Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

10 выдающихся кинопобегов

Фильмы о побегах из тюрьмы всегда были невероятно популярны. Даже самый законопослушный зритель склонен верить в то, что Фемида далеко не всегда и не ко всем бывает справедлива

Добавить в закладки
Смывайся!

Если в России на Новый год любят смотреть по телевидению «Иронию судьбы» и «Елки», то в Великобритании в тройку лидеров неизменно входит «Большой побег» Джона Стерджеса. Фильм о побеге сразу 76 (!) человек из немецкого лагеря для союзнических военнопленных в марте 1944 года основан на реальных событиях и является адаптацией автобиографии Пола Брикхилла, который сам бежать вместе со всеми не сумел, но обстоятельства этого события задокументировал детально. Главные роли в экранизации сыграли Стив МакКуин, Чарльз Бронсон, Ричард Аттенборо, Джеймс Коберн и Дональд Плезенс.

Кадр из фильма "Большой побег"

Любопытно, что сразу после выхода фильм Стерджеса не имел громкого успеха и не завоевал громких премий – как критики, так и аудитория распробовали его лишь годы спустя. Сегодня это одна из самых знаменитых киноисторий о беглецах, а ее влияние на поп-культуру сложно переоценить: отголоски «Большого побега» присутствуют почти во всех лентах данного жанра, включая культовый «Побег из Шоушенка» и пластилиновый мультфильм «Побег из курятника». Кроме того, в 1988 году увидел свет телесиквел под названием «Великий побег II: Нерассказанная история».

Можно сколько угодно обвинять ленту Стерджеса в приукрашивании действительности (например, по сравнению с книгой в сценарии заметно увеличена роль американцев), факт остается фактом: действуя сообща, узники сумели под самым носом у администрации вырыть несколько тоннелей и массово покинуть лагерь. Вероятно, в качестве рождественского кино «Большой побег» и может кому-то показаться немного странным выбором, но как история о мужской стойкости, дружбе и взаимопомощи он по сей день работает на пять с плюсом.

Клинт Иствуд за свою богатую кинокарьеру побывал не только ковбоем и полицейским, довелось ему сыграть и узника закона, такого как грабитель банков Фрэнк Моррис. В 1962 году месте с двумя сообщниками Моррису удалось сбежать из сверхзащищенной американской тюрьмы Алькатрас, располагавшейся на острове недалеко от Сан-Франциско. Пенитенциарное заведение для самых закоренелых преступников, в силу своей удаленности от материка считавшееся неприступным, вскоре после этого было закрыто (сегодня там устроен музей), а в 1979 году история Морриса легла в основу фильма Дона Сигела, довольно подробно передавшего детали происшествия.

Кадр из фильма "Побег из Алькатраса"

Ни Фрэнка, ни примкнувших в нему братьев Энглин больше никто не видел, так что многие подозревают, что трое беглецов, покинувшие остров ночью на самодельном резиновом плоту, переохладились и утонули, так и не добравшись до суши. Но в 2003 году авторы популярного сериала «Разрушители легенд» поставили «следственный эксперимент»: действуя теми же средствами (плот и фанерные весла), они попробовали повторить путь беглецов через пролив и сумели догрести до противоположного берега всего за 40 минут. Так что, вероятно, Моррис остался жив и впоследствии сумел по достоинству оценить игру Иствуда в «Побеге из Алькатраса». Впрочем, о том, не случалось ли ему получать благодарственных писем откуда-нибудь из Мексики, актер упорно помалкивает.

Кто сказал, что тюрьмы бывают только наземными? Стюарт Гордон решил развить классическую тему, поместив персонажей своего сай-фая «Крепость» туда, куда никогда не проникает солнечный свет. И не прогадал: антиутопия об управляемой искусственным интеллектом 30-этажной подземной супертюрьме 2017 года, из которой пытается сбежать несправедливо осужденный герой Кристофера Ламберта, стала одним из самых ярких фильмов в его карьере. Ограниченный бюджет и действующие в кадре преимущественно «бэшные» актеры типа Джеффри Комбса ничуть не испортили зрелища, явив зрителям напряженный сюжет, выпуклых персонажей, грамотную режиссуру и отличные спецэффекты Пола Джентри.

Кадр из фильма "Крепость"

Культовый статус, заработанный «Крепостью» на хоум-видео, спустя семь лет привел к появлению сиквела, в котором Ламберт пытался удрать уже из космической тюрьмы. Но севшему в режиссерское кресло новозеландцу Джеффу Мерфи до Гордона, увы, оказалось далеко – если его фильм чем и запомнился зрителям, то разве что количеством ляпов и нелепостей на минуту экранного времени. Да и 11 миллионов бюджета явно были не той суммой, за которую постановщик-середняк сумел бы скреативить обещанную зрителю «космическую сагу». Тот самый случай, когда размер, кажется, действительно имеет значение.

