Главный фестиваль американского независимого кино уже пару дней как начался, а мы рассказываем о 10 самых ожидаемых премьерах смотра: новая режиссерская работа Джесси Айзенберга, призраки Стивена Содерберга и возвращение Кристен Стюарт на большие экраны.
Аарон Шимберг, тёмная лошадка американского инди-кинематографа, с третьей картиной выходит наконец к широкой публике. Главная роль в «Другом мужчине» отдана звезде Marvel Себастьяну Стэну. Обладательница приза за лучшую актёрскую работу Каннского кинофестиваля 2021 года Ренате Рейнсве («Худший человек на свете») держит на себе второй план. Судя по аннотации, зрителей ждёт сатирическая комедия об актёре, который буквально теряет лицо, а затем и работу, и личность, и кто знает, что ещё. Примечательно, что предыдущий фильм Шимберга, «Связанные по жизни», тоже был об актёрах и буквальном сочетании красоты и уродства. Дата выхода «Другого мужчины» в прокат пока неизвестна, но лента уже заявлена в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля.
«Блаженны мёртвые» — ещё одна картина с Ренате Рейнсве, премьера которой пройдёт в Парк-Сити в январе 2024-го. Сюжет обещает историю трёх семей, столкнувшихся с тем, что их погибшие родные восстали из мёртвых. Вернувшиеся к жизни родственники вносят пугающую сумятицу в рутину не так давно смирившихся с потерями героев. Помимо Рейнсве в полнометражном режиссёрском дебюте Теа Хвистендаль играет также Андерс Даниельсен Ли, партнёр Рейнсве по «Худшему человеку на свете», актёр, отметившийся если не во всех, то в очень многих значимых норвежских фильмах последних лет: «Осло, 31 августа», «Утейя, 22 июля», «Тошнит от себя».
Нэйтан Силвер, широко известная в узких кругах звезда мамблкора, приезжает на «Сандэнс», как ни странно, в первый раз, а ведь «Между храмов» – это уже девятая его полнометражная работа. Возможно, пробиться в Парк-Сити новой картине режиссера помог Джейсон Шварцман. Самый популярный (согласно статистике портала Letterboxd) актёр 2023 года, сделавший себе имя на ролях в картинах Уэса Андерсона, он и по сей день снимается как в крупнобюджетном студийном кино вроде последней части «Голодных игр», так и в полуподвальной классике вроде «Золотых выходов» Алекса Росс Перри. «Между храмов», безусловно, относится ко второй категории.
Сюжет о преодолении экзистенциального кризиса немолодым неустроенным мужчиной выглядит не слишком интригующе, однако Силвер любую уже тысячу раз рассказанную историю может представить как яркий калейдоскоп блестящих украшений. Так, например, его «Улица жажды» была прекрасным парафразом одновременно и бульварных романов, и «Мизери» Стивена Кинга.
Авторы культового в узких кругах «Полу-Нельсона» Райан Флек и Анна Боден возвращаются на инди-сцену после неудачной командировки к Кевину Файги: их «Капитан Марвел» был настолько безликим, что между именами режиссёров на финальных титрах и результатом на экранах связи не построили даже самые преданные фанаты. Новая картина кинематографистов, «Жуткие истории» — четырёхчастный альманах с местом действия в Окленде 1987 года. Аннотация обещает столкновение баттл-рэпа, неонацистов, звёзд NBA и много кого ещё. Связывает четыре истории персонаж Педро Паскаля, но как именно — пока неизвестно. Первые рецензенты уже назвали картину смесью «Криминального чтива» со «Скоттом Пилигримом против всех».
Джейн Шёнбрун, авторка главного андеграундного хоррора 2021 года «Мы все идём на всемирную выставку», сняла ещё один фильм ужасов, «Я видела мерцание ТВ». Если в первой картине молодая героиня медленно сходила с ума под влиянием онлайн-челленджа, то в «Мерцании», судя по аннотации, детская реальность будет трещать по швам уже под воздействием послеполуночных ТВ-передач. Дэвид Линч, Дэвид Кроненберг, Ричард Келли — список референсов будто бы заранее очевиден, но тем не менее впечатляет. На наших глазах рождается новый культовый режиссёр, одной левой опрокидывающий тех авторов, чьи работы ценны скорее повторением родительских проповедей, чем собственными находками.
