«Черная пантера» заметно уступает «Железному человеку» и «Первому мстителю». И все же в новой картине есть кое-что особенное, кое-что действительно выделяющее «Пантеру» из числа других лент комикс-вселенной Marvel
Народ-супергерой
Не хочется начинать с расового вопроса, но увернуться от него в контексте «Черной пантеры» вряд ли удастся, однако я предлагаю посмотреть на это с необычной точки зрения. Да, действительно, картину отличает почти стопроцентно чернокожий актерский состав, по большому счету «белых» персонажей в ней всего два – Улисс Кло Энди Серкиса да агент Росс Мартина Фримана (еще в кадре показался Баки Себастьяна Стэна, но это случилось уже тогда, когда кинозал покинуло большинство зрителей), – но фундаментальное отличие «Пантеры» не в этом. А в том, что ведущим персонажем кинокомикса впервые стал не отдельный человек и не группа супергероев, а целый народ, целая страна, спрятанная в джунглях Африки. До сих пор битву со злом вели одиночки, изредка объединявшиеся для решения локальных задач, сейчас же мы встретились с государством, едва ли не полностью состоящим из сверхлюдей. И это по-настоящему впечатляет, это может изменить всю природу комикса в кино, ведь авторам теперь придется считаться не только с одиночками, но и с обширными группами людей, обладающих суперспособностями.
Почему это важно? Да потому что Marvel и раньше имела серьезные проблемы с тем, чтобы как-то синхронизировать или, наоборот, развести деятельность своих персонажей. Зрители постоянно задаются вопросами, где были Мстители во время событий «Доктора Стрэнджа», почему Железный человек не вмешивался в события «Тора» и «Тора 2» и прочими, и это доставляло серьезную головную боль Кевину Файги. Теперь эта боль либо должна разрешиться, либо перейти в терминальную стадию – при наличии воинов Ваканды, официально раскрывших свою силу в финале «Пантеры», теперь работать в одиночку будет сложно даже Человеку-муравью. Готовы ли к такой нагрузке Файги и компания? Понадеемся, что да, иначе будет совсем некрасиво.
«Черная пантера» умеет вмешаться в политику
Еще совсем недавно от кинокомиксов не требовалось ничего, кроме развлечения, однако «Зимним солдатом» и «Противостоянием» Marvel зашла на территорию социальных, общественных и политических смыслов в блокбастерах. Нет-нет, пока супергерои не призывают идти на выборы или, наоборот, выходить на баррикады, но любопытными вопросами авторы начинают задаваться. Капитан Америка в какой-то момент озаботился свободой от постоянного надзора государства, и не только для себя, но и для всех остальных людей, Железный человек встал в позу, когда речь зашла о том, нужно ли супергероям беспрекословно подчиняться приказам властей или стоит самим решать, что хорошо, а что плохо. Теперь вот новый удар по самому смыслу государства и внешней политики.
«Черная пантера» невольно и второстепенным планом противопоставляет две политические конструкции – вакандийцы желают законсервироваться в своем мире, никого не пускать внутрь и не выдавать секретов процветания, пусть даже это влечет гибель остального населения планеты, а в противовес им показаны американцы, агент которых рассказывает про тайные операции ЦРУ, призванные менять режимы и устраивать революции, и британцы, выдающие за свое национальное достояние награбленное в колониях добро. Вывод авторов очевиден: как истинные американцы, авторы «Черной пантеры» в финале предпочитают экспансию, но на деле все совсем не очевидно. А в политике очевидно и не бывает – интересно, разовьется ли эта тема в будущих картинах или Marvel вернется к банальному пиу-пиу и погоням.
В кои-то веке в комиксе появился неоднозначный злодей
Продолжая политический вопрос, мы непременно приходим к образу злодея в «Черной пантере», и это, пожалуй, наиболее разительное отличие от других картин франшизы – он не просто получился, а получился небанальным. До сих пор со злодеями у Marvel была настоящая катастрофа – они или были никчемными, или не раскрывали свой потенциал, а то и просто, как Мандарин, оказывались пустышками. Только подумайте, после семнадцати фильмов, кроме Локи, из отрицательных героев и вспомнить некого, да и Локи не совсем стандартный суперзлодей, он превратился скорее в этакого хорошего парня в скверных обстоятельствах. Вот и Эрика Киллмонгера красить в радикально черный не нужно, он далеко не так прост.