Лучший фильм всех времен и народов по версии сайта IMDb. Банкир Энди Дюфрейн мотает пожизненный срок в тюрьме строгого режима Шоушенк за убийства, которых он не совершал. Начальник тюрьмы Хэдли в курсе того, что обвинение несправедливо, но умения Дюфрейна нужны ему для проворачивания собственных финансовых махинаций, потому в пересмотре дела он совершенно не заинтересован. Уяснив, что из тюрьмы ему живым не выйти, Энди разрабатывает план побега, в который посвящен лишь его тюремный товарищ – чернокожий заключенный Ред, умеющий по своим тайным каналам доставать с воли любые товары…

Кадр из фильма "Побег из Шоушенка"

При написании повести «Рита Хэйуорт и спасение из Шоушенка» Стивен Кинг, чего он сам и не скрывает, вдохновлялся идеями из фильма «Побег из Алькатраса». Тем не менее в результате получилось вполне самостоятельное произведение, автора которого сложно было упрекнуть в эпигонстве. Режиссер Фрэнк Дарабонт, однако, при написании сценарной адаптации решил не мелочиться: экранизацию кинговского бестселлера он наполнил вполне конкретными отсылками к «Алькатрасу», в результате чего схожесть сюжетов стала гораздо более явной. Возможно, поэтому лента не имела больших сборов и не завоевала «Оскаров», а всенародную славу обрела лишь годы спустя, когда «Побег из Алькатраса» зрителями основательно подзабылся.

Но легкий налет вторичности не помешал ей стать рабочим пособием для вполне реальных мастеров побегов, вдохновившихся примером Дюфрейна: как сообщает пресса, в 2007 году двое заключенных тюрьмы города Элизабет американского штата Нью-Джерси, действуя по «шоушенковскому» рецепту, пробили отверстие в стене камеры, скрыв его от охранников за фотографиями топ-моделей, и потом успешно ударились в бега. Лишь после этого спохватившееся тюремное начальство запретило украшать камеры постерами – впрочем, поимке ускользнувших в неизвестном направлении Хосе Эспинозы и Отиса Бланта данная мера никак не способствовала. Кто знает, возможно, и об этом «киношном» побеге в Голливуде когда-нибудь снимут фильм?

Клайд Шелтон, прежде бывший законопослушным гражданином, больше не верит в правосудие: его жена и дочь убиты при ограблении, а негодяй, лишивший их жизни и из-за «недостатка улик» получивший всего-навсего 3 года, вскоре снова гуляет на свободе. Поймав и казнив убийцу собственными руками, Шелтон с чувством выполненного долга отправляется в тюрьму, но странное дело: даже оттуда он умудряется мстить лживой и продажной юридической системе, как будто обретя волшебную возможность упархивать из-за решетки по первому своему желанию.

Кадр из фильма "Законопослушный гражданин"

Если бы триллер Феликса Гэри Грея был комедией, ее теглайном могла бы стать фраза: «Кто хорошо подготовился, тому и отсидка не в напряг». От большинства «тюремных» фильмов «Законопослушный гражданин» отличается тем, что обычно заключенный начинает думать о побеге уже после того, как за ним захлопнутся двери камеры, – в данном же случае герой Джерарда Батлера, как человек умный и предусмотрительный, позаботился обо всем загодя. Глянец на сценарий ленты наводил Фрэнк Дарабонт, после «Побега из Шоушенка» и «Зеленой мили» считающийся в Голливуде одним из главных специалистов по тюрьмам. От постановки «Гражданина» он в итоге самоустранился, решив, что еще один тюремный проект в его резюме будет явным перебором, – но заменивший Дарабонта в режиссерском кресле Грей, как мы теперь знаем, и сам справился совсем неплохо.

