Нежный, трудный, переходный: пубертатный период раздирает прыщами, первой любовью и решениями, которые влекут за собой последствия на всю жизнь, вроде выбора университета. Романтические комедии, мелодрамы и прочие так называемые feel-good-movie по-разному фиксируют изменения в теле, жизни и в мыслях, но сходятся в одном: юность у всех одна и какой бы сложной она не была в моменте, воспоминания о ней всегда будут преисполнены ностальгическим флером счастливой поры.
В каком-то смысле можно считать, что «Виноваты Звезды» стали эталоном в жанре, который они сами до конца и сформировали: любовь и болезнь на пороге совершеннолетия. Несомненно, множество фильмов перемешивали любовь и лекарства и до этого, но именно экранизации одноименного романа Джона Грина удалось занять нишу печальной истории, которая трогает всех. Разумеется, это аккуратный конвейер по беззастенчивому выжиманию слез, и главная героиня не ошибается: песни Питера Габриэля работают. Но порой это и есть самая благая функция кино: дать возможность выплакать все, что накопилось (в этом случае и чуть-чуть больше). Помимо ювелирной балансировки между романтикой, взрослением и грядущей трагедией, которая не позволяет фильму скатываться ни в одну из крайностей, его заслуга, конечно, в лицах. Трепетные взгляды и улыбки Шейлин Вудли и Энсела Элгорта могут растопить даже ледяное сердце, если вдруг Снежная Королева наткнется 14 февраля на «Виноваты звезды» в он-лайн кинотеатре.
Актриса, сценаристка и режиссёрка Грета Гервиг стала голосом поколения тридцатилетних, а Френсис Ха в ее исполнении - черно-белым портретом рассеянной миллениалки в поисках счастья (фильм поставил спутник и союзник Гервиг Ноа Баумбак) . Заняв место у режиссерского штурвала, Гервиг предпочла оглянуться назад и вспомнить свое взросление в Сакраменто. Выпускной, вопросы самоопределения, непростые отношения с мамой, нехватка денег и первая влюбленность - с одной стороны фильм словно слепок всех подростковых историй сразу, но все меняет отношение, интонация и слова рассказчика. У Гервиг любые шаблоны и архетипы превращаются в реальных людей которые живут своей жизнью, она продолжится и за кадром. «Леди Берд» - честное девичье кино с растерянным лицом бунтующей (против кого? против чего?) Сирши Ронан, которое не пытается предложить учебник моралей, но подробно фиксирует болезненный момент взросления.
Авторство фильма принято делить на своих: это не только режиссер Джейсон Райтман, но и сценаристка Диабло Коди - одна из самых честных и в тот же момент приземленных мастериц слова. Джуно (Эллиот Пейдж) шестнадцать и она беременна от лучшего друга: взрослеть придется в один момент и никакие телефоны-гамбургеры и мешковатые рубашки не спрячут ее новый статус от одноклассников и родителей. Фильм удивительно точно раскачивает лодку между уроками, подружками, школьной столовой и визитами к гинекологу и признанием семье в беременности. При этом авторы не пытаются пользоваться инструментарием социальной драмы - семья есть семья, выход всегда можно найти, а ответственность - порой осознание того, что к бремени еще не готов. В тоже время у «Джуно» довольно простой язык подросткового мира: когда все идет не по плану в минимаркете стоит купить не только тест на беременность, но и огромную жевательную конфету- веревку (на которой можно повеситься при желании).
«С любовью, Саймон» как принято говорить жизнеутверждающая и жутко очаровательная романтическая комедия о взрослении с одним обстоятельством: старшеклассник постепенно понимает, что гомосексуал и мало этого осознать, нужно еще и признаться миру - к и так травмирующим изменениям в собственном теле и гормональному взрыву прибавляется еще и большой секрет. Режиссёру Грегу Берланти удалось поставить фильм таким образом, что каминг-аут не становится центральным персонажем истории, вытесняя людей, а представляет собой еще закономерный процесс, связанный с общей трансформацией. Продюсеры фильма Марти Бауэн и Вик Годфри снова продемонстрировали свою способность органично и спокойно говорить о сложных вопросах в жизни подростков - они же работали над фильмом «Виноваты звезды», о котором мы вспоминали выше. В целом, «С любовью, Саймон» - это нежное и трогательное кино о гармонии с собой, своим телом и не только о первой влюбленности, но и о старых друзьях.
Тинейджерка-полячка Вайолет (эльфийка Эль Фэннинг) живет где-то в глуши, разносит сено по амбарам, а после бродит по полям воткнув в уши айпод: она мечтает петь на весь мир. Возможность быть услышанной ей дарит проект вроде «Голоса» с закосом под Nirvana в названии «Teen Spirit». Рока в фильме маловато, но кавер на великую песню Робин «Dansing on my own» в исполнении Фаннинг услышать непременно стоит. «За мечтой» напоминает успешный пересказ фильмов из 90-х и нулевых вроде «Бара Гадкий Койот» (и там, и там юную певицу зовут Вайолет): впереди моральные дилеммы между славой и данными обещаниями, друзьями и мерцающим миром богемы и прочие прелести, идущие мелким шрифтом в контракте на успех. Кино мелодичное и яркое, но это песня на один раз - ее мотив забывается на следущий день.
