Новый фильм русского народного режиссёра Гая Ричи — военный боевик «Министерство неджентльменских дел» — можно посмотреть на больших отечественных экранах. Британский автор плодотворно снимает уже на протяжении четверти века. Предлагаем субъективный рейтинг работ Ричи: от менее удачных жанровых экспериментов настоящего до ранних культовых криминальных комедий.
16-е место
Пожалуй, в отношении худшего фильма в карьере Ричи разногласий нет. После оглушительного успеха двух криминальных комедий «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш» британский автор снял для тогдашней жены Мадонны несколько видеоклипов, а потом даже взялся запустить актёрскую карьеру талантливой певицы. Попытка получилась исключительно неудачной. Богачи отправляются в круиз из Греции в Италию. Корабль попадает в шторм, на необитаемом острове оказываются ненавидящие друг друга самовлюблённая Эмбер (Мадонна) и матрос Джузеппе (Адриано Джаннини). В экстремальных условиях отношения резко меняются. Комедия о классовом неравенстве превращается в ромком. «Унесённые» — ремейк картины Лины Вертмюллер 1974 года «Отнесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе». В руках Ричи интеллектуальная сатира превратилась в пошлую безделушку. Фильм удостоился пяти «Золотых малин». Сомнительные награды в том числе получили Ричи как режиссёр и Мадонна как актриса.
15-е место
Джейсон Стэйтем, конечно, могуч, брутален и харизматичен, но всё равно не способен любой фильм Ричи превратить в конфетку. «Агенты А.Н.К.Л.» ранее уже переосмысляли «бондиану» в комедийном ключе, «Операция “Фортуна”: Искусство побеждать» выглядит ухудшенным вариантом шпионской комедии, в которой совершенно нет интриги. Известный торговец оружием Грег Симмондс (Хью Грант) собирается продать не очень надёжным людям сверхсекретную разработку, которая может изменить расстановку сил в мире. Британское правительство просит элитного наёмника Орсона Форчуна (Стэйтем) собрать команду бойцов, чтобы остановить сделку. Автомобильные погони, искромётные диалоги и фирменный быстрый монтаж радуют, но кажутся лишь перепевкой старых хитов.
14-е место
Сериал «Джентльмены» развивает вселенную одноимённого фильма, вышедшего на экраны пятью годами ранее. Персонажи новые, но снова под ударом ленивая британская аристократия. Эдвард, младший сын герцога Холстедского, возвращается домой после смерти отца, неожиданно в наследство получает титул и гигантское поместье и узнаёт, что под родовым гнёздышком выращивают марихуану. Эдвард изначально планировал выйти из криминального бизнеса, но в итоге втянулся в опасное дело. Сериальные «Джентльмены» сохраняют дух оригинального фильма, не лишены чёрного юмора и драк, но периодически буксуют и кажутся затянутыми. В середине сезона проект превращается в набор криминальных баек разной степени увлекательности.
13-е место
«Переводчик» — пожалуй, единственная в чистом виде драма в фильмографии Ричи. Британский автор больше привычного останавливается на психологической проработке персонажей и лишает картину остроумных диалогов как из пулемёта. В 2018 году американский сержант Джон Кинли (Джейк Джилленхол) попадает в засаду террористов. Из плена солдата вызволяет афганский переводчик Ахмед (Дар Салим). Когда американцы покидают ближневосточную страну, переводчик с семьёй остаётся дома. Ахмеду угрожает смертельная опасность. Джон возвращается в Афганистан, чтобы вызволить старого товарища и спасителя. Нет никаких сомнений, что Ричи — мастер экшена, но если убрать из привычного рецепта юмористическую составляющую, то у британца получается лобовое кино, на этот раз о мужской дружбе. Ничего плохого в посыле нет, но оригинальностью ни тема, ни исполнение не отличаются.
