Компьютерные технологии подарили зрителям множество чудес: мы можем очутиться в самых невообразимых мирах, проникнуть в глубины космоса и отправиться к истокам мироздания
Майк Майерс
Нет ни единой причины для того, чтобы кто-нибудь когда-нибудь посмотрел комедию «Секс-гуру» режиссера Марка Шнабеля, но нам и не на такие жертвы приходилось идти ради читателей. Вот и этот ужасающий фильм мы вспоминаем только потому, что это один из самых ранних случаев цифрового экранного омоложения актеров: по сюжету героя Майка Майерса нужно было показать мальчиком, и сделано это было чудовищно. По сути, создатели фильма не стали особенно заморачиваться и просто «прицепили» голову Майерса со слегка подретушированной кожей и подкрашенными волосами к телу юного актера. Причем никто особенно не озаботился пропорциями, пластикой или плавностью движений – смотрится это по-настоящему жутко. И мы бы рады списать это на комический эффект, вот только «Секс-гуру» – удивительно несмешной фильм. И никакие цифровые трюки ему не помогают.
Брэд Питт
Для своего времени «Загадочная история Бенджамина Баттона», безусловно, была грандиозным достижением, вызовом, с которым режиссер Дэвид Финчер справился блистательно. Без этой картины развитие цифровых технологий в кино вполне могло пойти совсем иным путем, но создатели «Баттона» трудностей не убоялись. А трудности были: в середине жизненного цикла главного героя Брэд Питт обходился гримом и накладками, а вот юность и старость пришлось серьезно ретушировать и корректировать на постпродакшене. Особенно это заметно на молодом Бенджамине – он настолько идеален, гладок и безупречен, что это даже несколько пугает. Финчеру стоило добавить на лицо «отцифрованного» Питта пару морщин или шрамов, благо жизнь героя была бурной.
Джефф Бриджес
За продолжение культового фильма «Трон» не стоило даже браться, если у автора нет идей, как и чем удивить зрителя. Режиссер Джозеф Косински, знающий цену спецэффектам, одним из козырей выбрал сюжетное столкновение двух ипостасей героя оригинальной картины – Кевина Флинна и его киберклона Клу. Обоих сыграл Джефф Бриджес, но его цифровой двойник был существенно омоложен с помощью программы захвата движений и мимики. Увы, Клу оказался самым слабым звеном фильма – клон получился пластиковым, угловатым и совершенно безжизненным, особенно на фоне харизматичного оригинального Флинна. Вряд ли авторы специально добивались эффекта «кукольности», поэтому в достижения киноиндустрии омоложения мы «Трон: Наследие» внести никак не можем.
Орландо Блум
Все-таки Орландо Блум – не настоящий эльф, ведь эльфы не стареют, а любимый миллионами поклонниц актер за время, прошедшее между съемками «Братства Кольца» и «Пустоши Смауга», заметно изменился. Гримеры развели руками, и подтяжку лица Блума пришлось делать специалистам по графике. Это привело к неожиданному результату: кожа Леголаса в «Хоббите» отчего-то приобрела свечение и неестественный блеск. Не исключено, что Питер Джексон нарочно добивался подобного эффекта, все-таки от эльфа должно исходить определенное сияние, но получилось несколько фальшиво, а Леголас утратил былое обаяние, превратившись в ходячий фонарик.
Майкл Дуглас
Более чем серьезно к вопросу омоложения подошла команда студий Disney и Marvel, создающая кинокомиксы, – благо, есть и возможности, и необходимости. Один из наиболее ярких примеров работы с возрастом персонажа последних лет – флешбэк Хэнка Пима в «Человеке-муравье», который потребовал от графиков возвращения Майкла Дугласа на 25 лет назад во времени. И на некоторое время произведенный эффект заставляет вас остолбенеть, актер словно вошел в кадр прямиком с площадки «Основного инстинкта». Но постепенно волшебство пропадает – как только герой начинает говорить, «плывет» мимика, губы начинают двигаться отдельно от остальных мышц лица, а кожу покрывают артефакты. Омоложенный Дуглас здесь хорош ровно до того момента, как начинает говорить.
Кэрри Фишер
Принцесса Лея появляется в приквеле к оригинальной трилогии «Звездных войн» «Изгой Один» всего на какие-то пару секунд, но этого оказывается достаточно для того, чтобы сегодня, когда Кэрри Фишер нас уже покинула, крепко задуматься о том, стоит ли пытаться ее «воскресить» в цифровом смысле для участия в девятой ленте саги. Молодая Лея – самый искусственный и совершенно чуждый персонаж во всем фильме, ее короткое появление не вызывает ничего, кроме дискомфорта, даже у преданных поклонников франшизы. Возможно, стоило вместо цифрового клона использовать Билли Лурд, дочь Фишер, но Гарет Эдвардс посчитал, что и так сойдет, и едва не разрушил всю сказку парой неуклюжих движений фальшивого персонажа.
