Сегодня отмечает день рождения Кейт Уинслет — одна из главных актрис своего поколения. По большому счёту любой эпитет применим к её фигуре: великая, сильная, неповторимая, органичная и ещё множество штампов, которые спасают критиков, застывших перед непоколебимым талантом. Но в первую очередь героинь Уинслет роднит то, что они… понятные. Артистка работает над любым образом в карьере так, что её экранные воплощения не нуждаются в дополнительных постскриптумах и пространных объяснениях мотивации — всё уже сказано на экране. С трудом, но мы всё же постарались отобрать главные роли в карьере Уинслет и ранжировать их от худшей к лучшей — ещё бы, плохих в фильмографии Кейт просто нет (и не может быть).
Пелена Атлантического океана накрыла волной первый большой успех Уинслет: ещё до «Титаника» актриса сыграла в экранизации романа Джейн Остин и получила номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана. Одним из секретов успеха картины стало то, что текст Остин адаптировала Эмма Томпсон — её работа с первоисточником была отмечена академиками. Томпсон и Уинслет сыграли двух сестёр, одной из которых руководит разум, а другой, как несложно догадаться, чувствительность. Помимо того что Уинслет очень к лицу кружева, кудри и чепчики, здесь она появляется в непривычном для себя амплуа непоседливый кокетки, готовой самозабвенно влюбиться в первого встречного (особенно если он городской повеса). Экранизация классики английской литературы дорога не только акцентами, расставленными Томпсон в тексте, но и артистами, которые появляются в фильме: помимо Кейт и Эммы в картине снялись Хью Грант, Алан Рикман, Имелда Стонтон и даже Хью Лори.
Удивительно, но в фильмографии Кейт довольно редко, а вернее, почти не встречаются биографические роли: всё больше персонажи, которых мы бы хотели видеть и за пределами экрана. Исключением стала Айрис Мёрдок: Уинслет примерила на себя образ английской писательницы и философа. В то время как Джуди Денч достались последние годы жизни и борьба на поражение с болезнью Альцгеймера, Кейт взяла на себя главу «Как закалялась Айрис». Молодая преподавательница резво разъезжает по университетскому городку на велосипеде, пишет романы и влюбляется в своего будущего мужа (на его мемуарах картина и основана). И снова (как и в «Титанике») последовала двойная номинация на «Оскар» — для актрис, сыгравших героиню в разных возрастах. Работу Кейт Уинслет здесь можно охарактеризовать под стать прототипу — стараниями отличницы, но меньшего от неё и не ждёшь.
Журналистка Айрис далеко не худшая роль в карьере Уинслет, но, пожалуй, самая незатейливая, хотя от этого не перестаёт быть любимой многими. Устав от неразделённой любви и утомительной работы, она решает во время рождественских каникул променять заснеженные холмы Туманного Альбиона на бассейны Калифорнии, переехав в дом трудоголички Аманды (Кэмерон Диас). «Отпуск по обмену» — классическая новогодняя романтическая комедия со всеми вытекающими, этот фильм может раздражать одних патокой счастливого финала и быть обожаемым другими (по тем же причинам). Справедливым будет отметить магию необычного экранного дуэта Кейт Уинслет и Джека Блэка — такое партнёрство сложно было представить, пока оно не случилось.
Ещё одну номинацию на премию «Оскар» Кейт получила за роль Сары Пирс в экранизации романа Тома Перротты. Кажется, именно с Сары началась череда разочарованных жён и матерей в фильмографии Кейт. Миссис Пирс крутит роман с молодым отцом (которого прочие мамочки на детской площадке прозвали Королём выпускного) и читает «Мадам Бовари». Тоска от жизни в пригороде и несчастливого брака толкает женщину на поиски хоть какой-то радости, которую она находит в новом чувстве. Излишне литературная картина медлительно и неспешно разбирается в человеческой природе: одиночество, неприязнь и нелюбовь. Пару на экране Кейт составил Патрик Уилсон — ещё один неожиданный, но очень эффектный и чувственный кинодуэт.