Роуз Гласс, режиссёрка «Святой Мод», представит на «Сандэнсе» вторую картину, снова жанровую, «Любовь, ложь и кровь». Синопсис сулит романтическую историю предательства в антураже бодибилдерского сообщества Лас-Вегаса, что само по себе заслуживает внимания, но прочие подробности пока сокрыты тайной. Главную роль исполняет Кристен Стюарт, на втором плане заявлены Джена Мэлоун, Эд Харрис, Дэйв Франко. Первые рецензенты уже рассказывают об экранных потоках насилия, протекающих где-то вдалеке от дебютной работы Гласс, рядовые же зрители смогут ознакомиться с картиной ориентировочно поздней весной 2024 года.
Ещё одна картина с Дженой Мэлоун в касте — «Маленькая смерть» Джека Бегерта. Главная роль здесь отдана звезде «Друзей» Дэвиду Швиммеру, он играет режиссёра средних лет на грани нервного срыва. Более о сюжете картины ничего не известно, но с дебютным полным метром Бегерту в качестве продюсера помогал Даррен Аронофски, а он не так часто подписывается на подобные авантюры. Фильм будет представлен в секции NEXT, как правило, служащей пристанищем для всего самого экспериментального, что добирается до Парк-Сити. Так что наград «Маленькой смерти» не видать, а вот любовь зрителей завоевать лента сможет запросто.
Один из самых ожидаемых фильмов фестиваля — «Выгон» с Сиршей Ронан в главной роли, экранизация одноимённого романа Эми Липтрот. Весь сюжет автобиографического произведения сводится к восстановлению девушки после девятилетнего периода саморазрушения. Эми-Сирша бросает пить, отказывается от наркотиков, а главное, переезжает из Лондона на Оркнейские острова, на самый север Шотландии. Там она устраивается на работу, связанную с уходом за птицами, и одновременно пишет книгу — тот самый «Выгон», будущий автофикшен-хит. Роман стал лидером продаж в Великобритании, был переведён на многие языки мира (в том числе и на русский), а в 2024 году, спустя 8 лет после выхода первоисточника, настало время и для экранизации.
«Присутствие» — новый фильм Стивена Содерберга, одна из главных сенсаций программы фестиваля. Снятой за 11 дней в обстановке полной секретности картины не ожидал примерно никто, а между тем, если верить описанию, зрителей и критиков ждёт одна из самых экспериментальных работ режиссёра.
По сюжету семья заезжает на новое постоянное место жительства и обнаруживает, что в доме ещё кто-то есть. Казалось бы, ничего выдающегося, но картина снята от лица призрака. Пока неизвестно, вдохновлялся ли Содерберг недавним «Скинамаринком» или его новый проект обладает большей самостоятельностью, но от режиссёра, от и до исследовавшего остросюжетный жанр со всеми возможными и невозможными техническими новшествами, можно ожидать гораздо более увлекательного и дружелюбного к зрителю результата.
«Настоящая боль» — второй полный метр Джесси Айзенберга. В главных ролях сам Джесси и Киран Калкин. Роуд-муви рассказывает о двух американцах, путешествующих по Польше после смерти бабушки. В 1940-е она пережила холокост, а спустя 80 лет её внуки посещают современный Освенцим и пытаются разобраться — и в себе, и в родственниках, и в целом в окружающем мире. И пусть замысел звучит наивно, но, возможно, именно такая исследовательская прямолинейность вкупе с мягкой авторской иронией смогут показать связи между мирами 1940-х и 2020-х гораздо более наглядно, чем любые метафоры. В конце концов первая режиссёрская картина Айзенберга, «Когда ты закончишь спасать мир», выделялась именно мягкостью интонации в сочетании с чётким посылом.