Привычную школьную одноэтажную Америку субурбии в «Домашней Работе» заменяет Нью-Йорк: главный герой то ли Холден Колфилд, то ли наш Иван Мирошников из «Курьера» - учится Джорджу (Фредди Хаймор) совсем не интересно, да и о каких уроках может идти речь, если жизнь так скоротечна. В его одиночество прикрытое мизантропией врывается Салли (Эмма Робертс): умирать становится не так страшно, как признаться ей в неумолимо подступающих чувствах. «Домашней работе» ужасно идет недосказанность и смущенное бормотание, за поэтическим и вечным спрятано обычное, человечное, даже в тяге к искусству - Джордж художник с нереализованным потенциалом. Помимо удивительно мелодичного саундтрека историю делают и лица среди которых много знакомых: Алисия Сильверстоун (которая когда-то была главной школьницей 90-х из «Бестолковых»), Рита Уилсон, Саша Спилберг (дочь Стивена), Элизабет Лидер и другие.
Старшая школа открывает свои двери для Чарли (Логан Лерман) и вместе с ней наступают ужасы социализации: парня мучают призраки прошлого, которые расшатывают и так не стабильную подростковую психику, а тут еще надо держать оборону перед обрядами дедовщины. Друзей и соратников он находит в выпускниках этого года - Патрик (Эзра Миллер) и Сэм (Эмма Уотсон) своего рода диссиденты в школьной столовой: сводные брат и сестра любят танцевать и музыку вроде the Smiths (без них не может обойтись ни один роком нулевых). Стивен Чбоски, написавший роман и собственноручно превративший его в кино, поселяет своих героев в безвременье: на экране они дарят друг другу пластинки и звонят по-домашнему телефону, но изображение не покрыто патиной времени - такие подростковые перипетии могли случится и в нулевых, и в десятых и девяностых.
Как правило 10-12 лет в кино - время приключений: вечно творятся «Очень странные дела», инопланетяне прячутся в шкафах, а на Хэллоуин можно потанцевать с приведением Каспером - переход от сказки к взросления замаскирован фантастическими обстоятельствами. Стендап-комик и дебютант в режиссёрском кресле Бо Бернем (сейчас его можно увидеть в фильме Эмиральд Финнел «Девушка, подающая надежды») в «Восьмом классе» отбрасывает все волшебное и исследует начало пубертатного периода, где все свершения перемещаются на ютуб и в снепчат (еще три года назад не предчувствовали наступления эпохи TikTok). Кайла (поразительная Элcи Фишер) рассказывает эту историю от первого лица и задает вопросы на своем канале, пытаясь дать ответы в первую очередь самой себе: как оставаться собой, когда постоянно меняешься, нервничаешь, а тело словно идет на тебя войной? Премьера фильма прошла на фестивале «Санденс», а выступила его студия A24 - комбо работающее во всех жанрах и комплектациях. Непременно хочется узнать, что будет дальше и увидеть и следующие режиссерские проекты Бо Бернема и главные роли Элси Фишер.
И снова беспроигрышное сочетание премьеры на фестивале «Санденс» и студии A24: Майлз Тейллер в шаге от «Одержимости», которая заставит всех говорит и о нем, и о Дэмьене Шазелле встречает Шейлин Вудли. Все по-классике: он - главный заводила вечеринок, красавчик и, увы, начинающий (продолжающий?) алкоголик, она - кроткая и тихая умница-работяга, которая в шесть утра развозит газеты пока он отсыпается на чужой лужайке после бурной ночи. В очередной раз притянувшиеся противоположности постепенно меняют друг друга: выпивка не спасает от страха взросления, а работа и отсутсвие развлечений не только превращают героиню Вудли в зануду, но и заставляют пропускать собственную юность. Плохой мальчик и хорошая девочка здесь отходят от типичных лекалов ромкомов по которым любой негодяй исправляется в один момент, а примирение наступает под сентиментальную музыку (хотя без этого не обошлось): проговоренная вслух цена отвественности за чужие чувства притупляет шаблоны жанры.
Если «Виноваты звезды» самый типичный из фильмов о трагедии болезни в жизни подростков, то «Я, Эрл и умирающая девушка» самый не характерный. Во-первых, это история не о большой любви, а о большой дружбе, а потому сентиментальный коктейль с самого начала играет другими красками. Во-вторых, грубая и бессердечная реальность перемешивается с фантазиями: Грег и его лучший друг Эрл переснимают культовые фильмы на свой лад, делая их названия дурацкими вроде «Носковой апельсин» (трудно переводимая игра слов). Фильм основан на одноименном романе, но режиссер-дебютант Альфонсо Гомес-Рехон историю одного года выпускника старшей школы пересказал глазами ее участника: подростка гика, который вырос на кинематографе и не очень понимает как общаться с людьми не только в тяжелых ситуациях. От этого возникает довольно много может и неуместного, но человечного юмора, неловкости и порой грубости - в школе нет урока на котором объясняют как вести себя, когда твоя подруга умирает.
«Я, Эрл и умирающая девушка» на фестивале «Санденс» получили два приза сразу: и Гран-при и зрительских симпатий.