Пока герои фильма «Ночь в музее: Секрет гробницы» в третий раз призывают зрителей поучаствовать в своих приключениях, мы вспомнили еще десяток музеев, которые можно посетить, не отрываясь от экрана
Огромные сокровища, которые хранят в своих запасниках хранилища по всему миру, привлекают криминальные умы с самого начала существования музейного дела. Картин, посвященных ограблениям, сотни и тысячи, но далеко не каждой из них было суждено стать украшением другой коллекции – кинематографических шедевров. Комедийный триллер Уильяма Уайлера «Как украсть миллион» можно вносить в список лучших без всяких сомнений, он легок, свеж, изящен и пронизан самыми светлыми эмоциями. Великолепные Одри Хепберн и Питер О’Тул в своей лучшей форме красотой не уступают тем экспонатам, что окружают их в процессе ограбления парижского музея. Картина стала достоянием всего мира и даже прокатывалась в Советском Союзе, став одним из кассовых лидеров своего времени.
В СССР, впрочем, были и свои «грабители», причем из числа тех, кто социалистическую собственность призван защищать. Речь идет, конечно, о прекрасной комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», в которой герой, отправленный на пенсию следователь, решает совершить «преступление века» и тут же раскрыть его, чтобы доказать свою востребованность на работе. Задача непростая, но выполнимая. Беда заключается в том, что похищение картины Рембрандта из собрания музея никто не замечает, и похищенное приходится вернуть на место. Интересно, что «Портрет молодого человека», который выкрадывают герои Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева, хранится в петербуржском Эрмитаже, а вот роль музея, ставшего жертвой «похитителей», сыграл университетский корпус в Москве.
В те славные времена, когда Брюс Уиллис еще не забронзовел и не превратился в скучную пародию на самого себя, этому актеру пришлось испытать на себе множество не самых банальных приключений. Одним из самых приятных наверняка стало участие в комедии Джоэла Сильвера «Гудзонский ястреб», ведь съемки ее проходили в прекрасных европейских городах, а герою Уиллиса довелось побывать в таких местах, куда простым посетителям вход воспрещен. Старина Брюс играет в картине роль взломщика Эдди, которого таинственные заказчики нанимают, чтобы выкрасть артефакты, выполненные рукой знаменитого Леонардо да Винчи. Фильм шумно провалился в прокате, получил разгромные критические отзывы, но для тех, кто смотрел его еще на видео, остался одним из лучших детских воспоминаний.
В далеком 1968 году соперником фильма «Как украсть миллион» выступила лента Нормана Джуисона «Афера Томаса Крауна», но мы обратимся к прошлому не столь отдаленному, отметив в своем списке ремейк фильма Джуисона от 1999 года. Знаменитый режиссер боевиков и триллеров Джон МакТирнан внезапно обратился к жанру криминальной комедии, заманил в свой проект тогдашнего Джеймса Бонда Пирса Броснана и выдал на потеху публике новую «Аферу». Главный герой картины, эксцентричный миллионер, грабит в фильме нью-йоркский музей Метрополитен. Руководство музея отказалось предоставить свои помещения создателям ленты, так что МакТирнан был вынужден выстроить музейные залы в павильоне. Пришлось повозиться, но зато и красть фальшивые картины из фальшивого музея значительно проще.
Стараниями Стивена Соммерса и его «Мумии» на рубеже веков в кинематографе возникла мода на тему египетских сокровищ и связанных с ними суеверий. Среди массы картин, проэксплуатировавших тогда тему фараонов, мы бы отметили французский фильм ужасов «Бельфегор», где главную роль исполнила очаровательная Софи Марсо. Нет-нет, Марсо вовсе не исполняет роль замотанного в бинты древнеегипетского монстра, в ее героиню вселяется дух мумии, отправленной из Египта в парижский Лувр, – одурманенная заморским гостем девушка по ночам ходит в музей и портит дорогие экспонаты. По размаху спецэффектов «Бельфегор» с «Мумией» или «Царем скорпионов», конечно, не сравнится, но пугает исправно – ночью в музее бывает не только весело, но и по-настоящему страшно.