Специалист по побегам Рэй Бреслин работает в частной охранной компании, тестируя лучшие тюрьмы США и помогая заказчикам устанавливать их «слабые места». Он уже опробовал на себе 14 пенитенциарных заведений строгого режима и сумел сбежать из каждого из них, о чем написал книгу-бестселлер. Когда от спецслужб поступает «мутноватый» заказ на проверку частной тюрьмы для особо опасных преступников, Бреслин соглашается не сразу, но любопытство все же берет верх – и вскоре ему приходится пожалеть о своем решении: в тюрьме, куда доставляют Рея, царят совершенно зверские порядки, а ее начальник держит Бреслина за обычного заключенного, «прессуя» его за любое неповиновение. Чтобы вырваться на свободу, Рэю придется напрячь всю свою смекалку и заручиться поддержкой банковского афериста Эмиля Роттмейера. Провернуть побег будет очень непросто, ведь тюрьма, в которой они отбывают срок, плавучая, и за ее стенами нет ничего, кроме бескрайнего океана…

Кадр из фильма "План побега"

Идея свести в одном фильме Шварценеггера и Сталлоне обсуждалась обоими экшен-звездами на протяжении более четверти века, но в эпоху их пиковой популярности этого так и не случилось. Потом был пробный шар – дилогия «Неудержимые», в которой Слай и Арни несколько затерялись на фоне многочисленных коллег. Очевидно, чтобы дуэт засиял по-настоящему, требовалось «кино для двоих», и такое кино наконец-то снял Микаэль Хофстрем. Небеса, однако, на землю почему-то не рухнули. Неизвестно, чего на самом деле ждали фанаты (вероятно, какой-нибудь термоядерной смеси «Рэмбо» с «Терминатором»), но получили они то, что получили: крепкий, хоть и не хватающий звезд с неба боевик со стареющими культуристами и противостоящим им холеным злодеем-социопатом. Завышенный градус ожиданий стал причиной того, что разочарованные зрители довольно сильно обхаяли симпатичную, в общем, ленту. А ведь снимись в «Плане побега» кто попроще и помоложе, так еще, глядишь, ее авторам и комплиментов бы насыпали – хотя бы за интересную идею плавучей тюрьмы.

Попав в тюрьму на острове Иф из-за предательства и клеветы лучшего друга, Эдмон Дантес тридцать лет мечтает о мести и готовит побег, пока благодаря знакомству с другим заключенным ему наконец-то не удается вырваться на свободу. Откопав спрятанный клад, Дантес возвращается в высшее общество под именем графа Монте-Кристо – теперь его врагам не поздоровится!

Кадр из фильма "Граф Монте-Кристо"

Классический роман Александра Дюма экранизировался в разных странах не менее десятка раз, как в «полном метре», так и в виде сериалов. Все киноадаптации подвергались критике за многочисленные отступления от буквы оригинала (правда, иначе перенести объемистую книгу на экран было бы просто невозможно), и выбранная нами американская версия 2002 года не исключение. Почему, вы спросите, было не взять что-то более «французское», ведь и Жан Марэ, и Жерар Депардье, в разное время игравшие Дантеса, справились со своей задачей очень неплохо?

Да просто из-за любопытного совпадения: дело в том, что в американской ленте узника замка Иф играет Джим Кэвизел – тот самый, что десять лет спустя исполнил роль начальника тюрьмы в «Плане побега». Посмотрите эти два фильма подряд, и вы сможете оценить, насколько разноплановым может быть талантливый актер, широкой аудиторией по сей день воспринимаемый главным образом как Иисус из «Страстей Христовых». К слову, раз уж речь зашла о «Плане побега» – заметили ли вы в нем отсылку к «Страстям Христовым»? Не заметили? Хороший повод пересмотреть ленту еще раз…

Компания из самых отъявленных маньяков, убийц, наркоманов и насильников за всю историю американской Фемиды этапируется на борту самолета С-123 в новую тюрьму особо строгого режима. В этой толпе обнаруживает себя Кэмерон По (Николас Кейдж) – бывший коп, отсидевший за непреднамеренное убийство пьяного неадеквата, пристававшего к его беременной жене, и теперь возвращающийся домой, чтобы успеть на празднование восьмилетия дочки, которую он никогда не видел. Планы Кэмерона повисают на волоске, когда рецидивисты под предводительством опасного зэка Сайруса Гриссома (Джон Малкович) угоняют самолет с целью удрать в другую страну. Но По слишком хочет домой, к жене и дочери, чтобы позволить их злодейским намерениям сбыться.

Кадр из фильма "Воздушная тюрьма"

Триллер Саймона Уэста, написанный по мотивам газетной заметки о спецсамолете для транспортировки преступников, собрал потрясающий актерский состав (Джон КьюсакСтив БушемиВинг РэймсДэнни Трэхо и др.), хотя, мягко говоря, не все участники этой «солянки» были довольны постоянными переписываниями сценария: Джон Малкович, ежедневно получавший новые и новые страницы с исправленным текстом, очень волновался, что его персонажа превратят в полного идиота, а Джон Кьюсак после просмотра ленты так возненавидел ее, что долгое время отказывался говорить о «Воздушной тюрьме» в своих интервью.

