Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Рейтинг главных ролей Вигго Мортенсена — от худшей к лучшей

Вигго Мортенсену — 63! Все вы знаете его как статного Арагорна, но в карьере Мортенсена было много и других ярких ролей. Сегодня мы собрали лучшие из них и расставили их в субъективном порядке: от болтливого водителя-итальянца и сурового русского мафиози до киллера под прикрытием и смертельно больного отца, пытающегося спасти сына в безжалостном постапокалиптическом мире.

Добавить в закладки
Рейтинг главных ролей Вигго Мортенсена — от худшей к лучшей

10-е место

Вигго Мортенсен в роли Честера на кадре из фильма «Два лика января»

Вигго Мортенсен в роли Честера на кадре из фильма «Два лика января»

Стильный хичкоковский триллер от сценариста «Драйва» Хуссейна Амини (это его первая и пока что последняя работа в качестве режиссёра), основанный на романе Патриции Хайсмит, авторки «Талантливого мистера Рипли» и «Цены соли» (по нему Тодд Хейнс снял «Кэрол»). Мортенсен и Кирстен Данст тут играют гламурную пару, отдыхающую в Афинах 60-х годов — и явно что-то скрывающую. В какой-то момент их тайна вскроется, а путешествие обратится напряжённой игрой в кошки-мышки, в которую супруги также затянут гида-афериста с лицом Оскара Айзека.

Вигго Мортенсен здесь доказывает, что образ плохого парня ему очень к лицу — он в равной степени обаятельный и устрашающий, способный вмиг перевоплотиться из ничего не подозревающего туриста в хладнокровного преступника. Из актёра явно получился бы хороший бондовский злодей. Или даже сам Бонд, если б Вигго, конечно, повезло родиться не в Нью-Йорке, а где-нибудь в Британии.

9-е место

Вигго Мортенсен в роли Фрэнка на кадре из фильма «Идальго: погоня в пустыне»

Вигго Мортенсен в роли Фрэнка на кадре из фильма «Идальго: погоня в пустыне»

«Идальго» стал первым фильмом Мортенсена, который вышел после «Властелина колец» — и должен был, по идее, закрепить за актёром статус звезды. Это не совсем удалось: ностальгический вестерн о ковбое, который едет в арабскую пустыню ради престижной гонки, не слишком понравился критикам, да и в прокате провалился. Сейчас, впрочем, фильм выглядит приятной открыткой из прошлого (как и большинство картин Джо Джонстона, автора «Джуманджи» и «Ракетчика»), да и роль у Вигго любопытная: он вроде бы вновь играет смельчака-наездника, но на Арагорна его Фрэнк Хопкинс совсем не похож. Слишком самонадеянный и дерзкий, этакое физическое воплощение американского духа, которому придётся столкнуться с лучшими наездниками-бедуинами и научиться хоть какому-то смирению.

8-е место

Вигго Мортенсен в роли Эверетта на кадре из фильма «Аппалуза»

Вигго Мортенсен в роли Эверетта на кадре из фильма «Аппалуза»

В этом брутальном вестерне Вигго играет одного из двух товарищей-стрелков, которых жители маленького города на Диком Западе нанимают, чтобы те помогли им отбиться от бандитов (второго ковбоя играет Эд Харрис — и он же выступил режиссёром картины). К тому же всё осложняет девушка, в которую влюбляются оба приятеля: и без того напряжённая ситуация становится ещё более заковыристой. Вроде бы абсолютно простецкий сюжет вытягивает на себе как раз дуэт главных актёров: Мортенсен и Харрис вечно перебрасываются колкостями и смягчают суровый тон фильма своими остротами. Сам Вигго показывает, что он, во-первых, идеально встраивается в сеттинг вестерна, а во-вторых, умеет работать на команду и не перетягивать внимание на себя, когда это не обоснованно. Последний навык ему в карьере помогал не раз: почти все самые известные его работы — либо в дуэте, либо и вовсе ансамблевые.

