точнее, с первого слова), а о безграничном одиночестве, которое душит и в Новый год, и тем более в День всех влюбленных.
Сатирическая комедия «Старые ворчуны» Дональда Питри — идеальное противотревожное средство для всех, кто переживает по поводу грядущей старости. Кино про вечное соперничество двух язвительных и вредных, но весьма бойких пенсионеров успокаивает зрителя обманчивой легкостью и обещанием безрассудного, совсем не возрастного озорства. «Старые ворчуны» гармонично вписываются в общее ощущение эпохи ранних 90-х, подаривших нам самые добрые и сердечные истории. Бесконечные импровизации заслуженных мастеров актерского мастерства Джека Леммона и Уолтера Мэттау — то, что выделяет «Старых ворчунов» на фоне других, не менее достойных представителей жанра. Впрочем, настроенных на рождественскую волну зрителей картина Питри едва ли чем-то удивит — эта остроумная, ладно скроенная комедия определенно не была создана специально для праздничного сезона, пусть и основные события происходят в заснеженной Миннесоте. «Старые ворчуны» куда больше тяготеют к подборке несправедливо забытых фильмов, умело продвигающих вечные ценности.
Сегодня довольно сложно представить, что «Реальной любви» когда-то не было, а в 2003 году лента и вовсе рисковала стать снежной радостью на один сезон и кануть в ящик с киномишурой. Рождественская открытка Ричарда Кертиса поместила под омелы британский звездный состав — от Хью Гранта до Эммы Томпсон, от Лиама Нисона до Алана Рикмана — и завернула разной степени трогательности сюжеты в душеспасительное одеяло взаимовыручки. Казалось бы, найден идеальный рецепт праздничного фильма, но лента стала классикой не поэтому. Хеппи-энд и счастье в «Реальной любви» не ультимативны: сюжеты о силе романтической любви британца и португалки или юных одноклассников соседствуют с душераздирающими историями — измены, невзаимные чувства, тяжелые заболевания близких. Огни праздничной елки спасают не от всех бед на свете, но все же радуют глаз (как и просмотр «Реальной любви» в декабре).
Одним из беспрецедентных зрительских хитов 2003 года стала черная комедия «Плохой Санта» с Билли Бобом Торнтоном в главной роли. Фильм о разочаровавшемся в жизни Санте — алкоголике, грабителе и разгильдяе — выделяется на фоне других комедий с пышной рождественской мишурой. Главный герой Уилли (Торнтон) едва ли вписывается в образ благодушного, вечно румяного деда с мешком подарков наперевес. Санта явно переживает затяжное профессиональное выгорание и не намерен больше возвращаться к благотворительности. Красный костюм Уилли — не более чем удобная маскировка для отвлечения внимания. Впрочем, все меняется, когда герой Торнтона впервые встречает Термана (Бретт Келли) — мальчика, который сохранил в себе искреннюю веру в рождественское чудо.
Режиссер «Плохого Санты» Терри Цвигофф не рассказывает зрителям сказки, напротив, он возвращает публику на землю, к истокам Рождества, напоминая о том, что настоящее волшебство в этом мире по-прежнему творят сами люди, а добрые слова и поступки все еще ценнее красиво упакованных подарков.
Семейная комедия Джона Фавро «Эльф» с Уиллом Ферреллом в главной роли, можно сказать, предопределила популярность литературного жанра «попаданец». Главный герой «Эльфа» — мальчик по имени Бадди — сделал то, о чем миллионы детей по всему свету только мечтали: попал в резиденцию Санта-Клауса, оставшись там на годы в качестве нового помощника-эльфа. Увы, как и все люди, Бадди склонен взрослеть и менять личные приоритеты — интерес к сказочному миру Санта-Клауса со временем сменился искренним любопытством к собственным биологическим корням. Поиск настоящих родителей и последующая поездка Бадди в Нью-Йорк превращаются в комичную, местами трогательную одиссею, в ходе которой главный герой окончательно прощается с детством и находит свой собственный путь домой.
В кинокомиксах атмосфера зимнего праздника зачастую играет роль удобной декорации, в то время как основной сюжет существует по законам основной франшизы. «Железный человек 3» можно назвать редким исключением из правил. Режиссер фильма Шейн Блэк объединяет лейтмотив Рождества с личностной трансформацией персонажа Роберта Дауни-младшего — миллиардера и филантропа, живущего по заветам извечного супергеройского одиночества. В триквеле Тони Старк впервые выбирается из внутренней скорлупы, даря самому себе долгожданный шанс на личное счастье — пусть и без участия Санта-Клауса. В пестрой коллекции заряженных на ностальгию фильмов «Железный человек 3» определенно теряется, а вышедшие впоследствии специальный эпизод «Стражей Галактики» и «Человек-паук: Нет пути домой» легко уделывают Блэка в борьбе за звание лучшей рождественской супергероики. Впрочем, поклонники серии «Железного человека» определенно смогут найти в триквеле нужный праздничный заряд.