12-е место
Взяв за основу реальные исторические события времён Второй мировой — операцию «Почтмейстер», — Ричи снимает бодрый приключенческий боевик с заведомо известным финалом, но десятками убитых немцев, взрывами, цитатами из «Касабланки» и песней из «Трёхгрошовой оперы» Бертольта Брехта. Группа отчаянных диверсантов во главе с майором Гасом Марч-Филлипсом (Генри Кавилл) отправляется на остров Фернандо-По, в гавани которого стоят нацистские подлодки, терроризирующие суда союзников в Атлантике. «Министерство неджентльменских дел» сравнивают с «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино, но Ричи всё-таки не пытается переписать историю кинематографическими средствами. Британец скорее в исключительно развлекательной форме хочет напомнить о забытых героях родного Отечества.
11-е место
Стэйтем не снимался у Ричи 16 лет — со времён «Револьвера». «Гнев человеческий» — ремейк французского триллера Николя Бухрифа «Инкассатор». Ричи недалеко отходит от оригинального сюжета, но активно снабжает повествование броскими пацанскими фразочками. Молчаливый и суровый Эйч устраивается охранником в лос-анджелесскую инкассаторскую службу. На одном из первых заданий грузовик новенького пытаются ограбить, но Эйч уверенно расправляется с целой бандой. На самом деле громила не просто так стал инкассатором, а ради мести за погибшего сына. В «Гневе человеческом» Ричи слегка отходит в сторону от криминальных комедий. Постановщик снимает холодный боевик, не выдающийся, но честный и с достойным экшеном. А пара-тройка сцен в финале и вовсе может вызвать восторг у поклонников жанра
10-е место
Картина «Аладдин» – капля в водопаде игровых авторемейков культовых мультфильмов Disney, у истоков которого стояла «Малефисента», – досталась Гаю Ричи не просто так. Ранее режиссер уже успел поработать с фэнтезийным блокбастером «Меч короля Артура» и зарекомендовал себя как постановщик исполнительный и уверенно чувствующий себя с практически любым материалом. Вдобавок Ричи умеет отринуть амбиции автора и засучив рукава просто делать, что должно.
Отчасти поэтому «Аладдину» вменяли отсутствие индивидуальности и излишнюю осторожность в подаче хорошо известного всем сюжета. Мечтательный авантюрист Аладдин (Мена Массуд) дежурно находит лампу, заводит знакомство с джинном (Уилл Смит), спасает принцессу Жасмин (Наоми Скотт) от нежеланного брака, а родной город – от тирана-визиря Джафара (Марван Кензари). Буйство красок, музыкальные номера и аккуратный ориентализм прилагаются. Оригинальность Гая Ричи – не то чтобы очень.
9-е место
Сиквелы редко когда бывают лучше первых фильмов серии. «Шерлок Холмс: Игра теней» несколько путается в детективных интригах, но по-прежнему впечатляет задорным экшеном. В Великобритании и других странах Западной Европы происходит серия мощных взрывов. Власти ищут террористов в среде анархистов и националистов. Шерлок Холмс (Роберт Дауни-мл.) уверен, что за масштабными преступлениями стоит профессор Джеймс Мориарти (Джаред Харрис), теневой король криминального мира. Надо только это доказать и разобраться со злодеем. Готовящийся к свадьбе доктор Ватсон (Джуд Лоу) снова в деле. «Шерлок Холмс: Игра теней» — отличный аттракцион, который, пожалуй, может разочаровать любителей детективных историй. Сценаристы упаковывают в один фильм сразу несколько произведений Конан Дойла. В итоге голова кружится, но злодей и хорошие парни обозначены точно, не перепутаешь.
8-е место
Осовремененный пересказ легенд Артуровского цикла, разменявшего шестую сотню лет, Ричи замешал на собственных представлениях о жизни в средневековом Лондоне и безумном экшене родом из видеоигр. Артур (Чарли Ханнэм) – наследник преданного собственным братом Вортингерном (Джуд Лоу) короля Утера (Эрик Бана) – живет в борделе, промышляет грабежами и строит мутные схемы, пока не достает из камня легендарный меч Экскалибур и не осознает собственное предназначение.
