Мы вспомнили несколько наиболее ярких и запоминающихся персонажей в исполнении одного актера, чья экранная жизнь растянулась на долгие годы
Если спросить зрителей о главной роли в карьере Итана Хоука, кто-то наверняка назовет Тодда из «Общества мертвых поэтов», кто-то вспомнит Винсента из «Гаттаки», а кто-то посчитает, что по-настоящему актер раскрылся только сейчас, в образе писателя Эллисона Освальта в «Синистере». Но наверняка найдутся и те, кто самым значимым событием в актерской карьере Хоука назовет троекратное его перевоплощение в Джесси – главного героя картин «Перед рассветом», «Перед закатом» и теперь вот «Перед полуночью». Вместе со своей экранной партнершей Жюли Дельпи Итан Хоук вернулся к своему герою спустя восемнадцать лет. Большой срок, но отнюдь не рекордный. Да и сама по себе практика таких «долгоиграющих ролей» совсем не нова. Мы вспомнили несколько наиболее ярких и запоминающихся персонажей в исполнении одного актера, чья экранная жизнь растянулась на долгие годы.
АЛЬ ПАЧИНО – 18 лет (Майкл Корлеоне, «Крестный отец», 1972-1990)
Когда Фрэнсис Форд Коппола снимал вторую часть «Крестного отца», это не был сиквел в общепринятом понимании. Скорее это было естественное разделение объемного романа Марио Пьюзо, близкое к современному рассечению экранизации финальных книг о Гарри Поттере или Белле Свон. Поэтому и промежуток между выходом двух первых картин составил всего два года. А вот добиваться от маститого режиссера третьего возвращения к культовым героям студии пришлось долгих 16 лет. Но не только возвращение Копполы за штурвал было условием продюсеров, им нужен был и Аль Пачино – актер, создавший на экране один из самых узнаваемых образов. И спустя восемнадцать лет Майкл Корлеоне – все такой же беспощадный франт, прекрасный и убийственный одновременно!
АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР – 19 лет (Т-800, «Терминатор», 1984-2003)
В 1984 году роль робота-убийцы, посланного из будущего, чтобы убить мать еще не родившегося предводителя Сопротивления, вполне могла отойти другому актеру. Джеймс Кэмерон даже сделал несколько набросков будущего Терминатора, который имел лицо актера Лэнса Хенриксена. Нам стоит поблагодарить продюсеров за то, что они настояли на участии в фильме Арнольда Шварценеггера. За весь фильм герой австрийского Геркулеса произносит всего 18 фраз, но его образ настолько запомнился зрителям, что продолжения было не избежать. И Т-800 вернулся, сначала в 1991 году (правда, на сей раз это была модернизированная модель Т-850), чтобы противостоять новой модели механизированного киллера в исполнении Роберта Патрика, а затем в 2003 году, чтобы разделаться со смертоносной Кристанной Локен. В четвертом фильме места для Железного Арни не нашлось, да и политическая карьера не позволяла ему отвлекаться на кино, но сейчас Шварценнегер вернулся на экран и готов снова примерить красный глаз для пятого фильма о восстании машин.
БРЮС УИЛЛИС – 25 лет (Джон МакКлейн, «Крепкий орешек», 1988-2013)
Уже целое поколение воспитал не всегда трезвый, не со всеми вежливый, не во всем сговорчивый, но постоянно оказывающийся не в том месте и не в то время детектив Джон МакКлейн. Когда-то кандидатура Брюса Уиллиса, милашки-обаяшки из сериала «Детективное агентство “Лунный свет”», настолько не вязалась с образом героя боевика, что продюсеры не рискнули даже поставить его физиономию на постер первого фильма. Зато теперь одно его имя способно продать фильм, даже если по большому счету он того не заслуживает. Да, мы о пятом «Крепком орешке», с его получасовым путешествием из Москвы в Припять, вертолетными расстрелами зданий в центре российской столицы и коварными олигархами, прячущими ядерное оружие. Уиллису, пожалуй, стоило остановиться на четырех фильмах, но он по-прежнему лишь фирменно ухмыляется и грозит очередным продолжением франшизы.
