Престижное зарубежное издание IndieWire подвело итоги года и попросило сотни критиков по всему миру назвать лучшие актёрские работы 2020-го. Рассказываем, кого они выбрали.
В новом фильме Томаса Винтерберга, автора «Охоты», Мадс Миккельсен сыграл скромного учителя истории, который когда-то оставил научные амбиции ради тихой семейной жизни. Теперь он человек-невидимка: почти не видит жену из-за того, что работает с ней в разные смены, а дети на его уроках откровенно скучают. Всё меняется, когда один из приятелей рассказывает ему реальную психологическую теорию о том, что для счастья человеку нужно всегда быть немного пьяным. И предлагает проверить самим.
Мы уже знаем, что Миккельсен хорош как в ролях серых незаметных людей (та же «Охота»), так и в образах харизматичных героев («Казино “Рояль”» или, скажем, сериал «Ганнибал»). В «Ещё по одной» ему удаётся сыграть и того, и другого: в результате эксперимента с лишними промилле его персонаж преображается до неузнаваемости. И Миккельсен остаётся убедителен на каждом шагу пути его неординарного героя. К тому же благодаря «Ещё по одной» мы узнали, что Мадс – невероятный танцор.
«Гнездо» режиссёра Шона Дуркина рассказывает о самонадеянном дельце, который перевозит свою семью из Америки в Англию и селится в старом поместье, надеясь попасть в высшее общество. Главная звезда фильма – однозначно Джуд Лоу; именно он играет центрального персонажа, Рори, чьи неоправданные амбиции медленно ведут к упадку его и его близких. Но ещё более впечатляющая, пожалуй, роль досталась Кэрри Кун, играющей его жену – человека из другой страны и социальной среды, которая вынуждена подыгрывать супругу в одному ему понятной игре.
В картине Дэвида Финчера, которую мы ждали ни много ни мало 6 лет, Олдман сыграл главную роль: незаслуженно забытого, но очень талантливого сценариста Германа Манкевича, написавшего для Орсона Уэллса «Гражданина Кейна». Не самая, прямо скажем, выдающаяся роль актёра – слишком уж у него много великих образов, – но всё равно очень хорошая. Особенно удивительно, как Олдман вместе с остальным кастом тонко уловили интонации и прочую специфику игры актёров из кино 50-х, под которое и стилизован «Манк». Если бы мы не знали их в лицо, вполне могли бы поверить, что смотрим какой-то утерянный шедевр из закромов студии MGM.
Экранизацию романа Джека Лондона «Мартин Иден» – о простом моряке, который, несмотря не недостатки в образовании, решает стать профессиональным писателем, – уже активно вписывают во всевозможные списки «лучших фильмов года». Как известно, сделать кино по горячо любимой всеми книге сложно, а ещё сложнее исполнить роль персонажа, чей образ сформировался индивидуально у каждого читателя. Но Лука Маринелли справился с этим превосходно – это тот случай, когда герой на экране выглядит, говорит и ведёт себя именно так, как это представляли люди, листая страницы романа Лондона. Не зря итальянский актёр получил в 2019 году приз на Венецианском фестивале за свою роль.
Совсем недавно о Джесси Бакли знали только отдельные синефилы – те, кто, скажем, ещё в 2017-м восторгался её ролью в «Звере». Но в последние годы ирландская актриса заслуженно начала проникать в мейнстрим: сначала через сериалы «Табу» и «Чернобыль», теперь через третий сезон «Фарго» и главную роль в «Думаю, как всё это закончить», одной из важнейших картин 2020-го. Здесь она играет героиню с неопределённым именем, которая едет со своим парнем в дом его родителей и вскоре обнаруживает себя посреди совершенно сюрреалистического действа.
Эта роль сложная хотя бы потому, что у персонажа Бакли нет характера как такового: как и всё в фильме, она лишь сосредоточение идей, обрывочное и непоследовательное воспоминание — и именно она служит поводырём зрителя в мир кауфманского хаоса. И со всем этим Джесси справляется просто отлично.
Во второй части Борат возвращается в США, и не один, а в компании дочери, которую он хочет выдать за премьер-министра страны или хотя бы какого-нибудь другого важного политика. Тутар – такой же важный персонаж фильма, как и сам казахский журналист, и выпадает на неё ничуть не меньше гэгов. Оттого и удивительно (и, видимо, зарубежных критиков это тоже подкупило), что неизвестная болгарская актриса Мария Бакалова выглядит на экране так же органично, как и ветеран комедии Саша Барон Коэн. А в некоторые моменты, пожалуй, и вовсе уделывает создателя «Бората» по харизматичности.
Крайний фильм Спайка Ли рассказывает об афроамериканских ветеранах Вьетнамской войны, которые возвращаются на бывшие поля битв, чтобы найти там останки своего командира и заодно оставленное там золото. Делрой Линдо играет Пола, харизматичного лидера пожилой банды, – и играет действительно потрясающе: никогда и не подумаешь, что до роли в «Пятеро одной крови» он десятки лет прозябал в Голливуде где-то на втором плане. Символично, что в фильме, в том числе посвящённом забытым военным подвигам афроамериканских солдат, режиссёр Спайк Ли и сам берёт на себя задачу открыть ранее неизведанные таланты. Делрой Линдо – пожалуй, самый яркий из них.
Как известно, Чэдвик Боузман покинул нас в 2020-м – у звезды «Чёрной пантеры» был рак кишечника, о котором не знал никто, кроме самых близких. Роль в «Ма Рейни» – одна из его последних: в фильме он играл, будучи уже сильно болен, и оттого ещё более удивителен и впечатляющ его заряженный энергией перформанс. Герой Чэдвика, музыкант Ливи, искрится юмором, злостью и страхом: это не только однозначно самый яркий персонаж в фильмографии Боузмана, но и один из лучших во всём году. Вполне вероятно, что актёр получит посмертный «Оскар», и то будет вовсе не красивый жест: он действительно его заслужил. И бесконечно жаль, конечно, что талант Боузмана начал по-настоящему раскрываться так поздно.
В новой работе Хлои Чжао, режиссёрки «Наездника», двукратная лауреатка «Оскара» Фрэнсис МакДорманд играет Ферн – женщину, которая после некоего экономического коллапса собирает вещи в грузовик и сбегает куда глаза глядят. Теперь она ведёт жизнь этакого современного кочевника, перемещаясь между штатами и нигде не останавливаясь надолго.
Фильм Чжао – одновременно посвящение невероятной красоте американского Среднего Запада и интересное размышление на тему неортодоксальной жизни в современности. В России «Земля кочевников» пока недоступна, но зарубежные критики в один голос называют фильм одним из лучших в 2020-м. А работу МакДорманд – одним из самых тонких и глубоких актёрских перформансов последнего времени.
Забавно, что у Риза Ахмеда в этом году было две синонимичные роли – амбициозных музыкантов, которые обнаруживали у себя заболевание, ставящее крест на их карьере. Речь о фильмах «Откуда ты родом» и как раз «Звук металла»: в первом актёр играет рэпера, чьи ноги отказываются ему подчиняться, во втором – панк-ударника, начавшего постепенно терять слух. Обе роли, в принципе, одинаково впечатляющие, но критики IndieWire в качестве лучшей выбрали вторую – и спорить мы с ними не будем. Вообще радует, что талант потрясающего Риза Ахмеда наконец начали замечать на таком уровне: недалеко и первый «Оскар» для актёра, который слишком долго оставался в голливудской тени.