Лучшая подруга, которой у нас не было в 13 лет.
Энола Холмс повторяет судьбу всеми обожаемого старшего брата — и дело не только в расследованиях, шифрах или работе под прикрытием (но и в детективных примочках, конечно, тоже). Как когда-то герой сэра Артура Конан Дойла зажил собственной жизнью за пределами юрисдикции автора, так и серия книг Нэнси Спрингер стала лишь отправной точкой для детища Netflix. Первый фильм бежал стремглав к титрам, но все время оглядывался на первоисточник («Энола Холмс и маркиз в мышеловке»), продолжение освободилось от литературных предписаний, а взамен предлагает вспомнить о том, что действительно творилось в Лондоне конца XIX века.
Энола Холмс (Милли Бобби Браун) наконец получает первое самостоятельное дело: частной сыщице предстоит разыскать сестру девочки (Серрана Сю-Линг Блисс) со спичечной фабрики. Сара Чапмен повздорила с начальством и унеслась подальше от производства, получив вслед обвинения в краже. Как это и бывает в викторианских декорациях, пропажа маленького человека оборачивается большим заговором: Энола тоскует по маме (Хелена Бонэм Картер), налаживает родственную и профессиональную связь с Шерлоком (Генри Кавилл), разбирается в симпатиях к лорду Тьюксберри (Луис Патридж) и спасает тех, кого может спасти.
Главный парадокс фильмов об Эноле Холмс — то, насколько приключения одновременно получаются старомодными по форме и прогрессивными по идеям. Обе ленты — комфортное подростковое кино в лучших традициях 90-х и 00-х с практически полным отсутствие амбивалентных персонажей: злодеи поступают плохо (в этот раз на роль мерзавца-суперинтенданта пригласили Дэвида Тьюлиса), добряки страдают, но дают отпор, а время между занято танцами, погонями, слежкой и безобидными шутками. Лондон XIX века — огромная игровая площадка для всякого героического хулиганства, которое все два часа не прекращается ни на минуту. Милли Бобби Браун в пышных юбках ловко взбирается по трубопроводу на крышу, убегает от констеблей (а при необходимости может и врезать служителям закона), с энтузиазмом, но без усердия учится вальсировать и кокетливо обращается к зрителям, ломая четвертую стену. Общение на ты — эквивалент дружбы, для которой экран не препятствие: кто, как не Милли, ролевая модель для девочек 12-14 лет сегодня?
С функцией азбуки феминизма для начинающих «Энола Холмс» справляется легко, играючи, но в то же время бескомпромиссно. Не стоит сомневаться, фильм доведет до иступленного бешенства консервативных зрителей и слепым кастингом, и вольностью во взаимоотношениях с наследием Конан Дойла, и демонстрацией женской силы (не только идейной, но и физической), но едва ли аудиторию 35+ можно назвать целевой для проекта. Энола Холмс — старшая подружка для школьниц, у которой все получается, пусть многого барышня и не умеет: сыщица метко стреляет из лука и бесстрашно боксирует, но танцы на балу, узкий корсет и светские беседы вызывают практически непреодолимые трудности. Неудачи на светском рауте не преподносятся как пренебрежение этикетом и пробелы в женственности — Энолу воспитывала совсем другая мама, и в этом нет беды. Миссис Холмс вновь появится, и вновь ненадолго, но нежности в связи дочки и матери хватит на весь хронометраж — маленькая магия Картер и Браун. Подробнее фильм останавливается на братско-сестринских отношениях: Шерлок — не могучий детектив, а скорее идеальный старший наставник, о котором только можно мечтать в 14 лет. Дуэт Генри Кавилла и Милли Бобби, с одной стороны, выглядит нелепо, с другой – очарователен в неуклюжей дисгармонии. А вот Майкрофт в продолжение не вернулся: Сэм Клафин — единственный из каста первого фильма, кто ушел в тень, но, возможно, ненадолго: новое продолжение викторианских расследований пусть еще не анонсировано, но предопределено.
Можно лишь искренне порадоваться за то, что у Netflix получилось создать нишевую франшизу, а у девочек появилась любимая сыщица. Режиссер и продюсер прорывной «Дряни» Гарри Брэдбир, поработав с Фиби Уоллер-Бридж, нашел верный ключ и для разговора с младшим поколением, которое, конечно вырастет лучше, чем мы. Бешеный темп, параллельный монтаж, озорные флешбэки и вечный цирк с переодеванием — Энола, как и ее ровесницы, совершенно не может усидеть на месте, но уже начала неотвратимо взрослеть. Завершает фильм урок истории и буквальная иллюстрация того, как один маленький шаг (не на Луне, а на производстве) чуть-чуть изменил мир в 1888 году. «Энола Холмс 2» — лента беззастенчиво прямолинейная и кристально понятная, но, пожалуй, именно такой феминистская сказка для девочек и должна быть. Немного неряшливой, запыхавшейся, сентиментальной и романтичной (сложно представить, сколько фанфиков о Тьюксберри уже написано и сколько еще будет): Энола – фантазерка и в ярких красках придумывает мир, которого не было, но в который очень хочется верить.