Увлекательный и многослойный сон Романа Михайлова о советском кино и связи времен.
После окончания театральной академии Света (Мария Мацель) вместе с подружкой Леной (Анна Завтур) ходит на бесконечные пробы и играет во второсортных криминальных сериалах. Внезапно поступает заманчивое предложение сняться в индийском фильме. Свету не смущает поездка в кузове фуры вместе с другими девушками, а вот Лена отказывается от авантюры. Съёмки фильма проходят где-то под Петрозаводском, режиссёр действительно из Болливуда, продюсер — француз. На площадке творится настоящий хаос, артисты куда-то пропадают, никто толком не понимает, что происходит и о чём будет кино. Потехи ради по ночам скучающие актёры и другие члены группы смотрят советские фильмы, а потом разыгрывают сцены из них.
Менее чем за два года режиссёр Роман Михайлов снял уже четыре фильма: до «Отпуска в октябре» были «Сказка для старых», «Снег, сестра и росомаха» и «Наследие». Пятая картина — «Поедем с тобой в Макао» — находится на постпродакшене и доберётся до зрителей в 2024 году. Автор уже успел стать культовым, одним из самородков российского кино последнего времени. Вокруг постановщика сложилась команда единомышленников, которые едва ли работают ради денег. С каждым новым фильмом к Михайлову примыкают новые актёры. В «Отпуске в октябре» в маленькой, но очаровательной роли появляется Юра Борисов. Также в кадре заметны рэперы Андрей Замай и Андрей Бледный из «25/17» и даже оператор Сергей Астахов, работавший на всех ранних фильмах Алексея Балабанова. «Отпуск в октябре» частично снят на ту же камеру, что и балабановская «Война», о чём с гордостью любит говорить Михайлов. Работа над картиной действительно проходила в Петрозаводске, где создавался и «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова, к которому очевидно отсылает название картины Михайлова.
У Михайлова Петрозаводск вечно окружён туманом или дымкой. К актёрам то и дело пристают местные жители, желающие попасть в кино. Никогда толком не знаешь, кто в следующий раз появится из-за угла. Света перманентно чувствует себя неуютно, не понимая, не пригрезилось ли это всё. Коллегам по площадке актриса рассказывает, что порой видит сны во сне и никак не может пробудиться. У любого в таких обстоятельствах закружится голова.
Закулисье болливудского фильма напоминает рождение на свет масштабного проекта «Дау». Актёры приходят и уходят, на площадке творится производственный хаос, внятного сценария никто не видел. Режиссёр из Индии по совету астролога в какие-то дни вовсе отказывается работать.
«Отпуск в октябре» намеренно устроен так, что предлагает несколько вариантов интерпретации. То ли это действительно сон Светы, то ли актёры таинственным образом попали в напоминающее чистилище место, то ли в Карелии истончилась ткань времени и соединились советская эпоха и наши дни.
«Отпуску в октябре» никак не избежать сравнений с фильмами Дэвида Линча. Обилие красного цвета и бархатные занавески заставляют вспомнить «Твин Пикс», проникновенное выступление Светы с песней «Чудо» на стихи Константина Бальмонта — концертный номер в клубе Silencio из «Малхолланд Драйв», сюжет об актрисе на необычных съёмках продолжает «Внутреннюю империю». Михайлов только отмахивается и уверяет, что уважает творчество Линча, но не более того, не может же американский автор приватизировать красный цвет и занавески. Режиссёр «Сказки для старых» и «Наследия» и прежде снимал сновидческое кино, но в «Отпуске в октябре» грань между грёзой и явью принципиально неразличима.
Помимо «Отпуска в сентябре» в свободное от съёмок время в Петрозаводске разыгрываются сцены из «Осеннего марафона» и чуть менее узнаваемых советских драм. Актёры намеренно выбирают самые проходные эпизоды — разговоры о повышении, отчётах, премировании и возможной поездке в Ялту, пытаясь отыскать среди бытовых эпизодов подлинную жизнь. Конечно, «Отпуск в октябре» можно воспринимать как признание в любви советскому кино, но также это фильм о неуловимой связи времён. В петрозаводской гостинице, где оказывается фактически взаперти съёмочная группа, на стенах висят ковры, столикам и стульям несколько десятков лет — прошлое никуда не ушло, а интегрировалось в настоящее. Многие зрители вспомнят ощущения от посещения квартир бабушек, в которых тоже переплетается несколько эпох.
Другая важная тема фильма — природа кино. Артисты примеряют всё новые роли, становясь на несколько дней другими людьми, проживая чужие жизни. Света окунается в бесконечный водоворот, ведь, разыгрывая сцены из советских фильмов, можно совершить путешествие во времени и пространстве. Это ли не магия кино?
«Отпуск в октябре» скрывает множество пасхалок из литературы, философии, живописи и завиральных конспирологических теорий, так что картину можно пересматривать бесконечно и всегда находить что-то новое. Любители хитрых головоломок точно не останутся разочарованы. «Отпуск в октябре» — пожалуй, самый зрелый, масштабный и виртуозно придуманный фильм Михайлова. Мало какой российский автор заслуживает сравнений с Линчем без улыбки на лице. Это кино, в котором растворяешься, не желая искать выход в знакомую реальность.