7-е место

Вигго Мортенсен в роли Зигмунда Фрейда на кадре из фильма «Опасный метод»

Вигго Мортенсен в роли Зигмунда Фрейда на кадре из фильма «Опасный метод»

К слову, о дуэтах. В «Опасном методе» Кроненберга — режиссёра, с которым Вигго работал не раз — актёр играет Зигмунда Фрейда, легендарного основателя психоанализа. Фильм посвящён его сложным отношениям с Карлом Юнгом, товарищем и соперником в одном лице, а также Сабиной Шпильрейн, их общей пациенткой, на которой учёные практикуют свои методики. Далеко не лучший фильм Кроненберга (и очень странный перформанс Киры Найтли) спасает экранная «химия» Мортенсена и Майкла Фассбендера, разыгрывающих интеллектуальное противостояние двух великих, но нестабильных умов.

6-е место

Вигго Мортенсен в роли Тони на кадре из фильма «Зеленая книга»

Вигго Мортенсен в роли Тони на кадре из фильма «Зеленая книга»

Обладатель главного «Оскара» 2018 года, милая драмеди о совместном путешествии утончённого музыканта-афроамериканца (Махершала Али) и дерзкого неотёсанного итальянца Тони Болтуна: вместе им предстоит посетить те американские штаты, в которых расовые предрассудки до сих пор живее всех живых. Вигго, больше известный по ролям людей благородных или суровых (иногда всё сразу), тут вдруг предстаёт в образе шумной, ни на секунду не затыкающейся деревенщины. Обезоруживающе простым взглядом на вещи он меняет жизнь своего пассажира — и, конечно, чему-то учится сам.

«Зелёная книга», быть может, и не заслужила тот «Оскар» (хотя, справедливости ради, конкуренция была так себе), но актёрский дуэт в ней бесподобен, и все их номинации абсолютно заслуженны. Жаль только, что заветную статуэтку с собой унёс только Али, а Мортенсен уже третий раз оказался не у дел (его обыграл Рами Малек за своё пение под фонограмму в «Богемской рапсодии»).

5-е место

Вигго Мортенсен в роли Бена на кадре из фильма «Капитан Фантастик»

Вигго Мортенсен в роли Бена на кадре из фильма «Капитан Фантастик»

Милая инди-драма о семье, которая живёт в лесу в полной гармонии с природой. Отец, которого и играет Вигго, учит детей охоте и квантовой физике, заставляет вдумчиво рассказывать о прочитанных книгах и поощряет изучение нескольких иностранных языков. Его лесной братии, правда, в один момент приходится всё же вернуться к цивилизации — жизни, к которой они, вроде бы подготовленные ко всему на свете, оказываются совершенно не готовы. В «Капитане Фантастике» много потрясающих актёров (стоит отметить, скажем, совсем молодого Джорджа МакКея, который спустя несколько лет сыграет главную роль в «1917»), но именно персонаж Мортенсена — моральный центр всей истории о неочевидном противостоянии традиций и прогресса. Он удивительный человек, добровольный изгой, который за железным характером прячет ужасную травму. Неудивительно, что за свой тонкий перформанс Вигго получил номинацию на «Оскар» — единственную у фильма.

4-е место

Вигго Мортенсен в роли Николая на кадре из фильма «Порок на экспорт»

Вигго Мортенсен в роли Николая на кадре из фильма «Порок на экспорт»

Ещё один фильм Кроненберга — в этот раз суровый триллер о британской семье с русскими корнями, которая попадает в круговорот мафиозных разборок. Вигго играет одного из гангстеров, покрытого воровскими наколками Николая, амбивалентного киллера, который далеко не так прост, как кажется на первый взгляд. Наверное, только Мортенсен мог сделать вроде бы одномерный образ русского мафиози настолько убедительным и сложным. В его напускной брутальности чувствуется скрытая уязвимость (которая сильнее всего проявится в блестящей экшен-сцене в бане, где герою придётся сражаться в чём мать родила), а в его товарищеских отношениях с персонажем Венсана Касселя, сыном босса — подспудный гомоэротизм. А ещё Вигго — один из немногих голливудских актёров, кто мало того что может хорошо имитировать русский акцент, так ещё и на русском говорит вполне достойно: ради этого он несколько месяцев инкогнито жил в России. У актёра вообще всё хорошо с языками — он бегло говорит на шести.

