Боевик – это жесткое кино, преимущественно развлекающее зрителей эффектными боевыми сценами. Кто больше всех преуспел в этом жанре? Мы составили хит-парад из двадцати лучших боевиков мирового кино
Эпическая лента Ридли Скотта заработала столько денег, что многие голливудские продюсеры решили, что снова пора снимать исторические эпопеи. Однако почти никому, включая самого Скотта, не удалось повторить успех вдохновенного «пеплума» (то есть фильма об античности), в котором Расселл Кроу сыграл римского полководца, вынужденно становящегося рабом-гладиатором и пробивающегося в Рим, чтобы схлестнуться со своим обидчиком – императором Коммодом. Картина удостоилась пяти «Оскаров», в том числе в категории «лучший фильм». Потрясающее достижение для жанра, фильмы которого обычно награждают лишь в технических категориях.
«Мстители» скорее проходят по категории комиксных блокбастеров, чем чистых боевиков. Но мы не могли не включить в наш хит-парад суперкартину, в которой для отражения инопланетного вторжения на Землю объединяются все основные супергерои киновселенной Marvel. Как боевик лента подкупает разнообразием боевых стилей этих персонажей, которые впервые действуют заодно, и размахом задействованных спецэффектов. Джосс Уидон с тех пор снял «Мстителей: Эру Альтрона», но она показалась нам и многим критикам и киноманам не столь удачной, как первые «Мстители».
«Коммандо» Марка Лестера зачастую недооценивают, а зря. Да, это не слишком изобретательное кино, но зато это эталонный жанровый фильм. В нем нет ничего лишнего, что мешало бы настоящим поклонникам боевиков наслаждаться залихватской кровавой мясорубкой, которую устраивает герой Арнольда Шварценеггера. Им движет самое светлое мужское чувство – любовь к дочери, взятой в заложники, чтобы заставить героя инициировать государственный переворот. Вряд ли герою есть дело до политики, но зачем убивать невинных, если можно убивать виновных?
«Себя в бою не пожалел, а Грецию сберег!» – такие песни могли бы петь древние греки о царе Леониде, который вместе со своей маленькой спартанской армией три дня удерживал персидские орды в местечке Фермопилы, чтобы дать другим греческим армиям время подготовиться к обороне. Почти все спартанцы тогда героически погибли, но война в итоге была выиграна. Фильм Зака Снайдера посвящен этим реальным событиям, однако он основан не на древних летописях, а на комиксах Фрэнка Миллера. Так что «300 спартанцев» – кино не реалистичное, но донельзя эффектное. Недаром оно собрало в прокате более 450 миллионов долларов, хотя сейчас мало кому есть дело до Леонида и его противника Ксеркса.
Самый крутой парень на Земле против самого крутого инопланетного убийцы. Фильм Джона МакТирнана обещает публике схватку титанов, и он не обманывает ожиданий. В этой фантастической ленте американские спецназовцы отправляются в джунгли Латинской Америки и сталкиваются не только с местными повстанцами, но и с куда более опасным противником – инопланетным охотником на разумную дичь. Когда Хищник убивает всех сослуживцев главного героя, персонаж Арнольда Шварценеггера сходится в открытом бою с пришельцем и всеми его космическими техническими трюками.
Один из лучших боевиков последнего десятилетия, «Рейд» – это творение уэльского постановщика Гарета Эванса и преимущественно индонезийской съемочной группы. Лента рассказывает об отряде полицейских спецназовцев, которые пытаются взять штурмом многоэтажное здание в трущобах Джакарты. В течение многих лет постройку оккупирует банда влиятельного наркоторговца, и дом превращен в крепость, в которую трудно войти и из которой куда труднее выйти. Так что, когда спецназовцы попадают в засаду, им приходится биться насмерть с превосходящими по численности преступниками. Фильм сделал международной звездой Ико Ювайса, исполнителя главной роли.
Великий мастер экранных боев Джет Ли полагал, что «Бесстрашный» станет его последним эпическим фильмом о боевых искусствах, и постарался уйти из жанра на высокой ноте. Фильм Ронни Ю рассказывает о реальном мастере Хо Юаньдзя, который, как считается, побеждал в публичных поединках западных бойцов и убеждал китайцев верить в себя во времена, когда Китай был в очень тяжелом положении. Разумеется, «Бесстрашный» мифологизирует Хо и превращает его в супервоина, способного победить любого противника, китайца или иностранца.
