Продолжая тему, поднятую на прошлой неделе, мы вспомнили еще десяток фильммейкеров, которых можно увидеть в основном только в фильмах коллег
Хорошо дружить с другими режиссерами! Всегда можно заполучить бесплатного статиста в свое кино – что и проделал Дэвид Финчер, предложив Спайку Джонзу малюсенькую роль в триллере «Игра». Мы можем видеть режиссера «
В отличие от таких мэтров советского кинематографа, как Станислав Говорухин, Никита Михалков и Леонид Гайдай, режиссер «Высоцкого» Петр Буслов не так уж часто примеряет на себя роль актера. Собственно, попыток у него было до сих пор всего три: роль в неудачном фильме «Зови меня Джинн», роль в необычном фильме «Одиссея 1989» и камео в своем собственном фильме («Бумер»). Причем если с «Бумером» все понятно, там Петр мелькнул в необязательном камео автозаправщика, то в «Джинне» Ильи Хотиненко и его же «Одиссее» Буслову достались весьма заметные роли из числа центральных. В частности, «Одиссея 1989» предлагает нам взглянуть на него как на бригадира банды провинциальных советских гопников по прозвищу Паштет – незлого картавого парня в «Адидасе», от неизбывной скуки употребляющего, как и все его друзья, разные виды наркотиков. Гопников и наркоманов, конечно, никто не любит, но если уж выбирать кого-то среди всех этих полууголовных персонажей, то бусловский Паштет из них, пожалуй, самый трогательный.
Вообще, знаменитый немецкий режиссер Вернер Херцог не так уж редко принимает участие в чужих кинопроектах (в основном как актер озвучания), но есть в его арсенале и довольно необычное камео, случившееся в «Куда приводят мечты» Винсента Уорда: когда герой Робина Уильямса пробирается по кругам ада, на его пути оказывается поле из человеческих лиц – и одно из этих лиц его вдруг окликает, называя Клаусом. Роль обознавшегося грешника, увязшего в грязи, исполнил Херцог, и имя «Клаус» озвучивается не случайно – дело в том, что Вернер много лет проработал с актером Клаусом Кински, дурной характер которого не раз порождал между ними конфликты, заканчивающиеся пожеланиями друг другу поскорей провалиться в ад. Поклонники киноработ Херцога не могли не оценить юмор ситуации, хотя для большинства американских зрителей камео перепачканного в грязи режиссера так и осталось непримечательным эпизодом. Но так, если уж на то пошло, и задумывалось. Еще одно любопытное камео Харцога – Зек в недавнем «Джеке Ричере» (в нашем дубляже имя персонажа почему-то перевели как Босс).
Знаменитый режиссер, с одинаковым успехом работавший как в немом, так и в звуковом кино, оскароносец и эталон голливудского успеха Сесел Б. ДеМилль, конечно, актером себя не мнил. Но Билли Уайлдер сделал ему особое предложение – сыграть самого себя в нуаре «Бульвар Сансет» (в кадре к ДеМиллю обращаются как положено – по паспортному имени), где также засветились и другие знаменитости «золотой эры» американского кинематографа, такие как легендарный комик Бастер Китон и звезда немого кино Генри Байрон Уорнер. Здесь же мелькнул в роли дворецкого и постановщик знаменитой «Алчности» Эрих фон Штрогейм, для которого, впрочем, работа актером не была в новинку. Именно его фильм «Королева Келли», кстати говоря, смотрит по сюжету одна из главных героинь в своем домашнем кинотеатре. Талантливый человек талантлив во всем: «Бульвар Сансет» принес Эриху актерскую номинацию на «Оскар». Что до Сесиля Б. ДеМилля, актерский трюк которого годами позже повторит Фриц Ланг в годаровском «Презрении», то больше он актерством не баловался, вернувшись к режиссуре и пару лет спустя сорвав пачку кинопремий за «Величайшее шоу мира».
В историю кино Кэтрин Бигелоу, несомненно, войдет как первая женщина-режиссер, получившая «Оскар» (за «Повелителя бури»). Несмотря на свое модельное прошлое, актерскую картеру Кэтрин строить не пыталась, однако один раз на большом экране все же появилась, сыграв у Лиззи Борден в феминистской сайфай-драме «Рожденные в огне» малюсенькую роль длинноволосой лесби-журналистки, вместе с коллегами по газете ведущей борьбу с сексизмом. И, судя по полученному ею в итоге «Оскару» (вырванному у «Аватара»), крестовый поход против сексизма Кэтрин вполне удался. Второе и последнее камео Бигелоу состоялось пять лет спустя, в 1988-м, когда ее будущий супруг Джеймс Кэмерон задумал снять музыкальный клип для группы своего друга-актера Билла Пэкстона Martini Ranch. В видео под названием Reach он подтянул не только Кэтрин, но и ряд актеров из своих фильмов «Терминатор» и «Чужие», в том числе Майкла Бьена, Лэнса Хенриксена и самого Пэкстона. Бигелоу на тот момент как раз снимала свой полнометражный режиссерский дебют «Почти стемнело» – она уже твердо решила, чем конкретно хочет заниматься, так что актерскую карьеру на этом и закончила. Как думаете, не прогадала?
