В российский прокат вышел главный хит Каннского кинофестиваля — феминистский боди-хоррор «Субстанция», иронизирующий над стандартами красоты и восприятием внешности женщин. Мы поговорили с режиссеркой фильма Корали Фаржа на Лазурном берегу и обсудили, как родился сценарий ленты, почему Деми Мур — идеальный каст и как фильм помогает свыкнуться с собственными возрастными изменениями.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Когда у вас возникла идея фильма и как родился сценарий? Как вы впервые задумались о «Субстанции»?
Эта идея живет со мной довольно долгое время. Как, в принципе, и каждой женщине, мне трудно не задаваться вопросами о том, как я себя чувствую в своем теле, как выгляжу и какое место занимаю в обществе в соответствии с этими параметрами. После «Выжившей» я хотела продолжить исследовать жанр, а также воплотить некоторые замыслы, которые мне дороги.
Мне тогда было уже за 40 лет, и знаете… В этом возрасте вы начинаете задавать себе так много вопросов о том, что вы больше ничего не стоите, а это, конечно, совершенная дикость, если задуматься. Поэтому я хотела противостоять жестокости этого чувства: почему я вообще должна испытывать подобное, если я еще даже толком не достигла рубежа в половину жизни? Так что, да, я действительно хотела выразить эти проблемы в своеобразной жанровой увлекательной форме, но и одновременно сделать сильное заявление о жестокости общества по отношению к женщинам. Понимаете, о том, как мы критически всех оцениваем и загоняем в рамки.
Вы бы сказали, что «Субстанция» — феминистский фильм?
«Субстанция» явно на 300% феминистский фильм, для меня это действительно сильное политическое высказывание. Картина говорит о том, как воспринимаются женщины в обществе, о насилии, с которым нам все еще приходится сталкиваться в повседневной жизни на каждом уровне. О том, как мы должны себя вести, как мы должны выглядеть, чтобы просто существовать и быть ценными. Будто все, что нас окружает, доведено до максимального уровня символизма, чтобы как-то буквально противостоять этим загонам. Да, в жанровом стиле, но все же, знаете, встретиться лицом к лицу.
Можно ли сказать, что «Субстанция» — это психотерапевтический фильм для принятия своего тела? Помогла ли работа над фильмом вам начать по-другому воспринимать свое тело и возрастные изменения?
Да, лично для меня это был абсолютно катарсический фильм. Но в то же время моя мысль в картине заключается в том, что мы не можем в одиночку добиться успеха в избавлении от комплексов. Я думаю, что это просто невозможно, когда ты каждый день сталкиваешься с тем, что творится вокруг. Невозможно быть сильнее этого. Это не личное дело. Я бы хотела, чтобы речь шла об индивидуальном выборе каждой. О’кей, я хочу чувствовать себя уверенной в своем теле! Но, на мой взгляд, это как «проповедовать в пустыне»: все вокруг заставляет тебя чувствовать себя плохо, и ты просто не вписываешься в общественные ожидания.
Так что для меня сделать этот жест — мой способ противостоять стереотипам, чтобы почувствовать себя сильнее. Но, по-моему, невозможно выиграть битву в одиночку. Так что это не борьба между героинями (между Элизабет Спаркл и ее копией Сью — прим. ред.). Это не она сама с собой. Это она против всего остального мира. Так я себе представляла «поле битвы».
Трудно ли было сбалансировать все идеи, о которых вы говорили? Действительно сложную проблематику и жанровую составляющую? Мы хорошо представляем, что можно ожидать от жанра эксплуатационного кино. Все на максимуме: юмор, смешанный с отвращением и всем подряд. Как вам удалось прийти к гармонии?
Когда я пишу, главный — фильм, а не я. Кино действительно доминирует в процессе, как история, как опыт, который вы переживаете как зрители, он на первом месте. Я люблю получать удовольствие от создания фильмов, режиссура — это круто! Снимать — то, что я люблю больше всего на свете: и я знаю, что я люблю снимать так, как… я люблю! (Смеется.)
Когда я пишу, я ищу то, что сделает меня счастливой в процессе съемок, и если оно будет отражать мой, именно мой опыт, будет отлично. То, что именно я вкладываю в картину. Все процессы идут рука об руку, это, скажем, интуитивный способ, постепенно проступают общие черты. История должна идти вперед, но и воображение, образы очень важны для меня с самого начала: история, музыка, звук действительно выстраиваются в единое целое во время написания сценария. И еще мне самой очень нравится включаться в развлекательное кино как зрительнице: когда я смотрю фильм, который мне нравится, я будто переношусь в другой мир. Это именно тот тип фильмов, который стремлюсь снимать сама. Так что когда я пишу, то я как будто пытаюсь испытать то, что я хотела бы, чтобы испытал мой зритель во время просмотра. Поэтому я захожу глубоко в жанр — мне кажется, это секрет успеха. Я наслаждаюсь экстремальным опытом, своего рода безумием, сумасшествием, которое можно испытать только в кино, но не в своей повседневной жизни.
