Хуан Антонио Байона возвращается к жанру фильма-катастрофы с пересказом истории о том, как в 1972 году почти 30 человек на два месяца застряли без еды и тепла в снежном плену на границе Аргентины и Чили.
В октябре 1972 года из Уругвая в Чили через Анды летел самолёт. На борту были члены экипажа, уругвайская регбийная команда и несколько друзей и родственников спортсменов, всего 45 человек. На подлёте к Сантьяго, столице Чили, воздушное судно попало в циклон и разбилось. Чудом 28 пассажиров уцелели. Но самое страшное для них только началось – ни источников тепла, ни минимальной медицинской помощи у выживших не было. С ограниченными припасами, постепенно теряя человеческий облик и поедая погибших товарищей, в ожидании спасателей они провели в заснеженных горах почти два месяца.
«Общество снега» Хуана Антонио Байона – не первая экранизация известной катастрофы. Уже были фильм с Итаном Хоуком в главной роли («Живые» Фрэнка Маршалла) и пусть лишь по мотивам, но всё же близкий по материалу сериал «Шершни». Полотно Байона от них отличается в первую очередь степенью вовлечённости автора в произошедшее, желанием создать, с одной стороны, как можно более достоверное, а с другой стороны, всё-таки захватывающее кино. Съёмки проходили в том числе и на месте крушения самолёта, режиссёр подробно обсуждал сценарий с дожившими до наших дней участниками событий. Один из них, Карлитос Родригез, даже сыграл эпизодическую роль собственного отца.
Идея снять фильм о «Чуде в Андах» пришла к Байона в 2012 году, во время работы над картиной «Невозможное» – тоже о катастрофе, но курортной. С тех пор испанский режиссёр попробовал силы и на телевидении («Страшные сказки», «Властелин колец»), и в крупнобюджетном студийном кино («Мир Юрского периода 2»), успел вернуться к авторским проектам («Голос монстра»). «Общество снега» идеально укладывается в режиссёрскую траекторию хождения по кругу, в каком-то смысле новая картина – повторение «Невозможного», но уже с фокусировкой на группе людей, а не на отдельных героях.
Уцелевшие провели в горах 72 дня, больше двух месяцев. Фильм, хотя и представляет собой лишь хронику выживания, не раз и не два устами персонажей проговаривает: «Извне происходившее в эти дни невозможно ни почувствовать, ни понять». Хотя и муки замерзания без малейшей надежды на обогрев, и постепенный переход к каннибализму показаны без обиняков, «Общество снега» осознанно остаётся лишь иллюстрацией, предмет же иллюстрирования по-прежнему ослепителен и непознаваем. И всё же поверхностность «Общества» не удаётся записать в минусы, кажется, что так и было задумано, блестящая картинка не пытается притвориться драгоценной россыпью – это всего лишь снег, зато какой белый.
Солидный почти двух с половиной часовой хронометраж кажется полностью оправданным. В ленте уместился и пролог со сборами в Монтевидео, и грамотная, не скомканная концовка, где пострадавших не бросают в руках спасателей, а с тревогой провожают взглядом. Сочувственная интонация пронизывает всю картину, о везении (выжили же!) могут говорить лишь сами герои, для автора же, как и для зрителей, они однозначно жертвы череды несчастных случаев.
Образцовый фильм-катастрофа, «Общество снега» рисует картину потрясающей собранности в экстремальных обстоятельствах, где героизм отдельных личностей не имеет значения, а важна лишь дисциплина. Конечно, каждая жизнь бесценна, а любая смерть – трагедия, но зависит и то и другое почти всегда лишь от общих усилий, а не от единичных подвигов. Избегая захода на территории исследования психологических травм или документальной передачи быта, Байона снял зрелищное кино о ценности командной работы, только через которую и можно спасти индивидуальность. Вполне вероятно, что это далеко не всегда так работает, но в условиях непосредственной угрозы жизни и в окружении почти 30 друзей надеяться исключительно на себя или на кого-либо одного другого и правда кажется невозможным.