В камере смертников оказался Дэвид Гейл — всеми любимый профессор и активный защитник своих жизненных принципов. Он обвиняется в убийстве активистки, которого, как утверждает сам, не совершал. Перед казнью к нему наведывается журналистка Битси Блум (как раз Кейт Уинслет) и быстро понимает, что простого материала не выйдет: в деле слишком много недосказанностей, и лучше бы самой расследовать все его обстоятельства. «Жизнь Дэвида Гейла» — один из тех удивительных фильмов, мнение о котором строго разделилось между критиками и зрителями: первые его возненавидели, вторые же полюбили. Он действительно наивный и слишком очевидно давящий на болевые точки смотрящего, и роль у Уинслет соответствующая — хорошая, понятно, но уж очень простая, особенно на фоне других её работ.
Камерный фильм-спектакль Романа Полански в первую очередь взывает к актёрскому ремеслу, а не к акробатике самой постановки. В основу сценария легла пьеса Ясмины Реза «Бог резни»: две пары встречаются, чтобы урегулировать конфликт детей-школьников, которые подрались на площадке. Цивилизованный разговор, подогретый бутылкой виски, быстро превращается в ожесточённое противостояние двух фамилий. Уинслет играет трофейную жену с ниткой жемчуга на шее и мужем, который ни на минуту не расстаётся с телефоном (Кристоф Вальц). Возможно, эта роль была бы ещё одной мастеровитой работой в фильмографии артистки, но сцена, в которой героиню тошнит «на Кокошко» (Оскар Кокошко — австрийский художник) прямо посреди гостиной четы Лонгстрит, вновь делает исполнение Уинслет исключительным.
В сложносочинённом байопике от Дэнни Бойла и сценариста Аарона Соркина актриса, как и прочие, играет три версии своей героини — маркетолога Джоанны Хоффман, одной из ближайших помощниц Стива Джобса — в трёх разных временных отрезках жизни. Учитывая, что фильм полностью разговорный, именно артисты тут двигают сюжет и задают динамику, отчеканивая пулемётные реплики Соркина. И все, конечно, в «Джобсе» как на подбор: что Фассбендер в своей лучшей роли, что Сет Роген в нетипичном для себя драматическом образе, что Майкл Стулбарг, что, конечно, Уинслет, нисколько не теряющаяся даже в роли второго плана. Как итог — заслуженная номинация на «Оскар», седьмая по счёту (и последняя на данный момент).
После выхода «Брачной истории» Ноа Баумбака «Дорога перемен» сама собой стала всплывать всё чаще в медиаполе как пример разрушительной драмы о супружестве: Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо вновь встретились на съёмочной площадке, чтобы разбить зрителям сердце. За экранизацию романа Ричарда Йетса взялся Сэм Мендес — на тот момент муж актрисы: от этого треск семейных скреп зазвучал ещё более пронзительно. Героиня Уинслет Эйприл постепенно тонет в бытовых радостях (то есть скуке) субурбии и пытается не забывать о мечтах и амбициях, которые становятся размытыми силуэтами былых чаяний. Даже в тексте, посвящённом актрисе, сложно отделить Кейт от Лео: будь партнёром Уинслет любой другой артист, эта маленькая трагедия не была бы столь душераздирающей. Роль принесла актрисе «Золотой глобус», а вот оскаровские академики не отметили исполнение даже номинаций. А зря.
Картина Питера Джексона стартует с образа, который сложно забыть: молодая Уинслет, крича, с окровавленным лицом бежит в сторону камеры. Именно так, громко и ярко, началась карьера в будущем великой актрисы — «Небесные создания» открыли для неё дорогу в большое кино (как и самому Джексону, кстати). Она здесь играет девочку из богатой британской семьи, которая приезжает в Новую Зеландию и знакомится с Полин — та, в свою очередь, происходит из рабочего класса. Вместе они строят свой воображаемый чудесный мир вдали от прочих людей — и так глубоко в него погружаются, что в один момент решаются на страшное преступление, лишь бы их вселенную не разрушали глупые взрослые. Уинслет экспрессивна и выразительна — в её Джульет видны зачатки той же Розы из «Титаника» и прочих, более поздних ролей.
