Если и есть какая-то студия, название которой ассоциируется главным образом с девяностыми, то это Miramax. Братья Уайнштейны дали путевку в жизнь многим прекрасным лентам, одной из которых стала поколенческая драма «Красивые девушки»
Вилли (Тимоти Хаттон) – пианист, неотвратимо приближающийся к кризису среднего возраста. У него есть работа в баре, есть девушка Трэйси (Аннабет Гиш), но есть и менее приятный багаж – сомнения в будущем и сожаления о прошлом. Он не уверен, что идет по тому пути, о котором всегда мечтал, но настало время сделать следующий шаг – создавать семью, или же он может потерять Трэйси навсегда. Чтобы разобраться в себе, Вилли возвращается в родной городок – маленький заснеженный кусочек «одноэтажной Америки», где его встречают друзья детства и одна не по годам мудрая девочка (Натали Портман).
Поставивший «Красивых девушек» Тед Демме – человек непростой судьбы, что, в общем-то, можно сказать о многих родственниках талантливых личностей. Тед – племянник Джонатана Демме, и в 1992 году, когда дядя получал свой режиссерский «Оскар» за «Молчание ягнят», Тед только начинал свой путь в большое кино от постановщика музыкальных программ для MTV. «Красивые девушки» – его третий фильм, последовавший за «афроамериканской» комедией «Кто тут крутой?» (1993) и комедийной драмой «Разниматель» (1994), в которой комик Денис Лири играл грабителя, поневоле ставшего заложником «проблемной» семейной пары. Первая из этих картин прошла в прокате для своего бюджета отлично, вторая послабее, но перспективного новичка заметили, что привело Демме к «Красивым девушкам», от которых только что отказался Джеймс Л. Брукс (легендарный постановщик провел пять месяцев, готовясь к съемкам, но в конце концов все-таки ушел из проекта).
Сценарий «Красивых девушек», в свою очередь, написал Скотт Розенберг, на тот момент имевший за плечами всего один реализованный проект, зато абсолютно «мирамаксовский» по духу – фаталистичную гангстерскую драму «Чем заняться мертвецу в Денвере» (1995). Что «Денвер», что другие сценарии Розенберга («Тюремный самолет», «Фанатик», «Жизнь на Марсе») построены вокруг мужчин, обманчиво название и «Красивых девушек». Хотя в картине масса женских персонажей, все они пассивны – как маяки в шторм или указатели на обочине дороги, нужные в первую очередь для того, чтобы мужчины не сбились с пути.
Возможно, главная сцена фильма – страстный монолог одного из друзей Вилли, придурковатого кидалта Пола (Майкл Рапапорт), в котором он объясняет, почему стены его квартиры увешаны постерами фотомоделей. Красивые девушки дают смысл жизни, они – та сила, которая заставляет двигаться дальше и надеяться на лучшее. В то же время в другой, не менее эффектной сцене комедиантка Рози ОДоннелл устраивает феерический разнос шоубиз-индустрии, навязывающей идиотам-мужикам идеалы, которых в жизни не существует. Поди разберись, кто прав.
С этой ситуацией каждый из центральных героев справляется по-своему. Красавчик Томми (Мэтт Диллон) когда-то был королем школы, и хотя с тех пор много воды утекло и у него появилась бесконечно милая Шерон (Мира Сорвино), он боится расстаться с прошлым и продолжает встречаться со своей школьной подругой (Лорен Холли). Невзирая на то, что та замужем и растит ребенка. Девушка Пола (Марта Плимптон) ушла от него к местному мяснику, и теперь парень каждую ночь приезжает к их дому на снегоуборочной машине и в отместку заваливает выезд из гаража огромным сугробом. А Вилли, пока ждет Трэйси (она должна приехать позднее), заводит дружбу с соседской девочкой, 13-летней Марти (Натали Портман), которая переживает с ним свою первую детскую влюбленность.
В одной из сцен Вилли называет Марти Кристофером Робином, а себя – ее Винни-Пухом, и хотя говорит он это по другому поводу, простое сравнение с мишкой, который никогда не вырастет, оказывается удивительно точным. Ведь этим парням под тридцать, но они не только отказываются взрослеть и брать на себя ответственность за свои решения, но и вечно подтрунивают над другим своим приятелем, тихим семьянином Мо (Ной Эммерих). Они словно ждут, что решение придет к ним само собой, но этого не будет – хотя кому-то разобраться в себе и своей жизни поможет другая девушка, Андора (Ума Турман). Может показаться, что своей красотой она сводит мужчин с ума, но на деле, наоборот, вправляет им мозги.
Правдивость, искренность и душевность фильма отчасти объясняются тем, что Скотт Розенберг положил в основу сюжета события из собственной жизни и жизни своих друзей. Написал он его всего за пять дней и, по сути, от безделья – в период ожидания, пока дадут «зеленый свет» другому его сценарию, «Тюремному самолету», и чтобы отдохнуть от историй, замешанных на экшене и насилии. К героям «Красивых девушек» Розенберг вернется спустя десять лет – телесериал «Октябрьская дорога», выходивший на канале ABC в период 2007-2008 годов, основан на тех же самых людях, но на этот раз Розенберг рассказал о том, что случилось с ними уже после выхода фильма.
Отдельно стоит упомянуть сцену в баре, в которой герои, выпендриваясь перед героиней Умы Турман, поют «свою» песню. Как рассказывал позднее Розенберг, во время работы над фильмом они с Демме соглашались абсолютно во всем – режиссер четко поймал настроение сценария, а Розенберг увидел в нем одного из своих друзей детства, про которых он и писал. Но в одном авторы расходились – в том, какую песню будут петь их герои в этой сцене. Демме настаивал на Happy Together от The Turtles, а Розенбергу казалось, что лучше подойдет Sweet Caroline Нила Даймонда. Спор решился сам собой – в один из вечеров вся съемочная группа отправилась в местный бар, где Розенберг сунул местному пианисту десять баксов и предложил сыграть Sweet Caroline. По взрыву эмоций, который быстро захватил бар, Демме и Розенберг поняли, что поиски окончены.
Прелесть «Красивых девушек» в том, что их можно вертеть в руках, как чистой воды бриллиант, рассматривая с разных сторон, но под любым углом они будут выглядеть одинаково прекрасно. Это тонкое инди-кино. Это остроумная разговорная комедия. Это романтичная мелодрама. Это ностальгичная драма о том, как трудно, но важно расставаться с прошлым. Это выразительный срез поколения слабых мужчин и женщин, которые делают их сильнее. Это фильм, который, в конце концов, можно смотреть только из-за актерского ансамбля, в котором все великолепны как по отдельности (Натали Портман абсолютно блистательна!), так и вместе. Последнее – заслуга все того же Теда Демме, который настоял, чтобы актеры приехали на площадку за две с лишним недели до начала съемок и это время просто жили вместе, узнавая друг друга (мужской части каста он показывал «Охотника на оленей», пытаясь уловить такое же ощущение крепкой мужской дружбы). «Красивых девушек» хочется пересматривать отдельными сценами, но стоит только начать – и вы в который раз «залипнете» на них по новой.