Сложно в это поверить, но когда все уже, казалось бы, распрощались с Бренданом Фрейзером и поставили крест не только на его творческих амбициях, но и на нем самом, артист собрался и восстал из пепла. Сегодня его имя у всех на слуху, фанаты говорят о своем обожании в социальных сетях, в этом году уже вышел фильм Стивена Содерберга, где Фрейзер сыграл пусть и эпизодическую, но заметную роль, а впереди сотрудничество с Мартином Скорсезе и Дарреном Аранофски. Очень надеемся, что перезагрузка карьеры любимого артиста 90-х и начала нулевых удастся, а пока вспоминаем его главные роли и расставляем их от худшей к лучшей.
Брендан Фрейзер создал на экране множество образов и амплуа. Один из них — герой семейного кино и кумир детей. Актер много лет успешно и не очень играл комичных персонажей, будто бы вышедших из мультфильмов или комиксов. Но «Месть пушистых» по праву можно назвать худшей его картиной. Фрейзеру физически тяжело играть в этом плохо анимированном балагане, сюжет которого не просто схематичен, но полностью дублирует мультфильм «Лесная братва». Как актер ни старается придать этой бессвязной картине жизни — ничего не выходит. Смотреть «Месть пушистых» физически больно. Казалось, что после череды таких неудач Фрейзеру карьеру уже не спасти.
Вторая часть «Мумии» — «Мумия возвращается» — злоупотребляла спецэффектами и компьютерной графикой. Режиссер Стивен Соммерс изо всех сил пытался сделать сиквел больше и масштабнее оригинала — на поле боя вышел даже Дуэйн Джонсон в облике Царя Скорпионов. И все же смотрелась она не так плохо, как совершенно невыносимый триквел под заглавием «Гробница императора драконов». Фрейзеру третий фильм самой известной его франшизы был очень нужен в тот момент — карьера его уже давала трещину. Картина получилась предельно глупой, копирующей все лучшее, что уже было в предыдущих частях, и потому страшно вторичной и скучной. Фрейзер и известные азиатские артисты — Джет Ли и Мишель Йео — стараются, но быстро пропадают в бесформенной CGI-каше.
В фильмографии режиссера и сценариста Гарольда Рамиса («День сурка») комедия «Ослепленный желаниями» — ремейк одноименной британской классики Питера Кука — вряд ли войдет в пятерку лучших. Однако у картины есть свой шарм и несколько отличных, уморительных сцен. Фрейзер вновь натягивает на себя образ наивного простачка и составляет прекрасную пару роскошной Элизабет Херли. К сожалению, за исключением пары шуток и в целом забавной сюжетной завязки, «Ослепленному желаниями» почти нечем похвастаться — сценарий сильно проседает, и потенциально бодрая комедия способна быстро наскучить однообразием.
Пожалуй, самый известный и наиболее удачный ромком с участием Фрейзера. Вышедший на пике его карьеры «Взрыв из прошлого» идеально подходит для одного из любимых амплуа Фрейзера — доброго и наивного парня, который как будто свалился с луны. Эта нездешность актера отражается и в сюжете — он играет юношу, родившегося в 1962 году, но прожившего всю жизнь в бункере. Выйдя на поверхность, он сталкивается с нравами современной Америки, которые заметно подпортились за десятилетия, но все же он встречает свою любовь — Еву (ее сыграла Алисия Сильверстоун). «Взрыв из прошлого» — очень милое и консервативное кино с удачными актерскими работами (как хорош Кристофер Уокен в роли отца!). Правда, шутки довольно быстро устарели и вряд ли кого-то насмешат.
Первая главная роль Брендана Фрейзера, которая наглядно показывает широту его актерских способностей. В этой школьной драме он играет еврейского мальчика из бедной семьи, поступившего благодаря своему недюжинному таланту и интеллекту в престижную школу. Здесь его начинают жестоко травить, Дэвид Грин не вписывается в общество ни по социальному, ни по национальному признаку. В «Школьных узах» вместе с Фрейзером сыграли молодые Бен Аффлек и Мэтт Деймон. И хотя картина смотрится уж слишком прямолинейно и назидательно, «Школьные узы» неплохо преуспевают в иллюстрации американских 1950-х и стали большим прорывом для будущих звезд.
В этой остроумной пародии на «Тарзана» Брендан Фрейзер сыграл одну из своих самых известных ролей. Его Джордж — полная противоположность героическому дитяти джунглей, один взгляд на этого полуголого дикаря с искривленным улыбкой лицом вызывает смех. Экранизация одноименного мультфильма «Джордж из джунглей» получилась очень детской и искренней, и хотя в юморе здесь есть перегибы и странности, а новое поколение вряд ли поймет весь былой шарм этого фильма, все же он и по сей день остается в сердцах тех, кто вырос на нем. И вряд ли кто-то будет спорить, что Фрейзер здесь был на пике своих комедийных возможностей.