Ваше феминистское высказывание точно артикулировано, но какой ответной реакции вы ожидаете? Как вам кажется, прием фильма во Франции может отличаться?
Конечно, Франция не во главе движения #MeToo. Мы так опоздали, так глухи и так слепы, что все еще на самом деле ничего не изменилось. И, знаете, даже несмотря на то, что действительно смелые женщины говорят, дают показания и все такое, часть людей на самом деле не хотят слышать их. Как будто люди вроде бы здесь, но они, по сути, ничего не предпринимают, чтобы помочь прогрессу в обществе. Есть вещи, которые, как мы надеемся, начинают обретать форму. Но это действительно минимум. Я не знаю, специфика ли это конкретно Франции, но для меня такова ситуация во всем мире. Может, есть немного больше осознанности сейчас: очевидно, вы не можете выдать слишком сексуализированные или сексистские комментарии.
Но положение вещей на самом деле не сильно изменилось: мы живем в очень несбалансированном обществе. Чтобы восстановить равновесие, нужно предпринять много действий, впереди много работы. Я чувствую, общество все еще настолько жестокое, настолько неравное, что я действительно хотела выразить это по-своему. Мне нужно было показать это буквальным насилием в моем фильме. Как поставить зеркало: вот как мы живем. Пусть в грубой, но одновременно все же развлекательной форме.
Деми Мур была первой претенденткой на роль? Или шел процесс кастинга?
Когда начался кастинг, я знала, что будет сложно. Потому что, очевидно, фильм действительно полагается на ведущих актрис, буквально опирается на плечи. И я знала, что ждет актрису, которая согласится на роль: столкновение с ее собственными фобиями. Я знала, что будет сложно пригласить масштабную личность и «взвалить» на нее весь фильм: согласившись, ей придется пойти на большой риск. Из-за того что мой фильм действительно работает с символами и показывает не очень реалистичный мир, я хотела пригласить актрису, которая представляет собой… саму славу, понимаете, «ЗВЕЗДУ»! Звезду под светом софитов, которая сама по себе является узнаваемым символом.
И поэтому, когда мы передали Деми сценарий и я услышала, что она заинтересована, — я была очень удивлена, потому что думала, что нет никакого способа добиться ее согласия. После того как мы встретились — и у нас была замечательная встреча! — я прочитала ее автобиографию и была поражена. Книга заставила меня открыть совершенно другую сторону Деми Мур, которую я не знала, и я поняла, через сколько всего она прошла и насколько она была в авангарде многих вещей. Например, была суперфеминисткой, опередившей свое время, была первой самой высокооплачиваемой актрисой в эпоху мужского доминирования. Она делала очень провокационные вещи в то время! Позировала для откровенной фотосессии, когда была беременна. И я поняла, что у нее настолько нестандартное мышление! Я знала ее по ролям в кино, но здесь я действительно открыла для себя сторону Деми Мур, которая действительно меня впечатлила.
И она пошла на риск и доверилась мне, почувствовала, что фильм может иметь значение и может быть отличным способом для нее проявить себя как актрису. Она потрясающе умная женщина и обладает невероятной интуицией!
Как вы думаете, у боди-хоррора есть гендер? Есть ли разница между мужским боди-хоррором и женским?
Трудно сказать. Я думаю, у каждого режиссера, любого кинематографиста есть своя оптика. И для меня это зависит от степени искренности в работе. И я думаю, дело в искренней любви к жанру gore, к крови и веселью, и это здорово. Я думаю, что вы не можете снимать жанровые фильмы, если вы по-настоящему не любите хоррор. Возможно, для женщины-режиссера есть другой слой, связанный с более личным телесным опытом или, знаете ли, с другими темами. Что справедливо и для других фильмов, не только жанровых.
Знаете, для меня любые жанровые фильмы являются уверенным способом выразить политическую или социальную позицию, спрятанную за отличным развлечением. И это то, что мне нравилось, когда я смотрела, допустим, «Сумеречную зону», в которой множество высказываний спрятано за развлекательной оболочкой. Как метафора зомби, которые олицетворяют страх иностранных вторжений или что-то в этом роде.
А как раньше вы относились к боди-хоррорам?