Всегда втайне поддерживающая хулиганов всех мастей компания Disney наиболее явно проявила эту свою черту характера в 2004 году, когда ее силами на экраны вышел приключенческий боевик «Сокровище нации». Современным Индианой Джонсом и Шерлоком Холмсом в одном лице в нем выступил герой Николаса Кейджа, бесстрашный охотник за сокровищами, уверенный в том, что американские отцы-основатели не только заложили основы страны, но и припрятали нехилые запасы золота. В поисках богатств Бен Гейтс вынужден пробираться в самые защищенные хранилища, вскрывать замки музеев и тайком проникать в государственные библиотеки, чтобы собрать ключи, ведущие к тайнику. Идея фильма пришлась зрителям по душе, да и Кейдж в нем совсем не так плох, как обычно, так что за первым фильмом последовало продолжение, и вновь, кстати, не без незаконных проникновений.
Сравниться с интересом к древнеегипетским мумиям в кино с участием музеев может, пожалуй, лишь наследие великого Леонардо да Винчи. Мы уже упомянули один фильм, в котором грабители питали страсть к вещицам, созданным итальянским художником и изобретателем, но режиссер Рон Ховард пошел еще дальше. Опираясь на мистический триллер Дэна Брауна, Ховард снял картину «Код да Винчи», в которой флорентийский гений раскрывает такой секрет, который может обрушить все наше миропредставление. Главный герой ленты расследует убийство куратора Лувра, которое произошло прямо в музее, на глазах у изумленной Моны Лизы. В отличие от многих других фильмов, Ховарду удалось убедить руководство Лувра и снять несколько сцен в подлинных декорациях музея. Снимать настоящую Джоконду, впрочем, группе не позволили, картина заменена копией.
В то время как зарубежные музеи расширяют свои экспозиции, увеличивают музейные площади и наращивают приток визитеров, российское музейное дело стремительно увядает. Героев трагикомедии Авдотьи Смирновой «2 дня» сводит вместе пришедший в упадок провинциальный музей полузабытого классика русской литературы. Литературовед Мария, заместитель директора музея, может часами цитировать любимого писателя, московский чиновник Петр, приехавший в далекий городок, поглощен совсем иными проблемами. Удивительный воздух русской глубинки, необыкновенная атмосфера музея и обаяние его работников меняют отношение московского гостя к проблемам литературного островка культуры, а затем и к собственной жизни. И то верно, из музеев еще никто не выходил прежним.
Чтобы у зрителей и читателей не создалось впечатления, что музеи в кино только грабят, мы добавили в наш список небесспорный, но достаточно яркий фильм Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами». Его герои за сокровищами охотятся из самых лучших побуждений. Действие фильма происходит в последние дни Второй мировой, когда агонизирующая нацистская машина решает вместе с собой похоронить и наследие целых поколений скульпторов, художников и архитекторов. Специально собранный отряд музейных работников передвигается вместе с войсками по линии фронта и собирает те остатки культуры, что пощадила война. Великолепный актерский ансамбль нивелирует откровенно слабенький сценарий, так что фильм вполне смотрибелен, тем более что съемки его проходили в живописных пригородах Берлина, именно там, где история едва не пропала в пожаре войны.
В заключение хотелось бы отдать должное еще одному музею, на который было обращено пристальное внимание на протяжении нескольких последних лет. Впервые коллекционер Танелиир Тиван появился в марвеловской киновселенной еще в фильме «Тор 2: Царство тьмы», но пройтись по залам его жуткого музея, содержащего самые немыслимые экспонаты, зрители смогли только в «Стражах Галактики». К сожалению, в процессе этой экскурсии происходит непоправимое, и музей взлетает на воздух, но горевать долго не приходится. Самые главные сокровища невиданной галактической коллекции остаются невредимыми: финальная сцена демонстрирует живехонького героя Бенисио Дель Торо, советскую собаку-космонавта Лайку и Говарда-утку. А значит, приключения продолжаются!