Дэвид Кроненберг избегает сочетания режиссуры с актерством, потому в своих фильмах практически не появляется (спрятавшийся под хирургической маской акушер в «Мухе» – чуть ли не единственное самодельное камео канадца), зато у друзей он играет периодически, не отказывая, например, Джону Лэндису, обожающему пичкать свои киноленты коллегами по ремеслу (вспомнить хоть «В ночи», о котором пойдет речь в следующем блоке). Но самое забавное камео литовца случилось, по всеобщему мнению, в десятой части «Пятницы, 13-е» – «Джейсон Икс». Кроненберг сыграл доктора Уиммера – самонадеянного ученого, задумавшего приспособить бессмертного убийцу Джексона Вурхиса для военных целей. Джейсону идея не понравилась, так что доктор прожил после этого недолго. Сам фильм, к слову, затрагивал весьма любимую Кроненбергом тему мутаций: далее по сюжету Джейсон попадал в далекое будущее и превращался с помощью нанотехнологий в нечто вроде зомби-киборга. Не исключено, что именно поэтому культовый режиссер и согласился сыграть в ленте Джеймса Айзека – в конце концов такое кино он мог бы снять и сам.
Все знают Джонатана Демме как режиссера, впервые протащившего хоррор-ленту в число главных оскаровских призеров – его «Молчание ягнят» по сей день остается единственным «ужастиком», собравшим пять основных золоченых статуэток Американской киноакадемии. Как актер Демме широкому обществу неизвестен, хотя парочкой камео все же отметился и он. Первое состоялось в давно всеми забытом трехкопеечном трэш-хорроре Уильяма Сакса 1977 года «Расплавленный», где Демме засветился в качестве усатого таксиста (в те годы Демме писал и снимал фильмы для трэш-короля Роджера Кормана, выпекавшего кино конвейерным методом, так что в кадр попал просто из-за отсутствия под рукой достаточного количества статистов). В 80-е, однако, он «выбился в люди», снял вполне мейнстримную комедию «Дополнительная смена» и подружился с Джоном Лэндисом, который незамедлительно втиснул будущего оскароносца в комедийный триллер «В ночи», поместив его в компанию Дэвида Кроненберга («Муха»), Эми Хекерлинг («Каникулы»), Пола Мазурски, Дэвида Линна, Дона Сигела («Побег из Алькатраса»), создателя «Маппет-шоу» Джима Хенсона и французского гостя Роже Вадима («Барбарелла»). Из таксистов Демме на этот раз повысили до агента ФБР – когда будете смотреть кино, не забудьте обратить внимание на серьезного парня в пиджаке и очках. Вообще, конечно, Лэндису стоило бы поставить памятник: если бы он не взял моду напихивать в свои ленты режиссеров в качестве статистов, мы бы, наверное, никогда не узнали, как звучат голоса половины легендарных голливудских мувимейкеров. Хотя кинофанаты любят и ценят его, конечно, не только за это.
Можно долго спорить, кем считать Клайва Баркера – режиссером или в первую очередь культовым писателем. Но его статус легенды хоррор-жанра бесспорен, а к поставленным им немногочисленным кинокартинам, которые можно пересчитать по пальцам («Восставший из ада»! «Ночной народ»! «Повелитель иллюзий»!), с большим уважением относится любой фанат «ужастиков». В актеры Баркер никогда не рвался, а в своих юношеских короткометражках по собственным сценариям снимался лишь потому, что не имел под рукой более профессиональных актеров. Но дружба с режиссером Миком Гаррисом позволила ему реализовать актерский талант и на большом экране: сначала Гаррис дал англичанину камео в «Лунатиках» (судебный техник, отгоняющий муху), где тот порезвился в компании Тоуба Хупера, Джо Данте, Стивена Кинга и Джона Лэндиса, а затем позвал и в «Автостраду», которую виртуозно слепил из рассказов Баркера и того же Кинга. Режиссер из Гарриса, конечно, так себе, но за Баркера его можно только поблагодарить: есть подозрение, что если через годы кто-то и станет пересматривать его фильмы, так это ради редких писательских камео.
К Майклу Бэю давно прилепилось прозвище «главного пиротехника Голливуда», потому что в своих фильмах он чаще отдает предпочтение зрелищным взрывам, нежели актерской игре. Но режиссеру тетралогии «Трансформеры» все же не чуждо ничто человеческое: сперва он появился в ряде совершенно непримечательных камео в снятых или продюсируемых им фильмах, а недавно еще и согласился сыграть сам себя в комедийном сериале «Соседи» – в клубном эпизоде Бэй клеит девушек по принципу «вы бы очень хорошо смотрелись в slo-mo на фоне взрывов». В ленте «Бар “Дикий койот”» у Майкла роль была не то чтобы сильно интеллектуальной (фотограф на вечеринке), но там он хотя бы молчал. Впрочем, все это можно списать на самоиронию.
Мы долго думали, вставлять ли Роджера Кормана в этот топ – ведь на должности продюсера трэш-хорроров у него было много возможностей пролезть в кадр, – но все же решили, что мэтр был довольно скромен в этом плане (как минимум он не ставил свое имя в титры), а предложения «поактерить» принимал впоследствии только от своих друзей и учеников, ставших большими режиссерами. Так что считаем нужным отметить три его особо заметных камео-появления в крупных проектах: «Крестный отец 2» (судья), «Молчание ягнят» (глава спецслужб) и «Филадельфия» (репортер). «Король трэша» в качестве главы ФБР? А почему бы и нет? Джонатан Демме знал его как человека властного, так что как минимум роль в «Молчании ягнят» Корману удалась сполна. Появления престарелого мэтра в многочисленных малобюджетных телепроектах последнего времени мы не считаем – трэш на то и трэш, – тысячи их!