Принято считать, что обращение к предыстории героев успешного фильма происходит только по остаточному принципу. Мол, в продолжения мы наигрались, всех героев и злодеев поубивали, давайте вернемся к началу и покажем «юные годы»
Второй фильм трилогии Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» принято считать сиквелом: любой справочник в полный голос заявляет, что «Крестный отец 2» – первый сиквел в истории, удостоенный премии «Оскар» за лучший фильм. Однако зрителю во втором «Отце» интересна не только история Майкла Корлеоне, сменившего на посту главы мафиозной семьи отца, но и прошлое Вито, его путь от иммиграции с Апеннин до звания короля Нью-Йорка. Возможно, этот экскурс в прошлое остался бы незначительным и не особенно привлекательным, не пригласи Коппола на роль молодого Вито Роберта Де Ниро. Знаменитый актер настолько здорово вписался в роль, что на долгие годы стал ассоциироваться исключительно с образами мафиози.
Почему после сверхуспешного «В поисках утерянного ковчега» Стивен Спилберг вдруг решил снимать не сиквел, а приквел? Ответ прост и очевиден: режиссеру очень не хотелось возвращаться к теме нацистов, с которой, скорее всего, продолжение обязательно было бы связано (третий фильм «Последний крестовый поход» это подтвердил). Поэтому вместе с Джорджем Лукасом Спилберг начал перебирать возможные идеи и остановился на поездке доктора Джонса в Индию, но произошедшей не после войны, а до. Сюжетная линия пришлась по вкусу всем участникам процесса, и Инди отправился в гости к жрецам богини Кали, в страшное и мрачное путешествие, своим настроением заметно отличавшееся от первой картины. Но в этом и прелесть Индианы Джонса – каждый фильм выполнен в собственной манере и имеет свою армию почитателей.
Когда в 1977 году Джордж Лукас выпустил свои «Звездные войны», начавшиеся почему-то с четвертой серии, каждому было очевидно – первые три фильма когда-нибудь обязательно увидят свет. Этого «когда-нибудь» пришлось ждать шестнадцать лет, все это время Лукас прорабатывал вселенную, вписывал старых и новых героев в уже известные события, осваивал новые кинотехнологии. Широко обсуждаемый и один из самых ожидаемых проектов своего времени «Скрытая угроза» не всем оказался по вкусу, но сегодня без новой трилогии вселенную «Звездных войн» уже невозможно себе представить. Теперь шесть картин предстают единым монолитом, а фанатов больше беспокоит, впишется ли в эту линейку новый фильм, выход которого ожидается совсем скоро.
«Через семь дней ты умрешь» – прежде чем англоязычный мир открыл для себя это замечательное телефонное предсказание, японцы, авторы оригинального «Звонка», успели снять уже четыре фильма. В этой четверке нашлось место и приквелу истории о стремной девочке, вылезающей из телевизора, чтобы вынуть душу из несчастной жертвы. Появление этого приквела было ожидаемым, слишком уж скомканным получилось объяснение мистической загадки в первой картине серии. В отдельной же ленте авторы развернулись со всем присущим японским хоррормейкерам умением – детство Садако, ее превращение в монстра и смерть показаны во всей жанровой красе.
У «Красного дракона» Томаса Харриса была непростая судьба. В 1986 году Майкл Манн уже снял экранизацию «Дракона», вышедшую в прокат под названием «Охотник на людей». Тогда фильм не привлек большого внимания, но после триумфа «Молчания ягнят», экранизации второй книги серии о Ганнибале Лектере, а следом и «Ганнибала» Ридли Скотта, к приквелу решено было вернуться. Новая картина снималась близко к тексту книги (в отличие от вольно отнесшегося к источнику Манна), воспользовалась услугами блистательного Энтони Хопкинса, «сделавшего» «Ягнят», и привлекла сразу несколько дополнительных ярких актеров. Успеха фильма Джонатана Демме Бретту Ратнеру достичь не удалось, но свое имя в «ганнибалиаду» режиссер вписал. И гораздо ярче, чем Питер Уэббер, поставивший ленту о детских годах Лектера «Ганнибал: Восхождение».
Вся прелесть научно-фантастического «Куба» заключалась в том, то картина начиналась без лишних объяснений, тягомотных вступлений и наукообразных объяснений того, зачем герои собраны в таинственных перемещающихся сооружениях. На этом самом «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» построен первый фильм, вокруг него же по большому счету строится и сюжет сиквела, однако пытливому зрителю далеко не всегда хочется оставаться в неведении, кто же стоит за всеми этими чудовищными «кубическими» экспериментами. Во второй ленте цикла авторы приоткрыли завесу тайн над организацией, управляющей Кубом, но лишь приквел «Куб Зеро» расставил все точки над «i». Точки, возможно, не самые убедительные, но других у авторов для нас нет.
Резать людей бензопилой – старинная техасская забава, четыре фильма франшизы о Кожаном Лице вышли в прокат еще до середины 90-х, то есть тогда, когда большинство современных зрителей кинотеатров в лучшем случае еще только осваивало алфавит. Отсюда и успех ремейка знаменитого слэшера, вышедшего в 2003 году, – бензопила подзабылась и произвела фурор своим возвращением. Вслед за успехом ремейка авторы взялись за второй фильм, но справедливо решили, что интереснее будет рассказать, откуда взялась смертельно опасная психопатия семьи Хьюитт. Увы, как самостоятельная лента «Начало» получилось совсем невнятным, но для предыдущего фильма картина стала хорошим дополнением, дающим ответы на многие вопросы, возникшие после просмотра «Техасской резни» образца 2003 года.