ХАРРИСОН ФОРД – 27 лет (Индиана Джонс, «Индиана Джонс», 1981-2008)
Харрисон Форд тоже мог не стать любимым всеми нами доктором Джонсом – Стивен Спилберг видел в главной роли только его, а вот соавтор сценария Джордж Лукас в фетровой шляпе с хлыстом представлял Тома Селлека, хотя возможности Форда знал прекрасно, поработав с ним на «Американских граффити» и «Звездных войнах». Как бы то ни было, Селлек оказался занят другим проектом, а мир получил одного из обаятельнейших героев приключенческого кино, кумира мальчишек и предмет страсти девушек и женщин нескольких поколений. За первым появлением Индианы Джонса сравнительно скоро вышли второй и третий фильмы, а вот четвертого пришлось подождать семнадцать лет. Обещания вернуть героя на экраны следовали и от актеров, и от режиссера, и от студии, но постоянно что-то мешало, не складывалось или противоречило первоначальным планам. В итоге новые приключения Индианы Джонса все же увидели свет в 2008 году, но оставили поклонников скорее в недоумении. И хотя речь о пятом фильме нет-нет да и заходит в недрах Голливуда, на наш взгляд, старика Джонса лучше больше не тревожить.
МИХАИЛ БОЯРСКИЙ – 29 лет (д’Артаньян, «Д’Артаньян и три мушкетера», 1979-2008)
Нам не хотелось обходить вниманием отечественное кино, поэтому на примере Михаила Боярского пришлось немного «сжульничать». Дело в том, что изначально наши мушкетеры были все-таки телевизионным проектом, лишь фильм «Возвращение мушкетеров» 2008 года появился на больших экранах. Но это не умаляет заслуг актеров! Тем более что не только Михаил Боярский прошел долгий путь от подвесок королевы Анны, но и его экранные партнеры Игорь Старыгин, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Алиса Фрейндлих и другие. Поистине геройское путешествие длиной в треть века! И пусть вас не пугают оценки и рейтинги последнего мушкетерского фильма – Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян навсегда останутся в сердцах советских и российских зрителей такими, какими видел их режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич в далеком 1979 году. А остальное – происки каналий и тысячи чертей!
ЭНТОНИ ПЕРКИНС – 30 лет (Норман Бэйтс, «Психо», 1960-1990)
Если ранее упомянутые нами актеры в своих «затянувшихся» ролях не затерялись, возвращаясь к привычным образам скорее как к любимым домашним тапочкам, и проявляли себя в других жанрах, стилях и стихиях, то Энтони Перкинса можно назвать заложником одной роли. Неприметный скромный молодой человек попал на глаза Альфреду Хичкоку, который увидел в Перкинсе идеального психопата. Так 27-летний Энтони стал Норманом Бэйтсом, от образа которого так и не смог впоследствии избавиться. Не то чтобы он не пытался. На его счету есть видная роль в «Процессе» Орсона Уэлса и запоминающееся появление в «Убийстве в Восточном экспрессе» Сидни Люмета, но мотель Бэйтсов манил и манил актера, да так, что третий фильм из франшизы «Психо» Энтони Перкинс даже снял собственноручно. Увы, с шедевром Хичкока три сиквела не шли ни в какое сравнение и скончались четвертым фильмом, снятым уже для ТВ.
СИЛЬВЕСТР СТАЛЛОНЕ – 30 лет (Рокки Бальбоа, «Рокки», 1976-2006)
Просматривая фильмографию Сильвестра Сталлоне, трудно поверить в то, что когда-то этот герой боевиков различной степени адекватности не только снимался в большом оскароносном кино, но и писал для него сценарии. Никто не станет спорить с тем, что «Рокки» – вершина для Сталлоне, образцовая спортивная драма, и по сей день смотрящаяся целостно и внушительно. Это отметила и американская Киноакадемия тремя «Оскарами»: за режиссуру, монтаж и приз лучшему фильму года. Увы, награды обошли стороной самого Слая, и актер и сценарист не стал мириться с судьбой. Три годя спустя Сталлоне снял сиквел, до первой ленты качественно никак не дотягивающий, еще через три года вновь вышел на ринг (опять безуспешно), а затем, будто по инерции, «одарил» еще двумя необязательными сиквелами, чаще претендующими на «Золотую малину», чем на серьезные призы. Лишь в 2006 году своеобразная перезагрузка вернула старого доброго Рокки Бальбоа, но, увы, поезд ушел, оставив Сталлоне удел «неудержимых» кинокапустников и третьеразрядных «олдскульных» боевиков. Впрочем, мы не будем против, если Слай вернется к образам Рокки или Рэмбо – все-таки это целая эпоха!