Предсказуемый телевизионный сериал из цикла «Жизнь замечательных людей».
Фаина Фельдман (Мариэтта Цигаль-Полищук) родилась в 1896 году в Таганроге в зажиточной еврейской семье и с ранних лет мечтала о карьере в театре. Высокая, нескладная и заикающаяся девушка восхищалась артистом Василием Ивановичем Качаловым (Александр Домогаров) и не видела себя в браке с будущим доктором Мулей (Евгений Буслаков), как хотел её отец Гирша (Семён Стругачёв). Фаина сбегает в Москву с чемоданчиком одежды и небольшой суммой денег. На пробах будущая актриса знакомится с Зиной (Ольга Ванькова), которая готова свести подругу с вращающейся в творческих кругах балериной Большого театра Катей (Эмилия Спивак). Пробивная Фаина не нуждается ни в какой помощи, берёт запоминающийся псевдоним и уезжает в Керчь, где начинает карьеру.
Актрису на главную роль искали несколько месяцев. В итоге образ Раневской воплотила Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь актрисы Любови Полищук и правнучка писательницы Мариэтты Шагинян. Артистка прекрасно справилась со сложной задачей и солирует в проекте. Цигаль-Полищук не только внешне похожа на Фаину Георгиевну, но и интонационно повторяет манеру речи советской артистки. Задолго до проб актриса прочитала биографические книги о Раневской и смотрела эпизоды с участием Фаины Георгиевны в фильмах разных лет. Цигаль-Полищук не без успеха воспроизводит манеру актёрской игры столетней давности, которая сегодня выглядит чересчур серьёзной, искусственной и даже пафосной. Можно, конечно, сказать, что речь о работе на грани копирования, превращения в двойника персонажа, но многие биографические сериалы идут по простому пути имитации жизни заглавного героя. Обычно отечественные телевизионные проекты, чтобы не путать зрителей, даже называются по имени замечательного человека, о котором пойдёт рассказ.
Зрители знакомятся с Фаиной Фельдман в 1915 году. До двух революций пара лет, но сериал к историческим событиям относится как к важному фону, не более того. Когда Фаина уже уехала в Москву, в Таганроге начинаются еврейские погромы, а семья актрисы подумывает об отъезде из Российской империи. О давно минувшей эпохе возвещают не только титры, но и характерные вставки словно бы из немого чёрно-белого кино с потрескавшейся плёнкой. Появляются фрагменты с монохромным изображением в случайном порядке, непредсказуемо.
Первые серии рассказывают классическую историю преодоления трудностей на пути к славе. В Фаину не верят ни родители, ни большинство театральных педагогов, ни режиссёры. Актриса не вписывается ни в одно известное амплуа, выбивается из привычных рамок. Сильно позднее выяснится, что Раневская — уникальный талант, пока же от инаковости одни только беды. Уже в молодости Фаина Георгиевна отличалась остроумием и дерзкими ответами на любые выпады. Юная актриса уверенно идёт к исполнению мечты и старается не замечать многочисленных препятствий в виде бесконечных отказов и насмешек коллег.
С одной стороны, авторы ставят перед собой амбициозную задачу. Раневская давно достойна отдельного биографического произведения, но никто за насыщенную судьбу артистки взяться не решался. С другой — сериал идет по проторенной дорожке телевизионных байопиков. Если долгое время бал правили монархи, то сейчас в моду входят творческие личности XX века. В 2021 году на экраны вышел «Вертинский», а практически в одно время с «Раневской» зрители увидят «Шаляпина».
Из стерильного проекта Дмитрия Петруня вычищены любые острые или способные вызывать общественно-политические дискуссии моменты. Это сериал о конкретном человеке, забудьте контекст: в страданиях, разочарованиях и неожиданных жизненных испытаниях Фаины Георгиевны стоит винить судьбу, рок, а не большевиков или царя.
«Раневская», как и многие схожие российские сериалы телевизионного формата, придерживается проверенного годами рецепта, к которому привыкла широкая аудитория. Создатели словно бы боятся подступиться к великой актрисе и позволить себе какие-либо вольности в трактовке биографии Фаины Георгиевны, а потому получается сухо и энциклопедически. Можно даже сказать, что в отечественных многосерийных биографических проектах сложился канон повествования. Центральное место в неторопливом повествовании уделено заглавной героине, второстепенные персонажи появляются, исчезают и в одно мгновение забываются. В круговороте личностей и не выдающихся актёров легко запутаться. Впрочем, разглядеть живых людей невозможно, выпуклый и запоминающийся образ создан только у Раневской. И за счёт обаяния и смелости Цигаль-Полищук за путём актрисы интересно наблюдать.
Фаина Георгиевна запомнилась крылатыми фразами и яркими вторыми или даже эпизодическими ролями. Но, конечно, аудитория знала лишь артистку на сцене. Пока публика смеялась, личная жизнь Раневской больше походила на трагедию. И если в театре актриса реализовалась, то в кино больших ролей не было. Биографический сериал восстанавливает справедливость и отдаёт должное талантливейшей артистке. Но бенефис получается слишком стандартным для самобытной Раневской.