Прежде всего, со многими доводами Эрика нельзя не согласиться: его претензии к справедливости обоснованы, он имеет полное право на трон, наконец, он воплощает не самую дурную цель – помочь своим соотечественникам, своим собратьям, да вообще всем угнетенным на планете. В любой другой ситуации такая мотивация делала бы персонаж героем, за которого зритель будет переживать, но в «Черной пантере» Киллмонгера пришлось окорачивать, причем весьма топорно – в его руки стали чуть ли не насильно вкладывать оружие, у него появились замашки фюрера, а полномочия сменились на диктаторские. Авторы, кажется, сами испугались того, что левые идеи Эрика возобладают над консерватизмом Т’Чаллы, и это в известной мере произошло – в финале король Ваканды вынужденно признал правоту Эрика и раскрыл тайну своего народа. Если хотите, Киллмонгера можно сравнить с Христом, он тоже пожертвовал собой ради будущего своего народа, ради справедливости и процветания. Так какой же это злодей?
«Черная пантера» вне стандартов Marvel
Не менее важно и значимо то, что «Черная пантера» заметно отличается от других фильмов серии своим визуальным рядом. Трудно припомнить более красивую картину в данной франшизе – да, у нас есть (вернее, был) величественный Асгард, мы видели удивительную планету Эго и фантастические параллельные миры Доктора Стрэнджа, но Ваканда превосходит их все. С одной стороны, облет владений Т’Чаллы напоминает кадры из программ канала Discovery, а с другой – мы будто погружаемся в мир анимационного «Короля Льва», даром что игровую версию знаменитого мультфильма еще только планируют снимать. Сравнение фильма с мультиком обычно ничего хорошего картине не сулит, но в случае «Пантеры» такая визуальная связь очаровывает.
Что еще меньше соответствует стандартам Marvel, так это мощный феминистский или даже просто женский заряд. Мстители затянули с сольной картиной о женщине-супергероине так, что даже кривоногий и хромой тандем WB и DC умудрился их обойти, поэтому нагонять пришлось вот таким косвенным образом – наполнив картину о «Черной пантере» массой женских персонажей, которые мужчинам дали сто очков вперед. Больше того, в кой-то раз в комикс-экранизации получилась романтическая линия, да такая, что на финальном поцелуе хотелось аплодировать – это при полном романтическом бессилии всех предыдущих картин, о которые сломали свои зубы Натали Портман, Гвинет Пэлтроу, да и Скарлетт Йоханссон. Ни у кого из них не получилось показать любовь, а Люпита Ньонго смогла. Честь ей и хвала.
«Черная пантера» может оказаться важнее «Войны бесконечности»
При всех похвалах, отвешенных «Черной пантере» западными критиками, и всем скепсисе, вылитом отечественными знатоками и любителями кино, практически каждый вынужденно делает оговорку о том, что фильм Райана Куглера выходит накануне третьего совместного фильма о команде супергероев «Мстители». Это, мол, может служить оправданием некоторым сюжетным шероховатостям. На мой же скромный взгляд, вскоре мы можем оказаться свидетелями эпохального события: «Черной пантере» по силам превзойти грядущую «Войну бесконечности» и в художественном смысле, и глубиной, и красотой. А главное, именно «Пантера» задает тот тон и ту широту новых возможностей, которую «Мстители 3» будут черпать, поражая воображение зрителей.
Судите сами, без «Черной пантеры» Мстители вряд ли получили бы достаточное количество вибраниума, а ведь уже в трейлере к следующему фильму видно и новый щит Капитана Америка, и черные костюмы супергероев. Ваканда ставит на ноги Белого Волка Баки, который, похоже, станет секретным оружием против Таноса. Уже появились слухи о том, что «Мстители 3» вообще окажутся прямым сиквелом «Пантеры» – мол, в недрах метеорита окажется заточен Камень Бесконечности, за которым охотится Танос, так что противостоять космическому Злу придется не американцам, как в первом фильме, и не европейцам, как во втором, а африканцам. Я практически уверен, что в «Войну бесконечности» вакандийцы «поставят» и своих лучших воинов, и Шури, которая по изобретательности превосходит Тони Старка, и своих боевых носорогов, столь эффектно раскидывающих воинов на поле брани. А что скажете о возможности путешествовать в царство мертвых, которое продемонстрировали короли Ваканды? Не пригодится ли эта технология, чтобы попросить совета у Говарда Старка или какого-то другого уже умершего героя? «Черная пантера» настолько сильно раздвинула границы комикс-вселенной, что «Мстители» могут оказаться всего лишь «экшен-приложением» к сольному фильму о Т’Чалле.
Впрочем, это мы выясним уже очень скоро. Пока же можно сказать, что «Черная пантера», конечно, не лучший фильм года и даже не главный фильм франшизы «Мстителей», но это самое значительное событие в Киновселенной Marvel со времен «Железного человека». Эта лента наполнена новыми смыслами и образами, она задает новый тон и новые стандарты, которых придется придерживаться, или популярность супергероев пойдет вниз. А мы к этому еще не готовы.