В драме Стивена Долдри о травме холокоста Уинслет играет, по сути, сразу две роли: сначала её героиня Ханна Шмиц — статная женщина, соблазняющая 15-летнего главного героя; затем — подсудимая, которую обвиняют в преступлениях против человечества (оказывается, она работала надзирательницей в Освенциме). У актрисы получается выдержать тончайшую грань: мы, как и главный герой, так и не сможем понять, как к ней относиться. То ли как к хладнокровному винтику кровавого режима, то ли как к несчастной жертве банальности зла — на один из вопросов суда её героиня отвечает: «Ну а что бы вы сделали?» — и в эту маленькую фразу Уинслет удаётся вложить столько боли и подспудного страха, которые никак иначе не выразить и не осмыслить. Неудивительно, что именно за эту роль актриса всё-таки взяла свой первый (и пока что единственный) «Оскар».
С какой-то стороны хочется сдаться и, отбросив все «но», моментально поставить «Титаник» на первое место. Роза Доусон (а поначалу Бьюкейтер — об этом преображении, в общем-то, и кино) за прошедшие два десятка лет стала не просто героиней, а собирательным образом и даже неким символом: одновременно и эмансипации, и большой любви. Сложно представить, что эта роль могла достаться не Уинслет: её природный аристократизм сочетается с хулиганскими огоньками в глазах, а каждая вторая сцена становится каноничной — будь то танцы на нижней палубе, поцелуй на носу корабля или «нарисуй меня, как одну из своих француженок». Сойдёмся на том, что Роза — неномерная роль в карьере Кейт: не лучшая, не худшая и не пятая, как стоит у нас, а просто самая любимая.
Ещё одну роль разочарованной в браке и жизни женщины Кейт Уинслет сыграла у Вуди Аллена. Несмотря на то что актриса публично высказалась, что сожалеет о своей работе и у Аллена, и у Романа Полански на съёмочной площадке, именно её исполнение в «Колесе чудес» критики единогласно признали блестящим. Усталость от работы официанткой, от алкоголизма мужа и даже радужных огней Кони-Айленда вылилась в роман с молодым спасателем (его сыграл Джастин Тимберлейк), который в конечном итоге вместо того, чтобы стать отдушиной, вбил последний гвоздь в крышку гроба самооценки Джинни. Уинслет, как всегда, хороша не только в моментах наивысшего накала, но и в динамике. На протяжении всей картины актриса демонстрирует, как её героиня скатывается всё ниже и ниже по лестнице деструктивного отчаяния. Можно сказать, что Джинни — вершина мастерства Уинслет в часто повторяющемся амплуа несчастливой жены.
В «Мейр из Исттауна» актриса играет на первый взгляд совершенно нетипичную для себя роль холодной полицейской из маленького городка, которой нужно расследовать убийство девочки. Но вскоре становится понятно, почему Уинслет выбрала этот образ: за простым фасадом в нём скрывается глубочайшая, невыразимая экзистенциальная боль. История Мейр — это история вины, которую никак не отпустить и не заглушить даже сотней бутылок пива. И Кейт Уинслет кропотливо высекает портрет травмированного человека и её борьбы с самой собой. Пока что крайняя великая роль актрисы — но, думаем, далеко не последняя.
В пятисерийной драме Тодда Хейнса Уинслет играет титульную героиню — американскую домохозяйку, которая в период Великой депрессии решает уйти от мужа и открыть собственную закусочную. Весь груз эпохи сваливается на её плечи: актриса играет не столько даже человека, сколько маркер времени, когда нужно было стереть ноги в кровь, чтобы найти хоть какую-то работу, а на женщин на руководящих должностях смотрели с опаской. Более того, её Милдред — героиня переходная: затерявшаяся между конформизмом и новаторством; смелая и прогрессивная, но недостаточно, чтобы понять свою бунтующую дочь. Это одна из сложнейших и самых глубоких ролей в карьере Уинслет, заслуженно принесшая ей целую охапку наград: от «Эмми» до «Золотого глобуса».
В меланхоличной и запутанной мелодраме Мишеля Гондри и Чарли Кауфмана (мастера залезать героям в головы — буквально) Уинслет играет Клементину — девушку, которую так отчаянно пытается стереть из памяти герой Джима Керри после их болезненного разрыва. Она вроде типичная manic pixie girl, мечта любого интроверта с цветными волосами и сложным характером. Но то лишь на поверхности: Кауфман и Уинслет успешно находят второе дно в, казалось бы, абсолютно прозрачном персонаже, показывают человека открытого и уязвимого, смело смотрящего в лицо той боли, которая всегда преследует конец отношений.