Трансформация Артура из прото-кокни в мудрого правителя королевства бриттов – местами уморительный, где-то захватывающий дух и до одури прямолинейный аттракцион. Ричи получил баснословный студийный бюджет и умудрился не просто снять традиционный развлекательный блокбастер, но и вбросить щепотку собственного стиля, что сделало китчевый и немного дурашливый фильм только лучше.
7-е место
Поклонники советского Шерлока Холмса, наверное, взвыли. С другой стороны, Ричи явил совершенно новый образ героя книг Артура Конан Дойла. Это больше не интеллигент-чудак в смешной шапке, а крепкий задира, который может уложить соперника больших габаритов. Однако верный доктор Ватсон, трубка и миссис Хадсон всё ещё при Холмсе. Шерлок (Роберт Дауни-мл.) и сосед-помощник Ватсон (Джуд Лоу) ловят серийного убийцу лорда Блэквуда (Марк Стронг), который рвётся к власти в Великобритании второй половины XIX века. Преступника ловят, казнят и хоронят, но злодей каким-то чудом восстаёт из мёртвых. Холмс доказывает, что никакой магии тут нет. Ричи снимает зрелищный и динамичный блокбастер в закоулках мрачного викторианского Лондона. Главным же техническим приёмом становятся сцены в слоу-мо, в которых гениальный сыщик разбирает оппонентов на молекулы.
6-е место
Одноименный телесериал из 60-х пытались перезапустить в разных форматах несколько раз, но вечно что-то мешало. В руки Ричи проект передал Стивен Содерберг, ушедший ставить мужской стриптиз, и дело наконец сдвинулось с мертвой точки. «Агенты А.Н.К.Л.» – образцовый ремейк, красочный оммаж всем шпионским фильмам прошлого века, который держится на стиле, стиле и еще раз стиле. Обязательные атрибуты 60-х – мужчины в итальянских костюмах и роковые красотки с дамскими пистолетами и мрачными намерениями – соседствуют с яростным монтажом Ричи и изобретательной камерой Джона Мэтисона.
От техничного исполнения не отстают актеры. Умеренно известные на момент выхода фильма Арми Хаммер в роли ледяного агента КГБ Ильи Курякина и Генри Кавилл в роли Наполеона Соло – лучшего несостоявшегося Джеймса Бонда — отвечают за взрывоопасный экшен. А Алисия Викандер и Элизабет Дебики – за прикрытое соблазном воплощение коварства и изобретательности по обе стороны баррикад.
5-е место
«Джентльменов» можно справедливо назвать вольным продолжением лондонского бандитского цикла Ричи, начатого его дебютным фильмом «Карты, деньги, два ствола». Только бывшие гопники выросли, заматерели, обзавелись семьями, обязательствами и стойким стремлением к легализации бизнеса. Зрелость чувствуется и в режиссуре Ричи, пусть прошлое ребячество иногда и проскакивает.
«Джентльмены» повествуют о попытке бывшего наркоторговца, а ныне уважаемого в лондонской серой зоне оптового производителя каннабиса Майкла Пирсона (Мэттью МакКонахи) оставить позади прошлое и заняться семьей и чем-то более легальным. Для этого герой ищет покупателя налаженного бизнеса. Мешают Майклу конкуренты разного уровня, продажные журналисты и не всегда ловкие подручные.
4-е место
После знакомства с Мадонной Гай Ричи увлекся каббалистикой, нумерологией и стал слегка сентиментальным. «Револьвер» –– квинтэссенция переживаний режиссера, самый сложный и тяжеловесный его фильм и одновременно один из наиболее обруганных как публикой, так и критиками. Под соусом экстравагантной криминальной истории, которую ожидали от Ричи поклонники, он выдал философскую притчу, полную метафор и библейских отсылок.
