Перспективный антиутопический сериал о бессердечном и мрачном мире корпоративного будущего
К 2074 году глобальное потепление перекроило мировую экономику и привело к банкротству большинства правительств. Власть на планете окончательно перешла в руки мегакорпораций, контролирующих природные ресурсы и обеспечивающих комфортную жизнь для своих высокопоставленных сотрудников. Все остальные сражаются за выживание в кварталах для бедняков, где законно все, на чем можно заработать. Умный, привлекательный и одетый с иголочки менеджер Бен Ларсон (Шон Тил) кажется воплощением успеха в стенах биотехнологической корпорации Spiga. Но на деле Бен – лазутчик, проникший в Spiga из мира бедняков. Его настоящее имя Аарон, и он внедрился в корпорацию, чтобы спасти любимую девушку, ставшую секс-рабыней для топ-менеджеров. Положение Бена осложняется тем, что он для прикрытия своей аферы женился на Лоре (Эллисон Миллер), дочери главы Spiga Элизабет (Джулия Ормонд), и теперь Лора готовится завести ребенка.
Нам уже доводилось отмечать, что американская массовая культура так зациклена на воспевании «здесь и сейчас», что ей трудно вообразить светлое будущее. Конечно, бывают исключения вроде цикла «Звездный путь/Стартрек», но это заслуга отдельных творческих личностей, а не культурный тренд. В основном, когда Голливуд пытается изобразить будущее, он предлагает зрителям либо постапокалиптическую пустыню, либо мрачную техногенную антиутопию – как правило, выстроенную вокруг бесконтрольной власти корпораций.
Как нетрудно догадаться, новый сериал кабельного телеканала SyFy «Корпорация» идет по второму пути. И его главный плюс в том, как много фантазии переселившиеся в Америку испанские создатели шоу Алекс и Давид Пастор («Эпидемия», «Носители») вложили в придумывание деталей корпоративного мира будущего. Например, в этом мире бедняки из небоскребов не поднимаются на лифтах (понятно, лифты давно сломались, и их никто не чинит), а платят мотоциклистам-триалистам, которые умеют ездить по лестницам. Когда служба безопасности ловит предателя, то его допрашивают и пытают в особой звукоизолированной комнате, которая оборудована по последнему слову шумоподавляющей науки. А когда процветающие менеджеры проезжают по шоссе, проложенным сквозь бедняцкие районы, то их с обеих сторон дороги окружают огромные экраны, проецирующие приятные глазу изображения и скрывающие кошмарную реальность.
К основному содержанию шоу такие детали отношения не имеют, но их обилие создает запоминающийся и убедительный мир, доводящий до абсурда нынешние западные тенденции. Чувствуется, что творцы не пожалели времени, а инвесторы не пожалели средств, чтобы «Корпорация» не была воспринята как проходное шоу.
К занимательной картинке прилагается не столь занимательный, но все же интригующий сюжет, вызывающий в памяти фильмы вроде «Гаттаки» и советские картины о разведчиках, внедрившихся в стан врага. Бен должен не только быть верным корпоративным рабом и хорошим мужем, но и хитроумно нарушать правила и распорядки, чтобы добиться своей истинной цели.
Уже в пилотной серии видно, что это достойный человек, который мучается совестью, когда обманывает жену и подставляет сослуживца, чтобы сразиться за его место, и в будущем конфликт между чувствами и обязанностями Бена-Аарона наверняка заострится. Интересно, что главный герой не пытается спасти мир и сокрушить корпоративный гнет – его цель куда проще и достижимей. Это может пойти сериалу на пользу, поскольку тонкая манипуляция системой обычно интереснее, чем ее тупое сокрушение.
Другое дело, что начинающий британский актер Шон Тил из сериалов «Царство» и «Молокососы» не столь харизматичен, как Вячеслав Тихонов или Итан Хоук, и детали мира «Корпорации» вызывают более сильное желание продолжать смотреть шоу, чем игра ведущего актера. Это, конечно, не здорово, потому что телевидение начинается со звезд и заканчивается звездами. Все остальное – вишенки на торте. Тут как в общении со знакомыми – если человек раздражает, то не важно, умеет ли он рассказывать интересные истории. Каждую неделю с ним встречаться все равно не захочется. Тил не раздражает, но и не захватывает, что для кого-то может стать камнем преткновения.
По крайней мере, у Тила неплохая группа поддержки в лице Джулии Ормонд, Денниса Хэйсберта (начальник службы безопасности Spiga) и других известных исполнителей. Это не то шоу, где глазу не за кого зацепиться. «Уникальным шедевром» его не назовешь, но и пропускать его не стоит. Особенно если вам нравятся антиутопии, подчеркивающие пропасть между власть имущими и бедняками.