Человечеству необходимо признать тот факт, что «Луни Тюнз: Снова в деле» гораздо лучше «Космического джема» (не говоря уж о его недавнем сиквеле). Режиссер «Гремлинов» Джо Данте нашел отличное применение каждому культовому мультперсонажу, сохранив их уникальную индивидуальность. И, что самое главное, сделал так, что настоящие актеры выступают с ними наравне. В «Луни Тюнз: Снова в деле» довольно дурацкий сюжет, но гэги получились отличные, и Стив Мартин с Тимоти Далтоном на своих местах. В фильмографии же Фрейзера это, безусловно, лучший семейный фильм.
Малоизвестный и довольно нетипичный фильм Фрейзера. Здесь он играет рефлексирующего и романтичного художника, который видит странный, чарующий сон. Следуя ему, Флетчер отправляется в Лос-Анджелес, где встречает девушку Розалин — ту самую, из его сна. Однако она холодна к нему и отвергает художника, и, как оказалось, неслучайно. «Последнее дыхание» — красивая история любви, в которой природная неловкость Фрейзера, его нежность и ранимость прекрасно работают и вызывают сочувствие.
Подлинным «камбэком» Брендана Фрейзера можно назвать неожиданное его появление в сериале Дэнни Бойла «Траст». Актер внешне очень изменился со времен «Мумии», но новый облик придал ему как будто больше харизмы — он приковывает зрительское внимание моментально. Теперь у Фрейзера в планах участие в новых картинах Скорсезе и Аронофски, а недавно он сыграл у Стивена Содерберга в его неонуаре «Без резких движений». Хотя у актера здесь не такая уж большая роль — на первом плане блещут Бенисио дель Торо и Дон Чидл, — этот ковбой в широкой шляпе отлично вписывается в криминальный мир грязного города.
Мрачная драма, посвященная темам ксенофобии и некоммуникабельности, неожиданно для многих взяла статуэтку «Оскар» в категории «лучший фильм» в 2005 году. В картине Пола Хаггиса, по структуре напоминающей содерберговский «Траффик», Фрейзер играет на втором плане, но роль у него весьма запоминающаяся. Рик — прокурор, который однажды ночью вместе с женой оказывается жертвой нападения двух дорожных бандитов-афроамериканцев. Фрейзер мастерски иллюстрирует моральную дилемму своего персонажа, который сталкивается с расизмом в среде белых полицейских, и его сюжетная линия одна из наиболее интересных в «Столкновении».
Действие экранизации романа Грэма Грина разворачивается в Сайгоне в годы Индокитайской войны. «Тихий американец» исследует сложную тему невмешательства в политические события человека со стороны, из другой страны. В то время как Майкл Кейн, сыгравший главную роль, предстает здесь благородным и вдумчивым, у Фрейзера актерская задача совсем другая. Его герой амбивалентен, он сторонник вмешательства США в дела Вьетнама, и в то же время он романтик: именно любовь к вьетнамской девушке губит его в финале. В «Тихом американце» Фрейзер сыграл одну из лучших своих ролей, его персонаж сложный, но самый важный в сюжете фильма, поскольку во многом отражает смятение протагониста, задает ему самые неудобные вопросы.
Если «Мумия» стала самой главной киноролью Фрейзера, то «Боги и монстры» однозначно можно назвать его лучшим фильмом. Байопик Билла Кондона о последних днях режиссера Джеймса Уэйла, снявшего классического «Франкенштейна», полон красочных сцен и отсылок к старому кино (в чем-то тут чувствуется парафраз «Бульвара Сансет»), картина балансирует на грани между правдой и вымыслом. Иэн МакКелен блестяще сыграл одержимого старца, рассматривающего свою жизнь, как кинопленку. Фрэйзер в «Боги и монстры» не пропадает в тени великого актера, а составляет ему удачную пару в образе садовника со сложным прошлым, который оказывается под влиянием кинематографиста на пенсии.
При одном упоминании Брендана Фрейзера в памяти прежде всего всплывает «Мумия» — именно этот фильм сделал его звездой мирового масштаба. Режиссер Стивен Соммерс поставил очень удачный ремейк классического хоррора Universal с Борисом Карлоффом. Ему удалось скрестить романтические мотивы оригинала (роковая любовь, переживающая столетия) с эстетикой блокбастеров 1990-х и приключениями в духе «Индианы Джонса». И спустя двадцать лет первая часть трилогии смотрится неплохо — здесь есть отличный юмор, устаревшие, но аутентичные спецэффекты, внушительный злодей (Арнольд Вослу) и, конечно, Фрейзер — ранимый герой с большим сердцем, вставший на пути проклятого фараона.