Когда преступники становятся тяжеловооруженными, полиция становится бронированной! В популярнейшем фантастическом боевике Пола Верховена могущественная корпорация превращает умирающего полицейского в стального киборга, призванного усилить копов, не справляющихся с ростом преступности. У суперкопа есть лишь один недостаток – он не может действовать против создавшей его корпорации. До поры до времени это дает фору окопавшимся в фирме преступникам. Но настоящих полицейских правила не останавливают! Ураганный экшен и сатирический юмор – «Робокоп» превратил Верховена в мэтра мирового развлекательного мира.
В начале XXI века Таиланд выбрался из тени других азиатских кинематографий и начал выпускать боевики мирового уровня. Ключевой фигурой этого процесса стал режиссер Прачья Пинкаю, который, в частности, поставил фильм «Онг-Бак». Картина рассказывала о провинциальном мастере боевых искусств, приезжающем в Бангкок, чтобы вернуть украденную из деревни древнюю статую Будды. Фильм покорил зрителей всей земли абсолютно безбашенными боевыми сценами, которые были сняты почти без технических ухищрений и которые держались только на мастерстве и мужестве актеров вроде Тони Джа, главного героя ленты.
Если «Чужой» Ридли Скотта был блестящим фантастическим хоррором, то Джеймс Кэмерон в сиквеле «Чужие» создал великолепный фантастический боевик. В его фильме героиня Сигурни Уивер сталкивается уже не с одним инопланетным монстром, а с целой колонией Чужих, которая образовалась на месте бывшей людской колонии. Летящие вместе с Рипли космические спецназовцы надеются, что с легкостью расправятся с любыми чудовищными тварями. Но когда тебя атакуют полчища бесстрашных монстров, чья кровь разъедает металл, даже самое мощное ручное оружие может лишь ненадолго задержать чудовищ. Так что Рипли приходится импровизировать.
Одно из высших воплощений стиля «кунг-фу на канатах» (то есть нарочито спецэффектное, физически невозможное боевое искусство), гонконгский фильм Энга Ли покорил не только восточную и западную публику, но и членов влиятельных жюри. В частности, картина получила «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке». В центре ее сложного повествования находится магический меч, который наделяет его обладателей большим мастерством в боевых искусствах и делает их почти непобедимыми. Сюжет картины завязывается, когда от меча отказывается знаменитый воин, решивший начать мирную жизнь, и оружие попадает в руки юной аристократки, которая не хочет жить по приказам отца и надеется сама устроить свою судьбу. Фильм отличается не только фантастически красивыми боевыми сценами, но и эмоциональным, драматичным повествованием.
Двухсерийная экшен-эпопея Квентина Тарантино исчерпывает любовь знаменитого режиссера к восточным и западным боевикам. Лента повествует о наемной убийце по прозвищу Черная мамба, которая пыталась выйти из профессии и начать мирную жизнь. За это она и ее жених были расстреляны ее бывшими соратниками. Чудом выжив и проведя несколько лет в коме, героиня Умы Турман приходит в себя и начинает мстить всем, кто пытался отправить ее в мир иной. Каждое сражение фильма снято в уникальном стиле – от боя по законам кунг-фу до западной потасовки. Также лента пропитана отсылками к классическим боевикам.
Обычно кунг-фу боевики не пытаются объяснить, как их персонажи нарушают законы природы, когда демонстрируют свое запредельное мастерство. «Матрица», однако, нашла превосходное объяснение экранным чудесам. Действие этого фантастического боевика разворачивается в виртуальном мире, в котором суперкомпьютеры держат человечество, чтобы использовать людей в качестве живых батареек. Те персонажи, кто знает правду об окружающей реальности, могут использовать это знание для превращения себя в супервоинов, способных бросить вызов даже бессмертным компьютерным солдатам («агентам»). Фильм братьев Вачовски с участием Киану Ривза стал одним из ярчайших кинособытий последних десятилетий. Его сочетание физических и компьютерных трюков вдохновило многие позднейшие постановки.
