Ясно, почему "Малхолланд Драйв" получил в Канне приз за режиссуру. По тем же причинам, что аналогичный приз в Берлине дали Отару Иоселиани. У Иоселиани и Линча такой уровень профессии, который позволяет не только быть верным самому себе, но и порождать бесконечные вариации этой верности. В прошлом тысячелетии, может быть, их не стали бы за это награждать. Уровень был общепринятым от Форда до Ромера, от Янчо до Хичкока. Нынче стал одним из последних проявлений того, что называлось "ценностями"...
С одной стороны, Бетти (Наоми Уоттс) превращается в некую Дайану Селвин, чей труп они с беспамятной подругой раньше нашли во время разбирательств. Эта Дайана – списанная, неудачливая актриса, брошенная любовницей, ревнующая ее и заказывающая ее убийство. Беспамятная подруга (Лора Харринг) становится этой любовницей, и зовут ее Камилла Роудс, а Дайане она изменит с тем самым режиссером (Джастин Теру), который только и мечтает ее снимать. Имя "Бетти" достанется некой буфетчице в придорожном кафе, которая тоже уже была, как и многие другие (хозяйка квартиры, наемный убийца). Не раздвоятся лишь таинственный и страшный бомж с помойки, который в начале пугал полицейских, а в конце творит чудеса, и некое злачное место "Силенцио" ("Молчание" по-русски), все в красных тонах и бархате, где Бетти с подругой были в середине, когда любили друг друга. В этом заведении они слушали старые песни о главном и нашли синий ларчик, таивший все разгадки. Отперев как раз этот ларчик, они и переменились. Весь конец, таким образом – ненужность их любви разгадок и угроз.
С другой стороны, если имена важней лиц, то никто ни в кого в середине не превращается, и ларчика вообще не было, а предыстория персонажей с именами "Дайана" и "Камилла" просто помещена в конец повествования. При этом вся предыстория сама по себе – лишь предсмертные страшные сны Дайаны, последним из которых она вдруг увидела все начало повествования, пообещавшее счастье. Но допереть до деталей в любом случае не удается.
Не снимается только одно и как бы "внеэкранное": а почему Линч, собственно, не обозначил, что это "два в одном"? Зачем ему мучать публику, если к тому же пленка – не книжка: запустишь с другого конца, того же эффекта не будет, вообще ничего не будет? Разве сам он – не та же "публика" своих фильмов? Но тут уже нужен вообще третий взгляд из "третьего глаза", связанный как раз с "очередной вариацией на тему верности самому себе". "Счастье" с "несчастьем" и "Простая история" в таком случае - лишь примеры последовательности и длительности его существования.
Третий взгляд создает из "Малхолланд Драйв" автопортрет режиссера на сегодняшний день. Он сын лесника, а улица Малхолланд усажена дикими пальмами и по ночам вообще превращается в джунгли. Он родился в 46-м, и девушка, потерявшая память, увидев на стенке ванной старый киноплакат, берет себе имя "Рита": плакат был к легендарному фильму "Гильда" с Ритой Хейворт, вышедшему в 1946 году. Он – кинорежиссер, которому вечно мешают, и вот чтоб они все теперь стали "итальянской мафией", так им и надо. Он сделал себе имя на больных и уродах, на головах-ластиках и человеках-слонах, но теперь он стареет, так пусть "отклонения" будут про секс: лесбийская любовь, лесбийские измены, мастурбация. Он уже все умеет – и триллер, и комедию, и ковбоев, и злых добрых старичков, даже одним штрихом. Значит, можно тасовать кадры, как игральные карты: они не теряют от этого совершенства. Он до сих пор не умеет сам, наяву возвращаться из потустороннего, из загробного мира, хотя до сих пор верит в его существование – в красную комнату, синий ларчик и страшного бомжа. В кино легче легкого не бояться смерти: кто умер, тот и ожил, взял себе новое имя, а мог бы и то же самое – без разницы.Если ему после этого дадут "Оскар" за режиссуру (единственная "оскаровская" номинация фильма), тогда можно все. Тогда, может, жалобы Линча на успех своего безнадежного дела могут быть услышаны свыше.