В новой российской фарсовой комедии «Смешанные чувства» персонажи Александра Реввы и Павла Деревянко – разбитной диджей и зануда-врач – после удара током начинают испытывать чувства друг друга
Российское коммерческое кино не может похвастаться огромным разнообразием жанров, но с фарсовыми комедиями у нас все в порядке, и некоторые из них весьма удачны. «Любовь-морковь» – как раз такое успешное и в жанровом, и в финансовом плане кино. Оно рассказывает о состоятельной паре средних лет, которая обращается за помощью к семейному психологу, и тот чудесным образом меняет местами их души. Так что Марине приходится осваивать мужскую жизнь и работу адвоката, а Андрею – учиться носить каблуки и разбираться в искусстве. «Любовь-морковь» – это, кажется, единственный представитель жанра «жизни чужой жизнью», у которого есть два сиквела. В первом продолжении герои менялись телами со своими детьми, а во втором – со своими родителями.
Выбирая между двумя экранизациями детской книги Мэри Роджерс, американские критики обычно останавливаются на фильме 1976 года с Барбарой Харрис и Джоди Фостер. Мы, однако, при всем уважении к этой забавной картине, предпочитаем ее более смешной ремейк. Поскольку Джейми Ли Кертис просто уморительна в роли женщины, которая поменялась телами со своей дочерью-подростком. Ее экранная партнерша Линдси Лохан тоже не ударила в грязь лицом (что с ней частенько бывало позднее, когда она пристрастилась к наркотикам), но «Чумовую пятницу» Уотерса надо смотреть ради бывшей героини «Хэллоуина». Марк Хармон, с другой стороны, в фильме как-то не на месте. В сериале «Морская полиция» он идеален, а вот для «Пятницы» он слишком суров и серьезен.
Чего больше всего боится красотка-блондинка, мечтающая работать моделью в телевикторине? Да, вы правильно угадали. И именно это случается с героиней комедийного сериала «До смерти красива» Деб Добкинс. Погибнув в автокатастрофе, она ухитряется сбежать из потустороннего мира в наш… И вернуться к жизни в теле полной брюнетки, которая трудится в адвокатской конторе. Для Деб ее новое тело – сущий кошмар, но она быстро обнаруживает, что у ее новой жизни есть свои достоинства. И, кроме того, мужчинам нравятся женщины не только «нулевого» размера… Этот сериал продержался на кабельном канале Lifetime шесть сезонов – впечатляющий результат для шоу, чья «фишка», казалось бы, должна была себя исчерпать за год-другой.
Фильмы о жизни чужой жизнью бывают не только комедиями. «Соммерсби», например, – историческая мелодрама о человеке, который в конце американской Гражданской войны принимает имя очень похожего на него погибшего солдата, возвращается в его семью и оказывается лучшим Джеком Соммерсби – более любвеобильным, нежным и благородным, – чем был настоящий Джек. При всей причудливости, сюжет этой картины основан на реальных событиях, случившихся во Франции в XVI веке. В 1982 году французы сняли по мотивам этой истории фильм «Возвращение Мартина Гера», где играл Жерар Депардье. Нам, однако, «Соммерсби» с Ричардом Гиром и Джоди Фостер кажется более тонким и романтичным. И актеры в нем в целом сильнее, чем во французской постановке.
После двух занимательных, но второсортных англоязычных картин гонконгский режиссер Джон Ву создал в Голливуде жанровый шедевр. В его триллере «Без лица» агент ФБР пересаживает себе лицо знаменитого террориста, чтобы допросить его брата, также известного преступника. Однако террорист умудряется украсть лицо своего врага и заменить фэбээровца на работе и в семье. Так что служителю закона приходится бороться за справедливость без поддержки коллег и близких… Как и другие выдающиеся фильмы Ву, «Без лица» впечатляет «балетным» экшеном, но он также отлично смотрится как психологическая драма о противниках, которые так хорошо изучили друг друга, что легко могут изображать своего визави. Хотя это ничуть не мешает им друг друга ненавидеть.