Можно спорить о том, какой боевик был лучшим в карьере Джеки Чана, но для самого легендарного гонконгца этот вопрос закрыт. Он считает своим лучшим творением в этом жанре боевик «Полицейская история», который Чан сам придумал и поставил и в котором он сыграл главную роль. Лента создавалась после неудачной попытки Джеки Чана покорить Голливуд, и расстроенный актер выплеснул в эту размашистую картину всю свою постановочную изобретательность и все свое каскадерское мужество. Главный герой фильма – инспектор полиции Гонконга, который противостоит многочисленным бандитам. Впрочем, сюжет «Истории» не столь уж важен. Боевые сцены были для Чана на первом месте, и лента создавалась вокруг них.
Последний фильм, который великий Брюс Ли успел закончить до своей безвременной смерти, «Выход дракона» Роберта Клауза до сих пор остается одной из вершин боевого кино в восточном стиле (лента создавалась в сотрудничестве между голливудскими и гонконгскими кинематографистами). С нее, как считается, началась западная «кунг-фу истерия». Брюс Ли сыграл гонконгского мастера, который получает приглашение на таинственный чемпионат по боевым искусствам. Когда герой узнает, что организует соревнования влиятельный криминальный авторитет, он соглашается помочь британской разведке остановить злодея.
Вопреки гонконгской традиции, Джон Ву посвятил свои лучшие фильмы не состязаниям в боевых искусствах, а взрывам и перестрелкам. Он поднял на новую вершину искусство снимать современный экшен, и позднейшее жанровое кино было бы совсем иным без таких блестящих картин, как «Круто сваренные». Главные герои ленты – героические полицейские, которые противостоят гонконгским бандитам. Ву снял кино о полиции, чтобы воздать по заслугам служителям закона и «уравновесить карму» после фильмов, воспевающих преступников.
Фильм Акиры Куросавы – один из наименее эффектных в нашем хит-параде. Но мы не могли обойти его стороной по двум причинам. Во-первых, это увлекательная и драматичная самурайская лента, которая все еще смотрится с большим интересом и впечатляет постановочным мастерством. А во-вторых, это одно из важнейших полотен в истории боевиков и самурайских драм. Режиссерские находки Куросавы до сих пор служат всему человечеству. Фильм рассказывает о самураях, которые нанимаются защищать бедных крестьян от бандитов, отбирающих у них урожай (в Древней Японии рис сам по себе был деньгами).
Первый «Безумный Макс» представил зрителям персонажа Мела Гибсона, а второй фильм Джорджа Миллера превратил его в экранную легенду. Действие ленты развивается в пустынном постапокалиптическом мире, где боеприпасы, топливо, вода и еда стали высшей ценностью и источником бесконечных конфликтов. По ходу действия Макс, бывший австралийский полицейский, защищает добытчиков нефти от бандитов, которые пытаются уничтожить их лагерь. Австралийская лента стала не только культовым хитом, но и источником вдохновения для множества фильмов, сериалов и даже видеоигр. В частности, цикл Fallout многим обязан «Безумному Максу 2».
Важно создать впечатляющего героя, но не менее важно создать впечатляющего злодея. В сиквеле своего замечательного фантастического боевика «Терминатор» Джеймс Кэмерон превосходно справился с обеими задачами. В то время как героем картины стал робот-убийца в исполнении Арнольда Шварценеггера, который постепенно очеловечивается, злодеем ленты был назначен робот-убийца из «жидкого металла», способный принять любой облик и практически неистребимый. Это, а также колоссальный бюджет картины, ее новаторские спецэффекты и мастерство Кэмерона обеспечили публике поистине незабываемое зрелище.
Приятно смотреть на неуязвимых героев с суперсособностями и невероятным боевым мастерством, но еще приятнее наблюдать за человечным героем, которому каждый подвиг дается с трудом. Когда режиссер Джон МакТирнан это понял, он создал лучший боевик всех времен – картину о скромном полицейском из Нью-Йорка, который оказывается единственной преградой на пути грабителей, захвативших офисный небоскреб в Лос-Анджелесе. У героя Брюса Уиллиса нет даже ботинок, чтобы бегать по битому стеклу и не оставлять кровавых отпечатков. Но он побеждает отлично подготовленных преступников, чтобы спасти свою жену и других невинных людей, взятых в заложники. Картина стала столь популярна, что ее название превратилось в название отдельного жанра «Крепкий орешек в…» (то есть боевик в замкнутом пространстве). Например, «В осаде» со Стивеном Сигалом – это «Крепкий орешек на военном крейсере».