Хронология событий, происходящих во вселенной «Форсажей», может сбить с панталыку только самого далекого от франшизы зрителя. На деле же все просто: четвертый, пятый и шестой фильмы франшизы уместились в отрезок, расположенный между временем действия второго и третьего фильмов серии. Брайан здесь по-прежнему законник, однако его внутреннее сближение с Домиником Торетто уже произошло, врозь им уже не быть. Именно с четвертого фильма «Форсаж» взял курс на неизменное повышение качества и количества трюков от ленты к ленте, что и привело к миллиардным в итоге сборам седьмого фильма. Забавно, что «Форсаж 4» имеет собственный мини-приквел – короткий метр авторства самого Вина Дизеля «Бандиты». Поклонники франшизы могут найти ее среди дополнений к изданию картины на DVD и Blu-Ray.
По пути в глубь истории решили развивать свою франшизу авторы «Паранормального явления». После того как в первой картине Кэти устроила печально закончившийся сверхъестественный погром, в сиквеле создатели «Явления» обратились к предыстории трагедии, а именно к тем дням, когда демон перешел Кэти от ее сестры Кристи, недавно родившей очаровательного Хантера. Интересно, что и в третьем фильме серии создатели пошли против течения и вернулись в еще более далекое прошлое, время, когда Кристи и Кэти были маленькими девочками. Стоящие сущие копейки фильмы продюсеров Орена Пели и Джейсона Блума по-прежнему успешно собирают кассу, поэтому и сиквелы, и приквелы «Явления» смотреть нам еще не пересмотреть.
История соотношений оригиналов и продолжений в экранизациях комиксов столь же сложна, как и в их бумажных версиях. Вселенные супергероев постоянно перезапускаются, регулярно получают новые ориджины, которые хоть и придерживаются общей канвы, нередко различаются серьезными деталями. Вот и «Первый класс» Мэттью Вона однозначно приквелом трилогии Брайана Сингера и Брэтта Ретнера не назовешь, скорее это новая история происхождения, этакая параллельная вселенная. Да, история вроде бы касается тех же героев, что и в фильмах 2000-х, но судьба Ксавьера в двух вселенных отличается, как и история Церебро, детали жизни Зверя, Циклопа и Эммы Фрост. Не соедини Сингер два мира в «Днях минувшего будущего», о том, называть ли «Первый класс» приквелом, можно было бы спорить. Теперь же все стоит на своих местах.
Научно-фантастический хоррор Джона Карпентера 1982 года начинается «с пол-оборота» – норвежские полярники без особых объяснений преследуют собаку, вооруженные гранатами и огнестрельным оружием. Только потом герои фильма находят видеозаписи, раскрывающие тайну такого неприятия к маламуту, – скандинавскую экспедицию атаковал пришелец, способный принимать любой облик. Давно топтавшаяся вокруг ремейка фильма тридцатилетней давности студия Universal в какой-то момент передумала делать фильм с тем же сюжетом, а сосредоточилась на приквеле, истории норвежских полярников, наткнувшихся на вмерзший в лед Антарктики космический корабль инопланетного происхождения. Решение изящное, тем более что «крошки», разбросанные в фильме 1982 года, дают возможность развернуться, но оно было несколько подпорчено легкомысленностью сценаристов, хотя в целом предыстория получилась внятной и логичной.
Готовы к забрасыванию камнями поклонниками квадрилогии «Чужой», а потому возьмем на себя смелость поставить «Прометея» Ридли Скотта в ряд приквелов, пусть и не совсем официальных. То, что Скотта давно и усиленно подталкивают к возвращению в мир ксеноморфов, давно известно. Понятно, что и сам режиссер не прочь обратиться к заманчивой теме. Не позволяет взяться за «Чужого 5» только одно – желание не быть прямолинейным, предсказуемым, очевидным. Скотт пошел другим путем, снял фильм, который официально не входит во франшизу «Чужой/Чужие», но фактически «окучивает» ту же поляну. Космические жокеи есть, кровожадные инопланетные монстры есть, даже коконы с лицехватами присутствуют – это ли не приквел «Чужого»?
После триумфа «Возвращения короля», финального фильма трилогии «Властелин Колец», трудно было ожидать того, что Питер Джексон забросит книжки Толкиена подальше и начнет снимать давно обещанные мультики. Не мытьем, так катаньем его все равно заставили бы вернуться в Средиземье, и то, что он сделал это с охотцей и по собственной воле, только радует. «Хоббит» изначально не должен был быть трилогией, он вполне укладывался в два фильма, а сначала и вовсе рассматривался как основа для вполне стандартной одной картины. Джексон вселенную расширил, добавил героев, добавил песен и экшена, сделал упор на дракона и битву пяти воинств, и вуаля – получите новую трилогию-приквел «Властелина»!
В анимационных картинах, казалось бы, проблем с продолжениями быть не должно – снимай новые фильмы сколько угодно, твои актеры не «растут» (нет проблемы взросления Гарри Поттера), не теряют форму (наше почтение, мистер Джеймс Бонд), декорации не разрушаются, а режиссеры и сценаристы могут меняться хоть по ходу съемок. И большинство студий не мудрствуя лукаво штампуют сиквелы со страшной силой. Но не Pixar. Даже в этом она впереди остальных – в 2013 году она выпустила приквел своей «Корпорации монстров», где рассказала историю знакомства Салли и Майка. Художникам пришлось потрудиться – нужно было «омолодить» героев, придать им подростковой угловатости, молодого блеска и энергии. Справилась Pixar? Конечно!