3-е место

Вигго Мортенсен на кадре из фильма «Дорога»

Безжизненный постапокалипсис — в мире давно не растёт никакая зелень, а люди превратились в зверей, объединились в банды и всё чаще не брезгуют каннибализмом. Вигго Мортенсен играет безымянного Отца, который вместе с Сыном (Коди Смит-Макфи) путешествует к океану, лелея призрачную надежду, что там ещё остался оазис нормальной жизни. Экранизация романа Кормака МакКарти (того же, что написал «Старикам тут не место») — один из тех фильмов, что так часто попадали во все списки «недооценённых», что о нём уже явно знают примерно все: хотя бы потому, что им вдохновлялись создатели суперизвестной игры The Last of Us. Но даже вне своей культурной значимости это потрясающее кино, щемящая драма отцов и детей, помещённая в максимально экстремальное окружение. Смит-Макфи очень прилично играет для 12-летнего, но именно Мортенсен тянет на себе весь тяжелейший эмоциональный груз картины. Его чахоточный герой, цепляющийся за жизнь только ради сына, одновременно трогает и пугает: Отец готов убивать без лишних размышлений, если того требует положение, но в то же время он пытается оградить ребёнка от ужасов жизни. Вигго ещё никогда не был настолько жёстким — и настолько уязвимым.

2-е место

Вигго Мортенсен в роли Арагорна на кадре из фильма «Властелин колец: Возращение короля»

Вигго Мортенсен в роли Арагорна на кадре из фильма «Властелин колец: Возращение короля»

Что ж, о Вигго в трилогии «Властелин колец» как будто бы даже и нет смысла распинаться — его образ давно стал культовым. Настолько, что после всех потрясающих перформансов и трёх номинаций на «Оскар» актёр для многих продолжает быть тем самым Арагорном — не потому что он, что называется, артист «одной роли», а потому что его благородный, романтичный и смелый герой въедается в память навсегда. Когда нам говорят, что этот обросший странник — истинный король Гондора, у нас нет ни малейших сомнений: только так и может выглядеть настоящий монарх, скромный, но при этом излучающий какую-то невозможную внутреннюю силу. В блестящем финале он говорит хоббитам, что им не перед кем склоняться — но перед самим Мортенсеном здесь хочется упасть навзничь. А от его боевого крика «За Фродо!» бросает в дрожь даже во время трёхсотого марафона «Властелина колец».

1-е место

Вигго Мортенсен в роли Тома на кадре из фильма «Оправданная жестокость»

Вигго Мортенсен в роли Тома на кадре из фильма «Оправданная жестокость»

Том Столл — простой семьянин из американской провинции, работающий в небольшой закусочной. У него никогда не было проблем с законом, а окружающие не видели в нём особых задатков бойца, пока к нему в забегаловку не наведались два гангстера, которых он с поразительной лёгкостью убил. Теперь Том — национальный герой, вот только славе он почему-то совсем не рад, ему бы хотелось и дальше жить тихо. Вскоре даже становится понятно, почему: к нему приезжают странные опасные люди во главе с Эдом Харрисом и объявляют, что он никакой не Том, а Джоуи, киллер и брат босса филадельфийской мафии, который в один момент просто исчез. Сталл, конечно, всё отрицает, но приезжих это не очень убеждает.

В оригинале фильм Дэвида Кроненберга называется A History of Violence — и это потрясающее название полностью объясняет суть картины. Вроде бы банальный сюжет о прошлом, которое настигает тебя, несмотря ни на что, превращается в тонкое изучение самой сути экранной жестокости, эффектную деконструкцию жанровых клише и, вероятно, самое точное высказывание о круговороте насилия. И кино, конечно, никогда не сработало бы без Вигго Мортенсена, который использовал здесь свой неординарный потенциал и широчайший актёрский диапазон. Он одинаково убедителен и как провинциальный простак, everyday man, далёкий от любого геройства, и как хладнокровный убийца с безумной искрой в глазах. За тем, как Том мечется между двумя личностями — пойманный в капкан и не способный найти себя в тех диаметрально противоположных образах, которые рисует ему жизнь, — наблюдать даже интереснее, чем за редкими кровавыми экшен-сценами. Это один из лучших фильмов позднего Кроненберга, незаслуженно обделённый вниманием зрителей. И точно одна из ярчайших ролей в карьере Вигго Мортенсена — актёра, которому, уверены, ещё есть чем нас удивить.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?