Роберт Дауни-младший
Возвращаясь к Marvel, нельзя не вспомнить о впечатляющей сцене голографических воспоминаний Тони Старка в «Первом мстителе: Противостояние» – открывающий фильм эпизод моментально берет зрителя за живое, в нем молодой Тони последний раз общается с родителями перед их смертью. Эффект неожиданности, впрочем, довольно скоро оборачивается проблемами – пока омоложенный Роберт Дауни существует где-то на втором и третьем плане в глубине экрана, его можно принимать органично, но по мере приближения к зрителю становится очевидна непропорциональность головы героя, его искусственный цвет кожи, не всегда удачно реализованная пластика. Интересно, что появление реального Тони позволяет нам выдохнуть с облегчением – Роберт Дауни-младший все-таки чертовски обаятельный актер, омоложение его только портит.
Энтони Хопкинс
Далеко не каждый сериал может позволить себе тратить миллионы долларов на омолаживающие спецэффекты, но «Мир Дикого Запада» рассматривается НВО как один из флагманов, а потому на съемки и постпродакшен первого сезона канал денег не жалел. В «фонтан молодости» в этот раз окунули Энтони Хопкинса, и получилось весьма устрашающе: помолодевший доктор Форд словно натянул на себя пластиковую маску, которая плохо контактирует с остальным телом. Другое дело, что подобный пугающий эффект мертвенного лица атмосфере сериала пошел на пользу – там, где герои создают из машин подобия людей, нет места ничему человеческому. И даже Создатель здесь выглядит как его собственная механическая модель.
Дуэйн Джонсон
Дуэйн Джонсон обладает достаточным чувством юмора, чтобы посмеяться над самим собой, если этого требует сюжет фильма. В комедии «Полтора шпиона» ему предоставляется масса возможностей поиронизировать над своими физическими и умственными данными, но зрителям наверняка более всего запомнилась сцена с молодым Бобом Стоуном – по замыслу авторов, герой Скалы в юности был неуклюжим толстяком с нелепой прической. Полноценным «омоложением» это не назовешь, скорее это банальная цифровая пересадка лица, аналогичная тому, что проделано с головой Майка Майерса в «Секс-гуру», но получилось здорово. Над толстыми людьми смеяться не принято, но ситуация, в которую попадает молодой герой Джонсона, обязательно заставит вас улыбнуться. Ну и понять, почему хорошая физическая форма так важна в любом возрасте.
Джонни Депп
Пятый фильм из серии «Пираты Карибского моря» вряд ли может похвастать грандиозными кассовыми успехами и феноменальными творческими находками, но за одну важную деталь его точно можно отметить: нам показали становление Джека Воробья, а это потребовало радикального омоложения Джонни Деппа. Не скажем, что специалисты по графике откровенно провалили задание, в большой степени юный Депп сморится органично и живо, за исключением пары деталей – его снова выдают губы и глаза, которые не всегда соответствуют мимике и движению остальных мышц лица. Впрочем, зрители, кажется, остались довольны, хотя и не могли не задаться вопросом: неужели Джек Воробей никогда в жизни не расплетал свои дреды?
Шон Янг
Участие Шон Янг в сиквеле знаменитой кибердрамы «Бегущий по лезвию» было одной из главных интриг картины Дени Вильнева – играть ей предстояло нестареющего андроида, но мы-то знаем, как жизнь потрепала некогда ослепительно красивую актрису. Что ж, авторы «Бегущего 2049» схитрили и фактически представили нам едва ли не точную копию тех кадров, что знакомы любому поклоннику оригинального фильма: Рэйчел является Рику Декарту такой же, как тридцать пять лет назад. Вот только подмена все равно заметна, особенно когда омоложенная цифровая Янг начинает говорить на крупном плане, сразу в глаза бросается механистичность и искусственность происходящего. Впрочем, это лишь небольшая помарка в безупречном визуально во всем остальном фильме.
Курт Рассел
И снова Marvel, на сей раз с омоложенным Куртом Расселом в роли божества Эго, посетившего Землю в далеком 1980-м. Нужно отметить, что компьютерщики сделали работу над ошибками предыдущих фильмов, привели технологии в порядок и выдали в «Стражах галактики. Часть 2» практически безупречный результат: молодой Рассел разве что слишком румян для взрослого мужчины, а в остальном его персонаж выглядит вполне живым человеком. Однако не можем не отметить, что авторы пошли на небольшой трюк – они прячут глаза героя за стеклами темных очков добрую половину и без того не слишком продолжительного эпизода, а в остальное время играют светом и тенью так, чтобы зрителю не за что было ухватиться. И им это удалось. К эффектам невозможно придраться.
Шерил Ли
Переполненный сюрреалистичными образами и лихо сплетающий настоящее, прошлое и будущее третий сезон «Твин Пикса» к своему финалу привел зрителя к долгожданному спасению Лоры Палмер. Да вот загвоздка, актриса Шерил Ли, игравшая первую красавицу Твин Пикса в 1990-м, за 27 лет, мягко говоря, изменилась, и для небольшого эпизода встречи прошлого и будущего режиссеру Дэвиду Линчу пришлось прибегнуть к услугам мастеров спецэффектов. Эффекты здесь незамысловаты: автор поместил героиню в сумрак, сделал картинку черно-белой и максимально сократил нахождение Ли в кадре, но даже это не спасает от впечатления, что эта Лора ничего общего с Лорой из 1990-х не имеет. Ничто, впрочем, не мешает Линчу заявить, что так и было задумано. С него станется.