В разгар праздников мы не упустим возможность пройтись по главной американской франшизе, посвящённой Рождеству. Семейная комедия о находчивом Кевине, который расставляет ловушки незваным гостям, прошла длительный путь: от культового рождественского фильма до серии грошовых телевизионных поделок.
Кевин отправляется на Рождество в дом новой невесты отца. Роскошный особняк, правда, не сулит комфортного отдыха – по традиции объявляется парочка злодеев, чтобы похитить мальчика. Кевин вновь вынужден расставлять ловушки и срывать грабительские планы.
Четвёртый «Один дома» мало того что ужасно сыгран, беден и неудачен на актёрские исполнения, так ещё и вносит в простой сюжет излишнюю путаницу. Сюда наслаивается бесполезная линия с королевской семьёй, да и драматичная история с отцом и его новой пассией тоже выглядит натужной. Работу Рода Дэнила, далеко не последнего режиссёра семейных комедий («Бетховен 2», «К-9»), стоит смотреть, чтобы заколотить в крышку гроба франшизы последние гвозди.
Обновлённая история о юном страже дома. Забавный факт: пусть это и своеобразный ремейк, но разворачивается он в той же вселенной, что и давнишние приключения Кевина МакКалистера (например, в кадре появится его старший брат Базз в образе полицейского и не упустит момента вспомнить шалости Кевина).
На этом, увы, приятные сюрпризы заканчиваются. Эта версия, безусловно, пытается внести изобретательность и перевернуть некоторые шаблоны франшизы – например, здесь мальчик куда более противен, нежели горе-грабители, которые всего лишь «заглянули» за своей старинной куклой и наткнулись на каскад ловушек. Но фильм, как ни крути, утопает в пустой паразитарности на бренде, а главный исполнитель Арчи Йейтс даже и близко не может тягаться с хулиганским обаянием Маколея Калкина. Скажите, кто-нибудь вообще считает, что «Один дома» требует ревизии и свежего переосмысления? Глубоко сомневаемся.
Лишь спустя десять лет создатели вернулись к франшизе, пытаясь выдоить оставшиеся капли – за что мы им, конечно, спасибо не скажем. В сюжете, с одной стороны, есть всё для разнообразия – чего стоит история о призраке гангстера, который живёт в доме Бакстеров (такова фамилия новой семейки и нового мальчика), или мотив грабителей, которые ищут в подвале не абы что, а потерянную картину Эдварда Мунка.
С другой стороны, получить удовольствие от пятых приключений мальчика и злополучных гостей в принципе невозможно: авторы скромничают и не могут красиво упаковать заготовленные сюрпризы. В «Праздничном ограблении» невзрачен не только главный герой – его физиономию вы, вероятно, спустя полтора часа и не вспомните, — но и сам факт самонадеянной эксплуатации таланта Малкольма МакДауэлла в образе антагониста. Этот фильм действительно похищает ваше Рождество.
Есть две основных причины, по которым мы всё ещё помним о третьем фильме: это масштабная, тянущая на шпионский боевик завязка (наёмные убийцы работают на северокорейских террористов и покупают микросхему, которая чудом попадает в дом героя) и, безусловно, радиоуправляемая машина как главное оружие домохозяина – она действительно генерирует некоторую часть экранных шуток и сюжетных поворотов.
Дело доходит до связи с ФБР и ВВС США, что увеличивает градус сценарной вольности – этот фильм, конечно, мы запомним как самый абсурдный и неожиданный. Ко всему прочему, Алекс Ди Линц весьма симпатичен в качестве альтернативы Маколею Калкину, да и любо-дорого смотреть на одну из первых ролей Скарлетт Йоханссон.
Второй фильм о приключениях Кевина многие готовы называть лучшей частью франшизы. Она действительно внесла неожиданные коррективы в историю, отправив мальчика в роскошный мегаполис. «Затерянный в Нью-Йорке» – по сути, замечательный фильм-травелог, где дана исчерпывающая туристическая карта Большого Яблока. Удовольствие и комфорт здесь в одночасье сменяются опасными погонями и преступными планами. Ночёвка в Центральном парке, каноническое появление Дональда Трампа, а также колоритный Тим Карри в одной из ролей – сиквел «Одного дома» достойно продолжил предшественника, ещё не скатившись в скучный апокриф.
Мечта многих детей – остаться дома без родителей — приобрела в классической комедии Криса Коламбуса парадоксальные и комические формы. Оказывается, быть одному дома не так здорово, когда в дом лезет парочка несносных грабителей.
Захватывающий сценарий Джона Хьюза, помноженный на англосаксонский постулат о «моём доме, моей крепости», атмосферная режиссура Коламбуса и, конечно, магнетический хулиган Маколей Калкин – «Один дома» до сих пор остаётся главным рождественским киноартефактом. На протяжении тридцати лет различные авторы пытаются подобраться к магическому действу этого фильма и воспроизвести его праздничный климат, но, увы, никому до сих пор это не удалось.