В идеальном мире Хит Леджер отмечал бы сегодня свой сорок второй день рождения. Когда актер скончался, ему было всего 28 лет, но за короткий промежуток времени австралиец добился огромного успеха и оставил после себя впечатляющую фильмографию. От своих первых ролей в начале 90-х до последней картины «Воображариум доктора Парнаса» Леджер неизменно демонстрировал безупречную актерскую игру и продолжал покорять сердца зрителей.
Мы решили вспомнить 10 знаковых ролей, каждая из которых является вечным доказательством таланта артиста.
В мрачной комедии Терри Гиллиама «Братья Гримм» 2005 года Хит Леджер и Мэтт Дэймон сыграли знаменитых сказочников, которые лихо сражаются с ведьмами и монстрами, вдохновляющими их для будущих историй. Известно, что картину пришлось сократить, однако усеченный хронометраж не помешал критикам отметить игру Леджера. Здесь актеру представилась возможность воплотить образ персонажа довольно своеобразного, для создания которого, впрочем, кажется, ему не пришлось прилагать особых усилий.
Второе сотрудничество с режиссером Гиллиамом оказалось последней работой для актера. Хит Леджер скончался во время съемок, и впоследствии его роль была разделена между еще тремя артистами – Джонни Деппом, Джудом Лоу и Колином Фарреллом. В этой картине Леджер играет таинственного незнакомца Тони, который присоединяется к театральной труппе доктора Парнаса. По понятным причинам ему не удалось полностью раскрыться в этом типичном гиллиамовском фильме, однако данная лента все же остается одной из знаковых работ в его карьере, пусть она и отмечена флером трагедии.
Одним из первых фильмов в карьере Леджера стала лента 1999 года Джила Джангера, которая является современным переосмыслением «Укрощения строптивой» Шекспира. Этот фильм сделал актера одной из икон десятилетия, а его серенада Can’t Take My Eyes off You Фрэнки Валли покорила сердца миллионов подростков. Хотя «10 причин моей ненависти» и является обыкновенной романтической комедией с незатейливым сюжетом, Леджер взялся за эту роль со всей серьезностью, превратив своего персонажа едва ли не в символ ускользающих 90-х.
В этом воздушном фильме Лассе Халльстрема Хит Леджер показал себя с той непривычной стороны, которую зрителям довелось видеть не так часто, – романтический герой-любовник, заставляющий всех своих женщин боготворить себя. Своей захватывающей игрой и победоносной улыбкой Леджер напоминает кинозвезд прошлого столетия, и, пожалуй, данная работа является одним из лучших примеров того, как актер может перевоплощаться для роли.
«Патриот» стал первым шагом Леджера в крупнобюджетном американском кино и, вероятно, первой возможностью для зрителей и критиков оценить широкий диапазон его актерского амплуа. Действие фильма происходит во времена Войны за независимость в США, Леджер играет сына персонажа Мэла Гибсона, который вопреки воле отца записывается в Континентальную армию. Несмотря на то что Гибсон украл практически все внимание, Леджер достоин не меньшей похвалы за свою точно проделанную актерскую работу.
В фильме 2001 года, получившем признание критиков и две номинации на премию «Оскар», Хит Леджер сыграл второстепенную роль сына тюремного охранника. У него было не так много экранного времени, но это не помешало артисту произвести на зрителей сильное впечатление. Его Сонни Гротовски — чувствительный герой, глубоко одинокий, отчужденный собственным отцом. Эта роль доказала, что Леджер перестал быть просто подростком-сердцеедом с вьющимися локонами, а стал настоящим мастером своего дела, способным на сложные драматические перформансы.
Тодд Хейнс создал уникальный биографический фильм о Бобе Дилане, который далек от привычных методов жанра байопика: в нем роль знаменитого певца сыграли шесть актеров, каждый из которых олицетворяет определенный этап в жизни музыканта. Работа Кейт Бланшетт принесла ей «Золотой глобус», а также номинацию на «Оскар». Однако не стоит упускать, что и Леджер показывает не менее прекрасную игру в весьма сдержанном и тонком подходе к своему разочарованному герою. В этой картине, как и в случае с другими сокровищницами Хита, актер продемонстрировал свое самоотверженное стремление полностью и точно вжиться в роль, чтобы воплотить на экране удивительно живой образ.
«Кэнди», возможно, является самой недооцененной картиной в фильмографии Хита Леджера. Фильм исследует трагедию зависимости, в центре которой находится молодая пара, отправляющаяся в путешествие блаженства на волнах саморазрушения. В образе Дэна актеру удается запечатлеть моменты головокружительной эйфории и невыносимого отчаяния от наркотиков. Благодаря работе режиссера Нила Армфилда Леджер сумел продемонстрировать свой талант изображать боль с такой тонкостью, что просмотр превращается в магнетический и одновременно мучительный киноопыт.
Джейку Джилленхолу и Хиту Леджеру удалось создать удивительно гармоничный дуэт ковбоев: мужчин, которые нашли дорогу друг к другу на просторах Вайоминга и поддерживали нерушимую связь между собой, несмотря на тягостную необходимость вести двойную жизнь. Леджер запечатлел на экране сдержанного стоика Энниса, оказавшегося между двумя мирами и изо всех сил пытающегося выдержать гнет невысказанной жизни, а вместе с тем подавить десятилетия внутреннего отчаяния, смятения и ненависти к самому себе. Но все же его герой не превращается в условного мученика. Нет, это обыкновенный человек, который не смог прожить жизнь так, как бы ему хотелось, и благодаря игре Леджера мы можем в полной мере ощутить трагизм Энниса Дель Мара, влюбленного и сбитого с толку пастуха с Горбатой горы.
Разговор о главных ролях актера невозможен без упоминания фильма, который принес ему посмертный «Оскар». Леджер не был первым и ни стал последним, кто примерил на себя маску Джокера, но абсолютно точно обозначил феномен в истории кинокомиксов и увековечил образ злодея на экране. Взяв практически шаблонную фигуру, актер превратил ее в тревожный символ анархии, отдающий нервозными вибрациями за рамками типичных антагонистов. Каждая ухмылка или случайно брошенная реплика персонажа скользит рябью по коже от животрепещущего страха. Ведь, филигранно балансируя на канате неуравновешенности и гениальности, Леджер без каких-либо усилий крадет каждую сцену, в которой появляется.