Джейк Грин (Джейсон Стэйтем), отмотавший семилетний срок, выходит на свободу со знанием «универсальной формулы», способной даровать победу в любой игре, и стойким желанием наказать своего обидчика – преступного босса Дороти Мака (Рэй Лиотта). Проблем добавляют два афериста, сидевшие с Грином в соседних камерах и научившие мошенника всему, что знают сами. Оказалось, что помощь этих уважаемых людей никогда не была безвозмездной.
3-е место
«Рок-н-рольщик» завершает трилогию бандитского Лондона Гая Ричи, прокладывая дорожку к плато обыденности «Джентльменов» через смерть еще сопротивляющейся, но увядающей старой школы. В меню ставшие традиционными для режиссера многослойный сюжет, ансамбль ярких персонажей и логичный, приносящий столь любимую Ричи очищающую кровью справедливость, финал.
Герои «Рок-н-рольщика» – члены «Дикой шайки» (группы лондонских бандитов средней руки) Раз-Два (Джерард Батлер), Мямля (Идрис Эльба) и Красавчик Боб (Том Харди) — оказываются втянутыми в противостояние криминального старожила Ленни (Том Уилкинсон) и скупающего Лондон по частям олигарха Юрия Омовича (Карел Роден). Параллельно весь преступный мир британской столицы ищет Джонни Фунта (Тоби Кеббелл), рок-звезду и приёмного сына Ленни, объявленного погибшим, но мелькающего наркотическим призраком в самых грязных уголках города.
2-е место
После выхода «Карты, деньги, два ствола» Ричи не стал изобретать велосипед, а, получив на руки внушительный бюджет и безграничную творческую свободу, набрал любимых актеров и Брэда Питта и снял буквально то же самое, но сделал это громче, ярче и смешнее. На смену балабановской сепии пришло сдержанное тарантиновское многоцветие, диалоги стали быстрее, монтаж яростнее, а ситуации, в которые попадают герои, еще нелепее.
Макгаффином «Большого куша» становится бриллиант в 86 каратов, на который у большинства персонажей собственные планы. Параллельно организатор подпольных боксерских поединков Турецкий (Джейсон Стейтем) и его бизнес-партнер Томми (Стивен Грэм) пытаются избежать смерти от рук криминального авторитета Кирпича (Алан Форд).
1-е место
Друзья Эдди (Ник Моран), Толстый Том (Джейсон Флеминг), Мыло (Декстер Флетчер) и Бекон (Джейсон Стейтем) собирают на четверых 100 тысяч фунтов стерлингов и отправляют самого умелого из них – Эдди – на подпольный карточный турнир, который устраивает безжалостный Гарри Топор (Патрик Х. Мориарти). Конечно, молодой человек не только продувает все деньги, но и оказывается должен авторитету в пять раз больше. На выплату долга друзьям дают неделю, после чего бандиты грозятся отобрать бар отца Эдди (Стинг).
Тридцатилетний Ричи до дебюта в кино снимал клипы и рекламу, отсюда растут ноги у фирменного визуального стиля режиссера – клиповый монтаж, резкие склейки, изобретательные кадры и запоминающееся музыкальное наполнение. «Карты, деньги, два ствола» стали для Ричи тем же, чем для Квентина Тарантино были «Бешеные псы»: ворох наград и мгновенная известность. Сравнений с американским постмодернистом избежать, впрочем, не удалось, но британца это никогда не смущало. «Карты, деньги, два ствола» до сих пор остаются одним из самых интересных и ярких дебютов и основополагающей вехой в творчестве режиссера.
По мне так фильм стремный, но уж всяко лучше откровенно никакого , словно Тюзом поставленного Аладдина.
А в целом рейтинг составлен разумно, одобряю