Я думаю, то, что у меня вызывало реакцию, то, что я открыла для себя в молодости, связано одновременно и с нашими страхами, и с нашими фантазиями о том, как мы обходимся со своим телом. Как мы боимся быть ранеными и изувеченными или, наоборот, жаждем сохранить тело навсегда, мутировать или найти другой способ трансформироваться.
То, что действительно поражает меня, когда я смотрю в область боди-хоррора, это что речь идет об очень интуитивном опыте — о том, что вы чувствуете. И в «Выжившей», мне очень нравится висцеральный опыт, знаете, с кровью, с ранами, со всем, что связано с телесностью. Я думаю, это потрясающий способ выразить вещи очень молчаливо, буквально невербальным образом.
Можете назвать еще важные для «Субстанции» референсы среди боди-хоррров и других жанровых фильмов?
Очевидно, я большая поклонница Дэвида Кроненберга, Дэвида Линча, Джона Карпентера, особенно его «Нечто». Я люблю «Муху», потому что она так близка, будто это что-то, что вы можете испытать. Или, допустим, фильмы, которые идут еще дальше, вроде «Обеда нагишом», который настолько образный и ставит вас в такие странные отношения со всем, что касается тела. Будто это нечто странное, настолько странное, что больше похоже на столкновение с Чужим или с зомби — что человеческое естество может настолько же пугать.
Ваш фильм адресован женщинам, которые проходят через возрастные изменения? Как бы вы сформулировали основной посыл «Субстанции»?
Для меня фильм не только о том, как женщины, которые стареют, больше не могут найти места в обществе. Я думаю, что это более масштабное заявление о том, что наше тело как женщин не имеет свободного, безопасного пространства: вы знаете, что на вас всегда смотрят, всегда обсуждают, всегда будто изучают. В абсолютно любом возрасте на самом деле.
Я хочу показать то, через что мы проходим, Я хочу показать реальность тюрьмы, которая есть вокруг нас. И снова, возвращаясь к тому, о чем я уже говорила, я думаю, что внешний мир остается прежним. Вы знаете, с телевизионным конвейером и парнями вроде Харви (Вайнштейна – прим. ред.) в нем нет никакого способа посмотреть на себя по-другому. Это так сложно. Я бы хотела действительно иметь возможность перевернуть умы и снова и снова прикладывать усилия. Должен быть сделан большой сдвиг.
О’кей, что мы должны изменить, чтобы попытаться остановить это насилие? Меня так разозлила статья, которую я прочла, что «Субстанция» о том, как далеко можно зайти в пластической хирургии! Черт возьми, фильм о чем угодно, кроме этого! Это перекладывание ответственности на того, у кого нет другого выбора, чтобы попытаться сохранить свое место в обществе.
Мне кажется, слова из этого текста лишь доказывают, что вопрос должен обсуждаться на куда более глубоком уровне. Это комплексная проблема, и люди, особенно мужчины, должны попробовать понять, что мы можем чувствовать, пусть это звучит отчасти шизофренично.
Я думаю, что иногда процесс сильнее: даже если вы не хотите быть жертвой тирании красоты, вы все равно ею становитесь, даже если не хотите этого. Я думаю, что нам многое еще предстоит обсудить, и надеюсь, что фильму удастся начать эту дискуссию.
Так - то пофиг на фильм, но кто - то из девушек посмотрит фильм и сделает выводы моё тело - моё дело. И во что это выльется? Хочу жирухой быть, хочу волосатой). Кстати, я не поддерживаю силикон, если уж это не какая - либо патология. Я знаю, что Деми Мур рассказывала, что у неё было расстройство пищеварения из - за мужиков - продюсеров. Ок, ради сексуальной объективации портить здоровье нельзя. Но почему сексуальность нельзя показывать с мужской точки зрения? И насчёт мужского взгляда, меня не возбуждали фильмы Линча, Верхувена, Ларса фон Триера, Бертолуччи, Лайна, можно же показывать сексуальность, не рискуя здоровьем.
И, да, везде же свои стандарты есть, на каждой работе свои, в том числе и в новой этике, те же интимные координаторы. И по возрасту где - то не берут, отменить это? Но не все же могут до старости пахать. И эти гендерно - бендерные стандарты новые, т.е. борьба с одними за новые? Или же я написал про пищеварение, но на всех же работах здоровье губится. Отчего я должен сочувствовать всяким певуньям и киноблдивам?)))
Кстати, в интервью указана неверная ссылка на фильм «Выживший» / The Revenant, 2015 режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту, вместо фильма «Выжившая» / Revenge, 2017 режиссёрки Корали Фаржа. Поправьте, плиз...