Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Против течения: Секретные материалы

Шестисерийный мини-сезон ушел в эфирные архивы следом за своим прародителем, а зрителям остается только спорить – была ли столь необходима эта «эксгумация»?

Добавить в закладки
Против течения: Секретные материалы

5. В глазах Духовны и Андерсон отчетливо читается скука.

Безусловно, без возвращения в команду двух главных персонажей новые «Секретные материалы» никогда не увидели бы свет. Однако было ли возвращение Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон таким уж желательным им самим? Обращение к первоисточникам – словам актеров и Криса Картера в интервью – ничего не даст, обычно здесь все отделываются общими словами: «Да, мы очень хотим вернуться», «Команда X-Files – одна большая семья», «Мы с удовольствием встретились вновь». Да и после выхода сериала на экран никто не заявит в открытую о том, что зря ввязался в эту авантюру. Поэтому нам приходится лишь по косвенным признакам судить о том, насколько комфортно актерам было на новом старом месте. И впечатления особенной радости от нового воссоединения мы не заметили. Отношения Малдера и Скалли, некогда едва ли не самые трепетные на телеэкране, сегодня напрочь лишились химии. Немногие сцены, в которых герои говорят не о делах и угрозах из космоса, провисают под тяжестью скуки на лицах актеров. Лица актеров вообще говорят о многом. Увы, ни Духовны, ни Андерсон не смогли по большому счету вырваться из плена своих самых известных персонажей. И если Джиллиан хотя бы на ТВ может похвастать разнообразием образов (тут и «Ганнибал», и «Крах», и «Война и мир»), то Дэвид почти все время после «Материалов» вальяжно провалялся у бассейна в «Блудливой Калифорнии». Что же двигало актерами, когда они ставили свою подпись под новым контрактом на «Секретные материалы»? Отчаяние? Желание еще раз глотнуть былой славы? Вырваться из трясины? Что бы это ни было, творческого начала здесь не заметно – Малдер и Скалли возвращаются не от хорошей жизни, а из-под палки шедевры не делаются.

Кадр из сериала "Секретные материалы"

4. Заигрывание с темой смерти.

Если приглядеться (впрочем, напрягаться особенно не придется), то шесть новых эпизодов плотно пропитаны духом смерти. Нет, конечно, и предыдущие серии шоу редко начинались с чего-то иного, нежели таинственно изуродованный труп, но согласитесь, в новых эпизодах присутствие символов конца земной жизни зашкаливающее. Так, добрую часть эпизода «Малдер и Скалли встречают двуликого монстра» герой Духовны проводит на кладбище, в «Снова дома» мать героини Джиллиан Андерсон останавливается на пороге смерти, а в «Вавилоне» Малдер совершает наркотический трип в чистилище, где томится впавший в кому террорист. И это не считая многочисленных трупов, окружающих преступления, расследуемые агентами ФБР. Пожалуй, от этих полунамеков можно было бы отмахнуться, если бы не прямые подсказки Картера и компании – в третьем эпизоде зрители видят надгробные плиты с именами Кима Мэннерса и Джека Харди. Первый, напомним, был режиссером полусотни эпизодов оригинального сериала, а второй выступал ассистентом Криса Картера на спин-оффе «Материалов» и в полнометражном «Хочу верить». Случайно ли авторы завели героев на кладбище, где покоятся их коллеги? Не намек ли это на то, что «пора привыкать к земле»? Спокойствие, окружающее погребенных, заманчиво, а с учетом того, в какой балаган превратились сюжеты и постановочные решения новых эпизодов, впору задуматься о том, что зрителям таким образам посылается скрытый сигнал: «Лучше умереть, чем продолжать».

Кадр из сериала "Секретные материалы"

3. Жанровое раздолбайство.

Считается, что «Секретные материалы» стали одним из первых сериалов, активно заигрывающих с фанатами в необычной форме – специальными сериями. Многие фанаты кроме общей линии бесконечной погони агентов за неуловимой «истиной» отмечают еще и специальные «рождественские», «хэллоуинские» и просто юмористические эпизоды. Действительно, «Материалы» умели позабавить неожиданным отходом от серьезности и откровенной самоиронией там, где другие шоу продолжали придерживаться чопорности. Однако подобные «подарки» уместны, когда в сезоне у вас два десятка эпизодов, но не в случае с небольшой порцией. Между тем создатели нового мини-сезона посчитали уместным из каждой серии сделать этакую «пасхалку», что в итоге выглядит не приветом заскучавшим в ожидании возвращения зрителям, а прощальным маршем. Мол, смотрите, какими классными мы были… Обрамляющие сезон первый и последний эпизоды – так называемые канонические серии, в которых Малдер и Скалли последовательно раскрывают заговор инопланетян. Вторая серия – традиционная история о безумных докторах, ставящих эксперименты на детях, чьи способности выбиваются из общего ряда. Третий эпизод – абсурдистский, ставящий под сомнение все подозрения героев в существование сверхъестественного, такими раньше Картер выпускал лишний «пар». Четвертая серия – мистическая, с предсказуемо неразрешимым финалом. И, наконец, пятый эпизод – любимая создателями тема пограничного состояния между жизнью и смертью, сдобренная желанием выглядеть актуальными. Добавьте к этому камео «Одиноких стрелков», ни к чему не принуждающее минутное появление Скиннера и бестолковое использование Курильщика – полный набор! Получился этакий вернисаж, выставка достижений. Любой из эпизодов нового сезона не может соперничать с лучшими сериями оригинала, но в качестве «мемориальной доски» вполне годится. Если за этим сезоном ничего не последует, то шесть эпизодов превратятся в отличную эпитафию.