Зависть бывает белой, бывает черной, а бывает всепоглощающей. Именно такая всепоглощающая зависть движет заглавным героем психологического триллера Энтони Мингеллы. Молодой мошенник Том Рипли так сильно завидует богатому, красивому и счастливому наследнику крупного состояния, что, когда ему предоставляется возможность, он убивает Дикки Гринлифа и пытается занять его место. Картина основана на одноименном романе Патриции Хайсмит, который также был экранизирован в 1960 году с молодым Аленом Делоном. Споры о том, какой фильм лучше, идут до сих пор. Мы, как вы уже поняли, предпочитаем постановку с великолепным Мэттом Дэймоном, который (как, впрочем, в свое время и Делон) идеально подходит для ролей привлекательных и пользующихся зрительской любовью социопатов.
Чтобы поменять местами уличного бродягу и преуспевающего брокера, не нужно магии. Вполне достаточно кругленькой суммы денег и пари двух досужих миллионеров. И вуаля – белокожий брокер сидит за решеткой, а чернокожий бродяга носит костюмы и рассуждает о биржевых операциях. Теперь главное, чтобы они не сговорились против тех, кто перевернул их жизнь… Одна из лучших американских комедий 1980-х, «Поменяться местами» стала важной вехой в карьерах режиссера Джона Лэндиса и актеров Дэна Эйкройда и Эдди Мерфи. Они были популярны и до нее, но лента утвердила их в звании комедийных суперзвезд, не чурающихся скользких тем (в данном случае – расового неравноправия). Кстати, в 2010 году в США действие вступило так называемое «правило Эдди Мерфи» – законодательная мера, предотвращающая биржевые махинации вроде той, которой завершается фильм.
Самая причудливая из всех лент нашей десятки, «Быть Джоном Малковичем» предлагает поверить в существование дверцы, которая ведет… в голову Джона Малковича! Тот, кто пролезает в эту дверцу, в течение 15 минут видит и чувствует все, что чувствует знаменитый актер. И, конечно, те, кто эту дверцу обнаруживают, пытаются использовать ее в своих интересах… Безумие? Еще какое. Но восхитительно изобретательное даже в мелочах. Интересно, что Чарли Кауфман с самого начала писал сценарий в расчете на Джона Малковича, хотя не знал, согласится ли актер сыграть в этой трагикомедии. Сценарист был уверен, что ни в чьей другой голове персонажам (и зрителям) не будет так интересно, как в голове Малковича.
В сюжетном плане «Иван Васильевич» – слабое произведение как для режиссера фильма Леонида Гайдая, так и для Михаила Булгакова, по пьесе которого картина поставлена. История о том, как управдом Бунша на машине времени переносится в XVI век и меняется местами с Иваном Грозным, – это просто набор фарсовых нелепостей без особого смысла и цели (если не считать таковой легкое пародирование мелкой советской бюрократии). Однако фильм у Гайдая получился настолько смешной, что его сюжетную слабость замечаешь лишь после двадцатого просмотра, когда уже нет сил смеяться над его уморительными шутками. Никто из советских комедийных суперхитов не подарил русскому языку столько популярных цитат: от «Замуровали, демоны!» до «И тебя вылечат, и меня вылечат…».
В то время как другие фильмы используют жизнь чужой жизнью, чтобы насмешить зрителей или заставить их задуматься о том, чем живут другие люди, «Тень воина» Акиры Куросавы берет выше. Намного выше. В одном из своих последних фильмов великий японец рассуждал о природе власти и об иллюзии государства. Есть на престоле человек, которого считают великим самурайским вождем, и его клан насмерть стоит против любого врага. Обнаруживается, что на троне уже давно двойник – воришка-простолюдин, заменивший генерала после его смерти, и клан Такеда рассыпается в прах. Так в чем же сила клана – в его солдатах или в его вере в предводителя? И что творится в душе человека, вынужденного заменить легенду? Вот лишь два из множества вопросов, которые ставит грандиозная и потрясающая картина Куросавы. Бесспорно, это ярчайший представитель своих жанров – и военной эпопеи, и кино о жизни чужой жизнью.