При всём многообразии картин, которое предлагает российское кино, попытались выбрать 10 самых интересных фильмов последнего десятилетия – фильмов, о которых вспоминают и на которые следует обратить внимание.
История о кризисе семейной жизни, рассказанная на фоне рутины работников «скорой помощи». Брак молодой пары рассыпается – то ли из-за свалившегося стресса, то ли из-за нерадивости мужа-алкоголика, то ли из-за всех неурядиц в загруженной работой жизни.
«Аритмия» – это не только откровенный диагноз в попытке показать социальный срез: бесполезные медицинские реформы, тяжёлая ноша наших участливых работников, а также печальная участь пенсионеров, к которым машины скорой помощи просто-напросто не доезжают. Фильм Хлебникова – это история о попытке наладить ритм, о возможности отдышаться. При всём своём гиперреализме бытовой жизни, «Аритмия» не поскупилась на оптимизм и надежду.
Музыкальный байопик Кирилла Серебренникова, ещё до релиза заработавший себе особую репутацию. «Лето» – чёрно-белая история о ленинградском рок-подполье 80-х, где сходятся молодой Виктор Цой, Майк Науменко и его жена Наталья.
Картина не только воссоздаёт фактуру эпохи – Серебренников в форме вставок насыщает фильм западными музыкальными хитами, придавая ему динамику, гибкость и даже своеобразное новаторство. Это, правда, учитывая, что в России давно не появлялось фильмов, которые вызывали такую явную симпатию со стороны иностранного зрителя (а французский журнал Les Cahiers du Cinema даже назвал «Лето» одним из лучших фильмов года).
Пожалуй, самый резонансный российский фильм десятилетия. И дело здесь не в провокативности материала, с которым работал Звягинцев, а скорее в том, что режиссёру с точностью удалось попасть в нерв российского общества. Проблема государства и власти, маленького человека и механизмов его подавления – «Левиафан» на фоне российских реалий рассказал об архетипическом конфликте, вечном противостоянии, бесконечное число раз отрефлексированным через формы искусства.
Очаровывают здесь мрачные обертоны Звягинцева: мрачная, почти мифологическая фактура России, тревожная музыка Филипа Гласса, а также экспрессивные работы актёров, в первую очередь – Алексея Серебрякова.
Один из самых занятных дебютов за всю историю российского кино. Кантемир Балагов в свои 25 лет снял зрелую, взвешенную и крайне амбициозную картину. Неприглядный этюд Нальчика 90-х годов, на фоне которого разворачивается история молодой девушки и её взаимоотношений с семьёй, – «Теснота» предлагает зрителю замкнутый мир со сдавленным пространством и сжатым кадром (даже используется формат 1,33:1, и фильм работает преимущественно на крупных планах).
Неудивительно, что фильм завоевал симпатии не только в России, но и в Европе, так как стилевые решения Балагова выглядят в духе французской кинематографии.
Остросоциальная драма Андрея Звягинцева – портрет столичной жизни, где показана беззаветная и слепая любовь родителей к детям. Елена пытается отмазать своего внука от армии и обращается за помощью к обеспеченному мужу, а тот отказывается помогать супруге.
Хоть и в фокусе драмы находится проблема классового расслоения, однако фильм идёт дальше социальной критики. Это притча о самоотверженности отдельно взятой женщины – о её довольно противоречивом с моральной точки зрения героизме. Эстетические координаты фильма задаются блестящим аудиорядом Филипа Гласса и вылизанными мизансценами оператора Михаила Кричмана.
Криминальная драма Олега Погодина – фактически первый в своём роде российский вестерн. Семейное застолье в честь юбилея главы семейства нарушается приездом старшего сына, а следом – боевой группы, которая намерена его убить.
Донские степи, кровавые перестрелки и перехлёсты насилия – уникальная попытка российского кино заговорить на языке Сэма Пекинпа, Фреда Циннемана и Джона Форда. А трагическое разрушение семьи в «Доме» отсылает к мрачной прозе Фолкнера – той фактуре и тому материалу, которыми наша кинематография обычно не интересуется.
Комедийная мелодрама Романа Каримова, в которой повествуется о скромном мужчине, приехавшем в Москву для начала новой жизни. Самоконтроль и равномерность нарушаются новыми знакомыми: навязчивой начальницей, а также соседкой-школьницей, которая влюбляется в героя.
«Неадекватные люди» с сатирой показывают отягощённость столичной жизни, где каждый второй обращается к психологу и страдает от душевных недугов. При всём этом фильм достаточно легковесен и позитивен – его агрессия, пылкость и напряжение компенсируются хоть и туманным, но хеппи-эндом.
Долгострой Алексея Германа, которому потребовалось около 14 лет, чтобы выйти на экраны. Magnum Opus советского режиссёра – радикальный по всем эстетическим меркам проект, где рассказывается о мрачном путешествии по средневековому миру вместе с доном Руматой.
Бескомпромиссный и неуступчивый эпос Германа погружает зрителя в мир отступивших эстетических идеалов – мир грязи, порока и вони, которые ощущаются зрителем почти на уровне осязания и обоняния.
Опыт, предложенный Германом, для одних стал настоящим издевательством, для других – важной точкой в истории современного российского кино.
Фильм о Второй мировой войне, спрессованной до масштабов частного этюда. Маленькая девочка Анна прячется от немецких захватчиков в кабинете сельской школы. Работа Федорченко предоставлена вольному полёту фантазии – здесь есть и ужасы военных лет, показанные в аспекте чисто физиологического и телесного распада, и факторы психологического страха – девочка пытается выжить в суровом мире, защищаясь главным средством – воображением.
«Война Анны» держит дистанцию от моральных сентенций, от патриотических наслоений. Фильм — скорее своеобразная российская вариация «Лабиринта Фавна», в котором режиссёр на языке символов и метафор говорит о чудовищности войны.
Яркая работа ещё одного дебютанта – Юрия Быкова, который начал карьеру с остросюжетного боевика. Двое мужчин бегут от вооруженных преследователей и в процессе выживания узнают жизненные ценности друг друга.
«Жить» Быкова важен тем, что представляет собой произведение, что называется, без купюр – в нём декларируется крайне мрачная и хищническая философия, которая удачно взаимодействует с сюжетом.
Определённую тональность задают ландшафты – выхолощенная фактура из бесплодных земель, а также актёрская игра Дениса Шведова – актёра, который в работах Быкова блеснёт не один раз.