В последние годы Disney все чаще обращается к прошлому, вновь и вновь адаптируя к современности нетленные хиты рисованной анимации прошлого века. Вышедшее в 2013 году «Холодное сердце» — долгожданный оригинальный проект студии. Сказка о сестрах Эльзе и Анне стала настоящим хитом, а сиквел и вовсе по сей день считается самым кассовым мультфильмом в истории кинематографа. Чем же так прекрасно «Холодное сердце»? Режиссеры картины Крис Бак и Дженнифер Ли бережно переносят все то, за что зрители полюбили диснеевскую анимацию, в абсолютно новый, соответствующий духу времени сюжет о двух молодых женщинах, находящихся в длительной борьбе за право быть собой. При этом канонично новогодней сказкой «Холодное сердце» назвать не повернется язык — и это несмотря на то, что действие фильма происходит в снежном королевстве. Вероятно, проблема в том, что в «Холодном сердце» не хватает привычной зрительскому восприятию атмосферы Рождества, которую даже говорящий снеговик, увы, не заменит.
В нашей подборке уже фигурировала военная лента «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»: «Воровка книг» использует фактуру неспокойного времени совершенно иначе, пытаясь объединить сказку о взрослении с болью исторических перемен. Двенадцатилетняя Лизель (Софи Нелисс) на пороге Второй мировой оказывается приемной дочерью в семье Хаберманнов: от мамаши (Эмили Уотсон) летят тумаки, а вот названный папа (Джеффри Раш) к девочке проникся теплыми чувствами: он учит ребенка читать. Книги (как намекает нам название) станут последним оплотом гуманизма и веры в лучшее будущее в фашистской Германии.
Как и роман-первоисточник Маркуса Закуса, фильм Брайана Персиваля вводит в повествование необычного рассказчика — саму Смерть, — который предвещает душераздирающий финал истории. «Воровка книг» даже по названию чем-то напоминает «Девочку со спичками» — едва ли сюжет повторится, но что-то в сказке о Лизель есть андерсеновское: взять хотя бы снеговика, которого Хаберманны лепят в подвале, — счастье можно найти даже в темные времена (но это уже другая история).
Новая трагикомедия Александра Пэйна «Оставленные» — бесспорный претендент на звание рождественской классики. Лента включает в себя и сеанс психотерапии с проживанием травм прошлого и настоящего, и поиск маленького чуда в окоченевшем от тоски мире, и в конце концов обретение личного счастья в непосредственной близости с другими. Простейший на первый взгляд рецепт идеального семейного кино, которое с годами по каким-то неизвестным причинам было отложено на дальнюю полку. В картине Пэйна диккенсовские призраки прошлого, настоящего и будущего обретают человеческую форму, чтобы в очередной раз напомнить зрителям об истинном предназначении Рождества — праздника, который возрождает в людях все самое лучшее. Одинокий учитель истории (почти оскароносный Пол Джаматти), похоронившая сына повариха (Да Вайн Джой Рэндольф) и брошенный родителями студент (Доминик Сесса) находят принятие в общей боли друг друга, обменивая душевную скорбь на редкие минуты единства.
«Крик. Ночь перед Рождеством» — сумасбродное любовное послание новогодней классике Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (к нему отсылает и оригинальное название It’s a Wonderful Knife). Когда-то Джордж Бейли (Джеймс Стюарт) хотел проститься с белым светом: и близким, и коллегам, да и всему городу станет лучше без него. Более 75 лет спустя Винни Карутерс (Джейн Уиддоп) в самый счастливый сезон задается тем же вопросом, правда, с тяжелым грузом ПТСР на плечах. Год назад маньяк в маске устроил резню на Рождество: городок Энджел Фоллс оправился от потрясения, а Винни — нет.
Режиссер Тайлер МакИнтайр («Убить за лайк») на язык слэшера переложил знакомый сюжет, где кровавые расправы все равно уступают в силе духу Рождества. Вопреки жанровым предубеждениям вышло уютное и беззлобное кино с духоподъемным посылом. Пожалуй, именно постмодернистские переосмысления традиционных паттернов лучше всего демонстрируют тенденции в кино сегодня (особенно в хоррорах). Новогодние ленты — не исключения: травмы можно пережить.
Новогодний инди-слэшер «Кто не спрятался…», прибывший на российские киноэкраны прямиком с американского фестиваля Fantasia, — пожалуй, самый любопытный лот наступающего праздничного сезона. Сюжет фильма разворачивается в начале 70-х годов, в период так называемой сатанинской паники. Двое девочек-подростков (Мэддисон Бейнс и Джорджия Акен) вынужденно остаются в школе-интернате на зимние каникулы. В канун Рождества в кампус пробирается банда убийц, одержимых поиском демона, который подарит им славу и несметные богатства. Для встречи с темными силами злодеям необходимо пожертвовать жизнями невинных людей. Легенда гласит, что сам демон уже много лет прячется в недрах школы и ищет возможности выбраться наружу.
Режиссер «Кто не спрятался…» Дженнифер Уэкслер, по сути, снимает собственную версию «Один дома» — с детьми и бандитами, литрами бутафорской крови и старым добрым ультранасилием. Впрочем, несмотря на достаточно предсказуемую завязку, «Кто не спрятался…» способен удивить плот-твистами даже самых искушенных любителей жанра.
Зато "Падал прошлогодний снег" хорошо состарился))))
«Забавная ферма» с Чеви Чейзом,
«Любите Куперов» с Аланом Аркиным.