Кадр из сериала "Секретные материалы"

2. Появление дублеров.

Ничто не может так сильно встревожить фанатов, как введение новых персонажей, явно претендующих на первенство в сюжете. «Секретные материалы» нового образца даже не пытаются скрыть своего желания расстаться с Малдером и Скалли – сразу в двух сериях активное участие принимают агенты Эйнштейн и Миллер, молодые копии главных героев. И это самый серьезный звоночек. Не нам вам напоминать о том, что Картер однажды (да что там, не однажды) уже отсекал Духовны и Андерсон от «Материалов», и к чему это приводило, мы все прекрасно помним. Появление Миллера и Эйнштейн не просто неслучайно, это вполне очевидная заявка на то, что скоро Малдер и Скалли отправятся на покой в худшем случае или на операционные столы к пришельцам в лучшем. Готовы ли вы распрощаться с теми, ради кого, собственно, и затевался камбэк-ребут «Секретных материалов»? Променять солидных Духовны и Андерсон на явно не дотягивающих даже до среднего уровня Робби Амелла из «Простушки» и Лорен Эмброуз, примелькавшуюся, но не запомнившуюся. С этим арсеналом идти на правительство, вступившее в заговор против человечества на стороне инопланетян? Да не смешите! Если создателям шоу хотелось представить новичков как пародию на молодых Фокса и Дану, то это можно было бы понять – так и выглядело участие новых персонажей в эпизоде «Вавилон»: Эйнштейн – этакая скептически настроенная Скалли, а Миллер – раскрытый для самых невероятных теорий молодой Фокс Малдер. Вы пошутили, мы посмеялись. Но финальный эпизод все расставил на свои места – новых героев активно связывают со старыми, буквально кровью. А это может означать только одно – Скалли и Малдеру готовят замену, и если это не случится не в ближайших новых сериях, то как минимум будет висеть над шоу дамокловым мечом. Впрочем, эта же угроза может служить и оправданием в отсутствии продолжения – мол, вы же не хотели бы, чтобы «Материалы» продолжились с новыми агентами?

Кадр из сериала "Секретные материалы"

1. Открытый финал.

Здесь можно поспорить. Многим открытый финал шестого эпизода показался отличным заделом на будущее, однако чересчур распалять фантазию не стоит, слишком многое говорит о том, что продолжить впечатляющую сцену на мосту просто нечем. Начнем с антуража. Заметили, насколько слабо снята сцена паники в Вашингтоне? Даже куда более бюджетные шоу могут раскошелиться на грандиозные баталии и обширную массовку. С чем тогда связана экономия авторов «Материалов»? Уж не с тем ли, что у сюжета нет продолжения? К тому же ведет и линия с эпидемией – слишком много погибших, слишком большое потрясение для человечества, слишком велики потери, слишком тяжело состояние героев. Вместо завязки на будущий сезон и продолжение зловещей темы уничтожения человечества виден тупик, в котором следующие шаги просто некуда делать. В последнем кадре сезона персонажи не просто на краю пропасти, они кубарем летят вниз, и никаких шансов на спасение нет. Как ни странно, но это лучшая возможность для завершения не самого удачного начинания. В случае относительного успеха «подвешенный» финал оставляет фанатам возможность мечтать о продолжении, надеяться на спин-оффы и заливать бездны Интернета фанфиками. В случае рейтингового провала подобная концовка будет куда лучшим финалом, чем нелепые попытки увязать вместе все накопленные хвосты, как это было в «Остаться в живых», «Декстере» или «Как я встретил вашу маму». Лети на свет, Скалли. Хуже уже не будет.

Кадр из сериала "Секретные материалы"

Таким образом, сразу по нескольким причинам можно сделать вывод о том, что даже сами авторы десятого сезона «Секретных материалов» не особенно представляют, возможна ли новая жизнь сериала. Свежих идей нет, кирпичи воспоминаний о лучших временах тянут на дно, зависимость от актеров слишком сильно давит на сюжет и бюджет. Вот и получились из новых серий пышные похороны, а не долгожданная «встреча выпускников», впрочем, скорее всего, это и к лучшему. «Материалы» навсегда останутся в сердцах поклонников старым добрым шоу, которому в новом веке места нет.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?