Зрители и критики также до сих пор ожесточенно спорят о том, хороший ли это фильм, но, несмотря на обилие глупых шуток, киноляпов и сюжетных дыр, картина Уэста заработала огромное количество поклонников по всему миру. Прокатная версия «Воздушной тюрьмы» номинировалась как на «Оскар», так и на «Золотую малину», однако знатоки рекомендуют не размениваться на мелочи: только «нецензурный» DVD-вариант с рейтингом NC-17, только хардкор!

Люк Джексон попадает за решетку по пьянке, от скуки свинтив газовым ключом на платной автостоянке десяток монетоприемников. Но в тюрьме ему тоже скучно, к тому же за упрямый нрав и нарушения режима парень постоянно сидит в карцере. Надзиратели ненавидят его, а сокамерники уважительно называют Люком Хладнокровным. Он неоднократно пытается бежать – каждый раз неудачно. Режим его содержания все ужесточается, но для человека, поставившего себе за цель вырваться из узилища, противостояние тюремным порядкам делается делом принципа – Хладнокровный Люк готов бороться за свободу любой ценой…

Кадр из фильма "Хладнокровный Люк"

Для кино 60-х «Хладнокровный Люк» Стюарта Розенберга стал настоящим символом борьбы с системой, в своем роде не менее важным, чем более поздний «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Лента получила абсолютное признание международных критиков; Пол Ньюман за роль главного персонажа (к слову, сегодня занимающего 30-е место в списке «100 лучших героев и злодеев по версии AFI») номинировался на премию «Оскар», а конфликты с тюремным начальством, показанные в фильме, впоследствии использовались как пример для подражания участниками печально известного Стэндфордского эксперимента (в свою очередь, ставшего основой для фильма «Эксперимент»). Даже сегодня, полвека спустя, фильм Розенберга смотрится на ура, так что, если вам нравятся истории независимых одиночек, «Хладнокровный Люк» станет отличным способом скоротать вечер.

Существует много виртуозных способов вырваться из тюрьмы. При наличии времени целеустремленный человек может продолбить стену ложкой. Вырыть подкоп. Перепилить решетку ниткой, смазанной абразивным материалом. Смастерить циркулярную пилу из вентилятора… У массовых убийц Микки и Мэллори времени на все это не было, поэтому они пошли более простым путем: давая интервью в прямом эфире, устроили тюремный бунт и взяли в заложники журналиста, являвшегося их давним фанатом. Терять невменяемой парочке совершенно нечего, остается только пробиваться на волю, проливая кровь и множа трупы…

Кадр из фильма "Прирожденные убийцы "

Мрачную сатирическую историю, обличающую упоение современного общества насилием, Квентин Тарантино вообще-то написал для себя, но вынужден был продать сценарий, поскольку не мог найти денег на его постановку. Оливер Стоун деньги нашел, однако при этом так переписал сюжетную канву, вместо репортера сделав главными героями убийц, что Тарантино предложил убрать его имя из титров, пояснив: «Это уже не мое кино». Результат мы знаем: стоуновский фильм режет глаз психоделической картинкой, использованием огромного количества разнообразных кинематографических техник и специальных эффектов, а также совершенно запредельным уровнем насилия: чтобы добиться для ленты хотя бы рейтинга R, режиссеру пришлось вырезать из нее 4 минуты кровавой бойни, а в некоторых странах «Прирожденные убийцы» вовсе оказались под запретом.

Разумеется, романтическая история современных Бонни и Клайда, убивающих просто ради развлечения, – это совсем не то кино, персонажами которого можно восхищаться, но вдумчивый зритель все же сумел рассмотреть в этом кровавом месиве мораль: каким бы обаятельным ни было зло и как бы ты ни возносил его на пьедестал, оно не сделает для тебя исключения, сожрав при первой же возможности – на то оно и зло. К слову, Стоун как сценарист приложил руку еще к одному «тюремному» фильму, поражающему воображение своей жестокостью, – «Полуночному экспрессу», герой которого также сидел вполне «за дело» и не очень тянул на «бедную овечку». Что тут скажешь: как бы зритель ни сочувствовал людям вроде Энди Дюфрейна из «Побега из Шоушенка», все же из тюрем бегут отнюдь не только те, кого можно было бы назвать несправедливо оклеветанными симпатичными парнями, – и вымышленные «Прирожденные убийцы», и основанный на реальных событиях «Полуночный экспресс» всецело этот факт подтверждают.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?