
Замечательная криминальная трагикомедия – немного от Гая Ричи, немного от «Жмурок», немного от «Реальных пацанов» и очень много драйва, остроумия и искренности
Тима (Антон Шурцов) – простой серпуховский пацан, который очень хочет подняться. Свой шанс продвинуться он видит в предложении местного бандита Виктора инсценировать ограбление курьера. Для этого Тима заручается поддержкой своего лучшего друга Дэна (Александр Паль), которому деньги тоже не помешают – в город вернулась его сестра и у нее большие проблемы. Третьим на дело приятели берут автослесаря Жору (Артем Костюнев), у которого в прошлом куча темных делишек. План продуман, все на мази, вот только вместо подставного курьера на встречу приезжает Ваня (Никита Ост) – только что вернувшийся из армии сын главного авторитета города, который совершенно не в курсе мутных планов Виктора.
Парадокс жанрового кино состоит в том, что лучшие жанровые фильмы обычно мультижанровые, но просто скрестить два жанра недостаточно – нужно «поженить» их так, чтобы они не боролись друг с другом за внимание зрителя, а дополняли, подчеркивали друг друга. Одна из самых явных и очевидных жанровых пар в этом смысле – комедия и драма, и именно их советская киношкола всегда сочетала особенно ловко, достаточно вспомнить работы Данелии, Рязанова, Захарова. В прошлом году по их стопам пошел Жора Крыжовников, чей «Горько!» стал мегахитом в прокате, в этом к нему присоединился Роман Каримов с «гопнической» комедией «Все и сразу», финал которой уводит хулиганскую историю о смехотворно дурацком ограблении в неожиданно минорную область.
Как и «Горько!», «Все и сразу» трудно продвигать – трейлерами, постерами и остальными промоматериалами непросто донести до зрителя мысль, что перед ним, по сути, остросоциальная трагикомедия. Поэтому продюсеры пошли по изведанному пути и выдают фильм за «пацанскую» развлекуху с гопниками, мордобоем и группой «Звери» в саундтреке (которой в самой картине, к слову, нет) – решение понятное, но чреватое недопониманиями и «осадочком», который вполне может испортить впечатление от этого крепкого, по-своему цельного, очень профессионально сделанного фильма.
В принципе, первый час «Все и сразу» полностью соответствует ожиданиям – в сюжете, который, как кажется, вдохновлялся одновременно ранними фильмами Гая Ричи и балабановскими «Жмурками», трое приятелей-недотеп, отчаянно мечтающих сорвать «большой куш», готовятся к ограблению всей жизни. Вооружаются, покупают себе нелепые маски, угоняют машину (которую быстренько «разувают» районные мальчишки), прогуливаются в бравурном рапиде по фактурным спальным районам типичной российской провинции. Диалоги под завязку забиты остротами, жаргонной эквилибристикой и потенциальными крылатыми фразами (спорткомитет по борьбе с молодежью!), при этом ощущения какого-то наигрыша не возникает ни разу. Это не карикатурные «Реальные пацаны», а скорее кино Валерии Гай Германики, вздумай она снять криминальную комедию.
Какие-то легкие драматические покалывания начинаются только во второй половине – появляется первый труп, а донельзя «няшная» Юля Хлынина, играющая сестру Дэна, вооружается топором и ножовкой. И только в самом финале-перевертыше неожиданно оказывается, что это кино совсем не о том, как променять синицу в руках на журавля в небе, а о цене этого обмена – предательство, ложь, разочарование, сломанные судьбы. Конечно, до откровенной «сигаревщины» дело не доходит, но к финалу на смену веселью приходит такая типично русская маетная тоска – кто виноват, что делать, всех жалко, обнять и плакать. Это тонкий, изящный жанровый пируэт, заставляющий взглянуть на фильм по-новому и кое-что переосмыслить.
Если говорить об актерах, то слабых и даже просто случайных ролей здесь нет, безоговорочно хороши все – хороший аргумент в пользу утверждения, что плохих актеров не бывает, есть режиссеры, которые не могут их раскрыть. А самую мощную заявку на звездный статус во «Все и сразу» подал Александр Паль: быковатый брат жениха из «Горько!» и недотепистый мямля Дэн – образы прямо-таки ошеломительно контрастные.